Конспект игрового занятия по формированию фонематической функции речи "Парусная регата"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятие , в котором дети в форме игры - сосязания упражняются в звуковом анализе и синтезе, учатся работать в коллективе, получают позитивные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое занятие в подготовительной группе
«Парусная регата»
Составила учитель-логопед МБДОУ «ЦРР д/с №3 Белоглинского района»
Голева Е.Б.
Тема: Звуки С,Ш
Цель:
1. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении.
2. Формирование фонематического восприятия.
3. Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слова.
4. Упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов.
5. Закрепление пассивного словаря по теме «Море».
Оборудование: макеты парусных яхт , флажки, игрушки со звуками С, Ш в названии, головные уборы для детей с отличительными знаками команд, металлические баночки , наполненные песком, ракушками, камешками, мультимедиа – установка, ПК, ЗУА, призы.
Ход занятия:
1. Оргмомент. Психогимнастика.
Логопед: Ребята, посмотрите на небо. Скажите, светит ли там солнышко? Нам хорошо, тепло, покажите, как вам тепло и хорошо на солнышке. А теперь подул ветер, стало зябко, прохладно, изобразите, как вам стало холодно. Но вот в небе опять появилось солнышко, погода, подходящая для прогулки.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, мы с вами построили две яхты, на которых сегодня отправимся в плавание.(Уточняется значение слова «яхта»). Поскольку наши судна парусные, без ветра они не поплывут. Нужно изобразить вначале холодный ветер: с-с-с, а теперь теплый : ш-ш-ш. Сегодня мы будем повторять звуки С и Ш.
3. Уточнение артикуляции, характеристика звуков С, Ш.
Логопед: Скажите, где находится язык, когда мы произносим звук С? Какой это звук, гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? (Ответы детей). А теперь послушайте, я произнесу звук Ш. Какой это звук? (Дети характеризуют звук Ш).
4. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков.
Логопед: Предлагаю совершить прогулку по морю. Давайте как-то назовем наши яхты. Придумайте название со звуком С в начале слова. (Дети придумывают слова на звук С). Я тоже придумала слово на звук С: «салют». (Уточнение значения слова).Если вы не против, одна яхта будет называться «Салют».И, конечно , нужно придумать название другой яхты. Предлагайте ваши варианты названий на звук Ш. (Дети придумывают слова на звук Ш). Молодцы, а я предлагаю назвать яхту «Штурвал». Что такое «штурвал»? (Уточнение значения слова). Какой первый звук в слове «салют»? Верно, С. А в слове «штурвал»? (Звук Ш). Обозначим наши яхты буквами С и Ш.
И чтобы не было скучно, давайте устроим соревнование. Кто знает, как называется соревнование, в котором участвуют яхты?
( Регата. Уточнение значения слова.) Для того, чтобы провести регату, нам нужно разделиться на команды. На яхте «Салют» отправятся в плавание……, а на яхте «Штурвал»…(называет имена детей).
Чье же судно первым придет к финишу? (Дети надевают головные уборы с отличительными знаками команд, выбирают капитанов).
- Логопед: Первый этап состязаний – разминка. Команды внимательно слушают аудиозапись и определяют, что звучит?( Детям предлагается определить на слух шум моря и крик чаек. Отгадавшая команда получает флажок, который прикрепляется к парусу.)
- Логопед: Следующее задание – определить, какое же под нами дно. Какое дно, если на дне песок? А если ракушки? Камни?(Отвечают дети: «песчаное», «ракушечное», «каменистое». Далее логопед демонстрирует одинаковые металлические баночки , в которые насыпан песок, ракушки и камешки, затем встряхивает их, издавая определенный звук и предлагает на слух определить, что в баночках. Команды угадывают, что в баночках, поочередно).
5. Дифференциация С-Ш.
- Логопед: Следующий конкурс – «Спасатели»
( Раскладывает на полу различные предметы со звуками С и Ш в названии).
Команда яхты«Салют» «спасает» предметы со звуком С в названии, а команда корабля «Штурвал» - со звуком Ш. Кто скорее и правильнее выполнит задание, тот получит очередной флажок.
6. Звуковой анализ слов.
- Логопед: Следующий конкурс – конкурс капитанов. Их задача, используя компьютер, разместить новых пассажиров по каютам. Кто знает, что такое «каюта»? (Уточнение значения слова).
(Капитаны определяют место звука в словах и соответственно положению с помощью компьютерной «мыши» размещают картинки. Все участники, наблюдают за выполнением задания. Капитан, выполнивший задание верно – получает флажок.)
7. Физкультминутка. Упражнение в образовании и употреблении приставочных глаголов.
Логопед: Что-то солнышко начало припекать, не хотите ли охладиться в воде? Давайте искупаемся в море. Ныряем на счет три. Раз, два, три! (Дети имитируют прыжок в воду.) От борта мы (от)плыли, по морю (по)плыли. Вспоминайте способы плавания. Плывем брасом, кролем, на спине, «по-собачьи». Возвращаемся на судна. До борта мы (до)плыли, к своим яхтам (при)плыли. Забирайтесь на борт, берите полотенца, вытритесь хорошенько , продолжим наше путешествие. (Дети имитируют процесс).
8. Различение слов, близких по звуко-слоговому составу.
(Звучит фонограмма «Шторм».)
- Логопед: Ребята, вы слышите, что-то море расшумелось. По-моему, кто-то сейчас появится из водной стихии. (Под музыку появляется девочка в костюме Золотой Рыбки, танцует).
Рыбка: Здравствуйте, ребята, я – покровительница всей водной стихии – Золотая Рыбка. К вам я приплыла за помощью. В моем царстве- беда, перепутались звуки в словах. Поможете мне разобраться, навести порядок ? (Дети отвечают). Тогда возьмите письмо и разберитесь, что же не так в этих стихах? (Логопед читает рифмовки, дети угадывают «перепутанные» слова. Команды участвуют по очереди.)
Говорят один рыбак
В море выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался …ДОМ (СОМ).
Сом, конечно, знаем сами,
Рыба с длинными УШАМИ (УСАМИ).
Но рыбак не унимался
И ему ФАЗАН (САЗАН) попался.
Сел он в ЮБКУ (ШЛЮПКУ) и айда – по реке туда-сюда.
Тут ПОДУШКИ (ЛЯГУШКИ) за ним поскакали
«Почему нас с собою не взяли?!»
Порыбачил и потом
На МЕШОЧКЕ (ПЕСОЧКЕ) на речном
Долго наш рыбак лежал,
Загорал и отдыхал.
Логопед: Уважаемая Рыбка, мы очень рады, что помогли вам, и чтобы еще сильнее улучшить ваше настроение, мы скажем вам добрые слова. Ребята, если я скажу слово: «доброта», угадайте, какая Рыбка? Доброта -(Добрая). Если я скажу: «ласка»? (Ласковая). «Веселье» - (веселая); «ум» - (умная); «сила» - (сильная); «ловкость» - (ловкая).
Рыбка: Спасибо вам, ребята на добром слове, а мне пора возвращаться в пучину морскую, меня там ждут дела. До свидания!
9. Фонематический синтез.
- Логопед: А наша регата продолжается, и следующий этап соревнований – встреча с морскими и речными жителями. Они изображены на этих картинках, назовите их. (Картинки на экране). Кто живет в море? В реке? Они подготовили для нашей регаты головоломки. Возьмите первые звуки из слов и составьте из этих звуков слово.
1. Сом, окунь, карась. (СОК).
2. Морж, акула, краб. (МАК).
(Команда, выполнившая задание верно, получает флажок.)
10. Дифференциация С-Ш в скороговорках.
- Логопед: И последнее задание – скороговорки:
Скороговорка для команды корабля «Салют»:
«В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.»
Для команды корабля «Штурвал»:
«Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.»
(Скороговорки проговариваются хором, индивидуально несколькими детьми.)
11. Итог занятия.
Ребята, давайте подведем итоги нашей гонки. Чья же яхта прибыла к финишу первой? Для этого нам нужно сосчитать флажки. (Победившая команда, равно как и проигравшая получает призы). Сегодня вы правильно отвечали на вопросы, хорошо думали, поэтому справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие по формированию фонематических представлений
Цель: Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с\'».Задачи:•Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. З...
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема: «Цветик- семицветик»
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений и аппликации. (старшая группа) Тема: «Цветик- семицветик»...
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе по сказке «Гуси-лебеди»...
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «В мире математики»
Цель:· Закрепить представление детей о последовательности чисел в пределах 10· Упражнять в счете до 10·...
Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений на логопункте (подготовительная группа) Тема: «Дифференциация звуков [р] и [л]»
Материал данного конспекта по дифференциации сонорных звуков и описанные в нем пособия, будут полезны как для логопедов логопедических пунктов, так и логопедических групп для детей, имеющих различные ...
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Письма Королевы Математики»
Конспект игрового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Письма Королевы Математики»...
Конспект индивидуального занятия По формированию фонематического слуха «Различие звуков» в подготовительной к школе группе
Индивидуальное занятие направлено на развитие сенсорных способностей детей по методики М.Монтессори с детьми старшего дошкольного возраста....