«В гостях у осенних фей»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Конспект коррекционного логоритмического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt-_fei.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
Тема:
«В гостях у осенних фей»
Конспект коррекционного логоритмического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
учителя-логопеда:
Фаттаховой Елены Валерьевны
п. Новогорный, г. Озёрск
Челябинская область 2013 год
Программное содержание
Образовательная задача
1. Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе; формировать двигательные умения и навыки; способствовать овладению детьми познавательных эталонов; развивать пространственные представления с помощью логопедической ритмики; расширять словарь.
Коррекционно - развивающая задача
2. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, грамматическую правильность речи; формировать координацию, переключаемость, плавность движений, оптико-пространственную ориентацию; развивать фонематический слух, общую моторику, зрительно-двигательную координацию, внимание, память, умение правильно согласовывать движения с текстом.
Воспитательная задача
3. Воспитывать общую музыкальную, речевую и двигательную культуру; проявлять художественно-творческие способности, личностные качества, чувство коллективизма; воспитывать просодические компоненты речи, эмоции высшего порядка.
Задачи интегрируемых образовательных областей:
Образовательная область «Познание»: формировать у детей исследовательские навыки: умение наблюдать, анализировать, сравнивать и процессы взаимодействия объектов природы. Закреплять представления детей о сезонных изменениях осенью.
Образовательная область «Здоровье»: продолжать обучать детей разным видам имитационных движений, закреплять приёмы самомассажа. дыхательной гимнастики.
Образовательная область «Коммуникация»: пополнить и активизировать словарный запас детей, развивать речевую активность.
Образовательная область «Музыка»: развивать умение сочетать темп движений с характером музыки.
Образовательная область «Физическая культура»: развивать двигательные умения, навыки ходьбы и бега.
Образовательная область «Художественное творчество»: развивать творческие проявления детей.
Методы Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.
Приёмы
Поисково-исследовательская деятельность, игровой прием.
Предварительная работа
Знакомство с приметами осени, творческие упражнения «Ритм-лото», упражнения на ориентацию в пространстве «Вправо-влево», упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции «Листопад», «Ветерок». Просмотр мультипликационного фильма «Феи».
Словарная работа примета, листопад, накрапывает.
Материалы для занятия
Игрушки театра Би-ба-бо – герои сказки «Колобок», музыкальные звоночки, малые массажные мячи, металлофон, магнитная доска, шапочки грибов, наклейки - листочки, «Дневничок достижений», иллюстрации с изображением осеннего времени года.
Аппаратное и программное обеспечение
Аппаратное обеспечение: мультимедийное оборудование, магнитофон.
Программное обеспечение: MS Power Point, аудиозапись шума ветра, фонограммы музыкальных произведений.
Образовательные ресурсы
1. Картушина М. Ю. «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»- М.: Школьная Пресса,2008.
3. Сборник СанПиН 2.4.1.2660-10.
Интернет ресурсы nsportal.ru; admin@logoburg.com; pedgazeta.ru
Ход мероприятия:
Организационный момент. Вводная часть. Длительность 5 минут
Учитель-логопед приглашает детей, они входят в зал под тихую спокойную музыку.
Приветствие:
Учитель-логопед: Добрый день!
Дети: Добрый день! Заниматься нам не лень!
Учитель-логопед: Как обычно, для порядка, дружно сделаем зарядку.
Справа друг и слева друг (дают правую, левую руку)
Встанем все в веселый круг! (строят круг)
Ритмическая игра «Раз! Два!» (развитие устойчивости внимания при воспроизведении ритмических рисунков с сопряженным проговариванием текста)
Использование ТСО (фонограмма мелодии песни «Варенье» из мультипликационного фильма «Маша и медведь», дети выполняют движения игры)
1 такт – раз, два – мы идём! (ходьба на месте)
2 такт – хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
3 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)
4 такт - топ, топ, топ! (притопы)
5 такт – раз, два – мы идём! (пружинка 2 раза)
6 такт – шлеп, шлеп, шлеп! (шлепки по ногам)
7 такт – раз, два – мы поём! (пружинка 2 раза)
8 такт – поворот! (поворот тремя прыжками спиной в круг)
Повтор движений, стоя спиной в круг, затем, на быструю часть музыки дети двигаются легким бегом по кругу и по сигналу «Направо! Налево! Кругом! Стоп! Врассыпную!» выполняют движения; с окончанием музыки дети садятся на стулья.
Основная часть. Проблемно-игровая ситуация «Письмо от фей»
Длительность 20 минут
Учитель-логопед: Друзья, сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Оно излучает приятный запах. Чувствуете нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах? Дети: Пахнет какими-то цветами.
Учитель-логопед: Да, мне тоже так показалось. Хотите узнать, от кого это письмо и что здесь написано? Вы хотели бы отправиться на поиск ответа? (дети выражают согласие).
Использование ТСО (звучит фонограмма веселой музыки, педагог жестом направляет внимание детей на экран)
Использование ИКТ- Появление сказочного персонажа на экране
- Здравствуйте! Меня прислали к вам мои подруги - феечки осеннего леса. Мы слышали, что вы тоже любите путешествовать! Поэтому приглашаем вас к нам в гости, но чтобы попасть в нашу страну, вам нужно превратиться во что-то осеннее. Что бывает осеннее? (ответы детей, составление словосочетаний с прилагательным «осенний», «осенняя», «осеннее»). Верно, давайте попробуем стать осенними грибочками. Кто подскажет, как это можно сделать? (предположения, ответы детей)
Учитель-логопед: Правильно, ребята, нам необходимо волшебство.
Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского)
Учитель - логопед: Что ж, начинаем превращение! И поможет нам в этом волшебные воротца. Нужно пройти сквозь них, назвав осеннюю примету, и надеть на себя шапочку грибочка. Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете? (Осенью листья желтеют, краснеют, розовеют, опадают. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Солнце светит, но не греет. Часто идет холодный дождь. На улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее. В лесу появились грибы и ягоды. Люди собирают урожай). Дети выполняют игровое задание.
Учитель - логопед: Отправляемся в путь, в гости к лесным феечкам!
Использование ТСО (фонограмма «Марш»)
Упражнение на координацию речи и движения «Мы шагаем»
(развитие умения переключаться с одного вида движения на другой и ориентироваться в пространстве)
Мы шагаем, мы шагаем, движение в левую сторону
Дружно ноги поднимаем ритмично шагают друг за другом змейкой
По дороге мы пойдем,
Автора письма найдём.
Влево – шаг, вправо – шаг, стоя на месте, выполняют движения по тексту
Шаг вперёд и шаг назад.
Через лужу прыг, скок, два приседания, два прыжка на двух ногах вперед
И выходим на мосток шагают, подходят к канату, лежащему на полу
Мы по мос-ти-ку ша-га-ем, приставной шаг, слова разбиваются на слоги
Нож-ку к нож-ке при-став-ля-ем,
Раз, два, не зевай, выше ноги поднимай! шагают, перестраиваясь в круг
Мы торопимся за кладом, руки согнуть в локтях, легкий бег по кругу
Все быстрее мы идем,
Раз, два, три, не отставай и друг друга догоняй.
Шаг немножко замедляем, замедляют движение
Руки вверх, руки вниз, движения по тексту
И немного потрясём, стоя в наклон трясут расслабленными руками
А теперь мы отдохнём! выпрямиться, руки в стороны и вниз
Использование мультимедийного оборудования (дети переходят в другую зону, где находится мультимедийный экран, на экране появляется изображение пещеры (вид снаружи).
Создание проблемно-игровой ситуации
Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, мы добрались до большой пещеры, здесь и живут наши подруги-феи. Но для того, чтобы с ними встретиться, нам нужно отгадать, волшебные слова, без которых не войти в осенний лес.
Фея с экрана: Братцев этих ровно семь, всем они известны.
Каждую неделю кругом, ходят братцы друг за другом:
Попрощается последний, появляется передний (Дни недели).
Логопед: Как вы думаете, про что эта загадка? (дети отвечают). Правильно. О семи братцах – днях недели. Наши волшебные слова звучат так же, как дни недели. Давайте назовём их все вместе.
Упражнение на развитие мелкой моторики и слухового внимания «Дни недели» (дети проговаривают текст, по очереди загибая пальцы)
Среди любой осенней недели первым будет Понедельник.
День второй за ним пошёл, это Вторник к нам пришёл.
Нам не деться никуда, третий день всегда Среда.
Он четвёртый там и тут, этот день Четверг зовут.
В череде рабочих дней пятый Пятница теперь.
Вся закончена работа, день шестой всегда Суббота.
День седьмой, его мы знаем: Воскресенье, - отдыхаем!
Фея: Ребята, вы правильно назвали сказочные слова, и я приглашаю вас в наш волшебный осенний лес.
Использование мультимедийного оборудования (на экране появляется вид осеннего леса, дети переходят в следующую зону, где находится магнитная доска, стол с атрибутами театра Би-ба-бо, дети садятся на коврик)
Учитель-логопед: Ну, вот мы и добрались! (Слайд) Ребята, посмотрите, осенью всё вокруг жёлтое: жёлтые поляны, жёлтые деревья. Осенью дует холодный ветер. Он срывает с деревьев жёлтые листья. Они кружатся и падают на землю. (Слайд) Как это называется? (Дети: Листопад). Правильно. Мы с вами находимся на осенней полянке. Посмотрите, сколько листьев лежит на земле. И все они какого цвета? (жёлтые, оранжевые).
Игровое упражнение на развитие речевого дыхания Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки. (Выполняем дыхательную гимнастику.) Вот какой листопад у нас с вами получился. Слышите, какие-то звуки…это волшебные звоночки предлагают нам сыграть осенюю песенку.
Музыкально-ритмическая игра на развитие чувства ритма, памяти, музыкального слуха «Осенние звоночки».
(учитель-логопед играет на металлофоне ритмический рисунок мелодии, дети повторяют ритм колокольчиками).
Игра «Подбери действие» на развитие грамматической стороны речи Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
- Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я даю осенний лист.
Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают…
Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идёт …
Урожай осенью — Урожай осенью убирают…
Птицы осенью — Птицы осенью улетают…
Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья…
Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки...
Физкультминутка «Осенние листочки».
Использование ТСО (фонограмма легкой музыки)
(Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение, с началом музыки бегают врассыпную, выполняя движения)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся. Листья собирают в букет.
- Знаете, ребята, а ведь осень- волшебное время года, осенью случаются разные истории, как вот эта…
Использование ТСО (мультимедиа презентация фрагмента сказки)
-Ну-ка, не зевай-ка, сразу повторяй-ка!
Сказка «Колобок» в стихах - комплекс упражнений логопедической гимнастики на развитие и укрепление мышц органов артикуляционного аппарата)
(сказочный герой на экране показывает артикуляционные упражнения, дети повторяют).
Пальчиковая игра с самомассажем рук для активизации речевой зоны головного мозга «Осенний букет». Автоматизация ранее поставленных звуков. художественное творчество.
- Ребята, хотите собрать осенний букет для своих друзей?
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать массажные мячики в кулачках).
Листья берёзы. Листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы на мяче).
Мы соберём, вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-На столиках лежат листья и часть картинки, дул сильный ветер и картинка порвалась…как можно снова сделать красивую вартинку? (Предположения детей) Молодцы, верно догадались, что можно наклеить литья с помощью пластилина.
(Дети выполняют поделки из природного материала и пластилина, восстанавливая картинки)
Составление рассказов по сюжетным картинкам в малых группах «девочки-мальчики» (раздаётся стук в дверь, вносятся мольберты с картинами)
-Ребята, смотрите, феи осеннего леса нам прислали свои творения. Придумайте по своей картинке короткий рассказ, а мы рисунки соединим, и у нас получится большая осенняя книга.
(Составление рассказов по сюжетным картинкам на тему «Осень» в парах: две девочки - два мальчика)
Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из—за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья горят на солнышке, а затем опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром.
Осень.Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.
Использование ТСО (фонограмма веселой танцевальной музыки)
Игровая обучающая ситуация «Что в осеннем есть лесу» на развитие вестибулярного аппарата, мышления, внимания, быстроту реакции, закрепление полученных представлений
(дети переходят в другую зону, стоя врассыпную с закрытыми глазами, показывают: деревья – потянуться вверх, руки поднять вверх, грибы, ягоды – присесть, руки вниз)
Заключительная часть. Итог мероприятия.
Длительность 5 минут
Учитель-логопед: Посмотрите, ребята, какая большая, красивая книга получилась у нас. Мы положим её на окошко, чтобы осенние феечки. пролетая мимо окон, увидели её и обрадовались.
-О каком времени года мы говорили?
-Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)
- Какие игры вам понравились больше всех?
-Как вы думаете, что самое важное нам подарили феи?
- Верно, они нам подарили новые знания, научили дружно справляться с трудностями. Мне очень понравилось, как вы отвечали, старались говорить четко. И мы ещё будем путешествовать с вами в другие интересные места. Пора возвращаться, и снова помогут нам волшебные ворота.
Использование ТСО (звучит фонограмма «Фея Драже» П.И.Чайковского, дети проходят через «воротца» из листьев, висящие над дверью)
Учитель-логопед вручает каждому наклейку с изображенитем осеннего листочка, который дети позже наклеивают в «Дневничок достижений». Дети выходят из зала под тихую, спокойную музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
Фольклорное развлечение в русской избе....
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») «КАК ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ И КАК САМИМ БЫТЬ ГОСТЕМ? ОБ ЭТОМ ОБО ВСЕМ У ЗНАТОКОВ МЫ СПРОСИМ»
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (образовательная область «Социализация») ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ....
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Тренинг для детей старшей и подготовительной групп "Мы в гости, к нам гости"
Данный тренинг поможет в игровой форме познакомить детей с правилами поведения в гостях, закрепить эти знания на практике....
Прогулки "В гости к осени", "Осень в гости к нам пришла"
Прогулка по осеннему селу....
Фольклорное развлечение «Гости к Дашеньке пришли»,Осенний праздник"Осень,в гости просим",Развлечение"Россия - Родина моя",консультации для родителей"Изготовление муз.инструментов","Правила поведения при встрече с музыкой",подбор слайдов"наши праздники"
1. Приобщение детей к русскому быту,укладу.2 .В необычной форме рассказать детям о вреиени года - осень,вызвать положительные эмоции.3. Развлечение направлено на патриотическое воспитание дошкольников...