Комплекс сопряженных упражнений для губ, языка и пальцев.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Данный комплекс упражнений составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Выполняя данные упражнения, у детей улучшается общая артикуляционная моторика, мелкая моторика рук, что способствует более успешному речевому развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.79 КБ |
![]() | 481.34 КБ |
![]() | 103.28 КБ |
![]() | 641.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс сопряженных упражнений для губ, языка и пальцев.
Данный комплекс упражнений составлен для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Выполняя данные упражнения, у детей улучшается общая артикуляционная моторика, мелкая моторика рук, что способствует более успешному речевому развитию.
- Упражнение «Лягушка»
Описание упражнения:
1. Пальцы сжаты в кулак, рот закрыт.
2. Одновременно с широким открыванием рта пальцы разжимаются.
«На лугу сидят лягушки
Рты раскрыли две квакушки,
Пальцы ловко разжимайте
Комаров не пропускайте».
2. Упражнение «Комарики»
Описание упражнения:
- Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.
- Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.
«Длинный нос у комара
Убегайте детвора,
Губы трубочкой тяните
Пальцы вместе вы держите».
- Упражнение «Ежик»
Описание упражнения:
- Пальцы рук в замке, рот закрыт.
- Одновременно пальцы выпрямить, язык «иголочкой».
«У ежа остры иголки
Наши пальцы тоже колки,
И язык наш стал иголкой
Держим ровно, долго-долго».
4. Упражнение «Лошадка»
Описание упражнения:
- На щелчок языка кулак бьет о ладошку, положение рук меняется с каждым последующим щелчком.
«Скачет весело лошадка,
Цокает копытами.
Кулачком в ладошку бьем,
Языком щелчок даем».
5. Упражнение «Часики»
Описание упражнения:
- Пальцы сжаты в кулак кроме указательных, рот в улыбке, зубы разомкнуты.
- Пальцы и язык двигаются одновременно в одну сторону.
«Ходят часики тик-так,
Пальцы двигаются в такт.
И язык наш – в право, влево
Двигается очень смело».
6. Упражнение «Барабан»
Описание упражнения:
- Одновременно при произнесении звука д-д-д-д…, указательные пальцы барабанят о стол.
- Возможно использование среднего пальца , безымянного, мизинца.
«Барабанит барабанщик:
Д-д-д-д-д-д-д.
Пальцы ровненько держи
Громко по столу стучи».
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0403.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0404.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0409.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0407.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0425.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/01/dsc_0427.jpg)
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью.
Домаркова Н.В., учитель – логопед
МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Нетрадиционные формы и виды материалов в данном направлении работы, их разнообразнее, вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов, работа с компьютером и т.д.), возможно и необходимо использовать природные материалы в НОД с воспитанниками по развитию мелкой моторики руки. Тем самым не только разнообразится этот вид детской деятельности, но и внедряется здоровьесозедающий компонент.
О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Учитывая все выше изложенные факты, мною был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.
Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
- Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
- Подготовить руку дошкольников к письму.
- Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
- Развивать воображение, внимание, усидчивость.
Оборудование и материалы: сухая морская соль (без ароматический добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т.д.)
С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для упражнений и игр.
Правила и требования к занятиям с морской солью:
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
4. Предварительное изучение (по согласию родителей или законных представителей) медицинских карт воспитанников с целью выяснения анамнеза.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Методические рекомендации по обучению детей упражнениям в морской соли
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
При обучении движениям кистей рук и пальцев используются:
- Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражения образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии)
- Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся у детей жизненный опыт.
- Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Основные движения, которыми ребенок должен владеть, либо должен быть обучен педагогом:
- сжимание кисти в кулак и разжимание
- вращательные движения указательными пальцами
- потирание ладони о ладонь
- соединение пальцев каждой руки в щепоть
- удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша
Упражнения для пальцев и кисти руки.
«Паучок»
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
Сидит на ветке паучок,
Расставил лапки – и молчок.
«Воронка»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
Мы крутили пальцем ловко,
Вышла ровная воронка.
«Солим суп»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы.
Мы сегодня повара,
Суп солить давно пора.
«Моем ручки»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
Моем руки чисто-чисто,
Моем руки быстро-быстро.
«Пересыпь соль»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
Соль, пересыпайся,
Да не просыпайся.
«Хлопки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
Хлопайте ладошки соляные крошки,
Крепко прижимайте, быстро убегайте.
«Кулачки»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
Мы соль в кулак зажали,
И крепко подержали.
«Горка»
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Ладонью строим горку,
Красиво, быстр, ловко.
«Цыплята»
Описание: пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность.
Травку дружно мы клюем,
Червячка сейчас найдем.
«Гуси»
Описание: пальцы щипают соль.
Щиплют гуси травку дружно,
Торопиться им не нужно.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки. Данный комплекс упражнений будет полезен детям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.
Домаркова Наталья Владимировна учитель – логопед МБДОУ « ДСОВ №20» г. Усинска
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
(МБДОУ «ДСОВ № 20» г. Усинска)
«Челядьöс сöвмöдан 20 №-а видзанiн» школаőдз велöдан Усинск
карса муниципальнőй сьöмкуд учреждение
(«ЧС 20 №-а В» ШВ Усинск карса МСУ)
Методическая разработка
Развитие мелкой моторики руки через комплекс упражнений и игр с морской солью в непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда.
Составитель учитель-логопед
Н.В.Домаркова
г.Усинск
2013г.
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, показывает, насколько важно развивать у таких воспитанников мелкую моторику руки. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка - в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Используя нетрадиционные формы и виды материалов в данном направлении работы, стало понятно, что чем они разнообразнее и интересней, тем они вызывают у детей большее желание заниматься этим видом деятельности, и в конечном итоге мы получаем более высокий уровень развития речи ребенка.
Работая в рамках преемственности между детским садом и школой, часто приходится слышать о недостаточной готовности руки первоклассника к письму. О проблеме недостаточной сформированности тонких движений пальцев говорит и мониторинг развития мелкой руки наших воспитанников. Этот вопрос волнует и родителей, но еще чаще тревожат их проблемы здоровья детей: частые простудные заболевания, быстрая утомляемость. Возникла необходимость задуматься над тем, каким образом на логопедических занятиях можно не только устранять недостатки речевого развития детей, но и на более высоком уровне развить мелкую моторику руки и дополнительно оздоровить воспитанников. Поскольку современная жизнь удаляет человека от природных факторов и велико вредное воздействие современных технических средств (длительное нахождение в закрытых помещениях, скопление электрических приборов и т.д.), было принято решение использовать натуральный природный материал - морскую соль, внедряя тем самым на логопедических занятиях здоровьесозидающий компонент.
О пользе морской соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух в нем оздоравливающими испарениями. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Учитывая все выше изложенные факты, был разработан комплекс пальчиковой гимнастики и игр в сухой морской соли. Этот комплекс может быть использован с детьми разных возрастных групп, а также родителями в домашних условиях.
Цель. Развитие мелкой моторики и оздоровление, через использование игр и упражнений с применением морской соли.
Задачи:
- Укреплять мышечный тонус руки с помощью механического воздействия кристаллов морской соли.
- Подготовить руку дошкольников к письму.
- Осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания.
- Развивать воображение, внимание, усидчивость.
Для использования солетерапии потребовалось провести предварительную подготовительную работу: приобретены контейнеры для соли разной величины, бумажные салфетки, пакетированная аптечная морская соль (без ароматических добавок), изучены (по согласию родителей, законных представителей) медицинские карты детей, с целью изучения анамнеза.
С целью усиления оздоравливающего эффекта, один контейнер с морской солью находится постоянно открытым, что бы обогащать воздух целебными свойствами. Она не предназначена для использования.
Правила и требования к занятиям с морской солью:
1. Чисто вымытые, сухие руки.
2. Открытие контейнера с солью непосредственно перед занятием.
3. Использование бумажных салфеток после окончания занятия.
Сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики – это комплекс упражнений и игр для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли.
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словестной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т.е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
Упражнения для пальцев и кисти руки.
«Паучок»
Описание: погрузить в соль только подушечки пальцев.
«Воронка»
Описание: каждым пальцем поочередно в емкости с солью делать вращательные движения (в правую сторону, в левую сторону).
«Солим кашу»
Описание: захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы, имитируя соление пищи.
«Моем ручки»
Описание: захватить соль обеими ладонями и слегка растирать между ними.
«Пересыпь соль»
Описание: пересыпать соль из одной ладони в другую.
«Хлопки»
Описание: похлопывать ладонями о соляную поверхность.
«Кулачки»
Описание: захватить соль в кулак, подержать несколько секунд и высыпать.
«Горка»
Описание: сгребать соль ладонью в горку.
Упражнения выполняются обеими руками поочередно, либо вместе. Каждое повторяется 5-7 раз.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
Вывод.
Систематическое использование данных упражнений и игр показало их эффективность. Воспитанники стали лучше штриховать, рисовать, научились правильно держать карандаш. При работе с бумагой, ножницами отмечается более умелое обращение с данными предметами. Уменьшилась утомляемость руки при конструировании и рукоделии. Дети стали реже болеть простудными заболеваниями, что отмечается родителями, медицинскими работниками и воспитателями. У этих воспитанников более быстро и качественно происходит коррекция нарушений звукопроизношения.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления и укрепления и развития мелкой моторики руки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска
Использование инновационных образовательных технологий работе учителя-логопеда.
Домаркова Наталья Владимировна,
учитель-логопед МБДОУ
«ДСОВ № 20» г. Усинск
г.Усинск 2015
Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всеми богатствами родного языка.
Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка, потому что овладение родным языком – жизненная потребность. Применяя на протяжении многих лет только традиционные логопедические технологии, я испытывала некоторые трудности, неудовлетворенность в своей работе: хотелось быстрее поставить ребенку правильный звук, ввести его в речь, как можно лучше развить словарь, связную речь. Современные дети отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании и образовании. Поэтому возникла необходимость искать нестандартные подходы в своей логопедической работе. Изучая современную педагогическую литературу, интернетресурсы, опыт учителей-логопедов из других регионов России и ближнего зарубежья, а также используя личный жизненный опыт , я стала применять в своей работе инновационные технологии.
Многие современные педагоги и ученые находят положительный эффект во взаимодействии методов по укреплению здоровья детей и методов развития речи детей. Поэтому я активно применяю в своей работе здоровьезберегающие технологии.
Одна из них – биоэнергопластика. По данным ученных института физиологии детей и подростков им Кольцовой ,Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности.
При обучении детей синхронным движениям использую следующие приемы и методы:
1. Наглядно-зрительные приемы, включающие показ педагогом движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентировок и наглядных пособий (карточки, фотографии и т.д.)
2. Краткое описание и объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт детей.
3. Команды, сигналы для акцентирования внимания и одновременности действий (считалки, стихи, игровые зачины)
Для достижения наибольшего эффекта необходимо учитывать принцип этапности.
Первый этап: разучивание и выполнение упражнений для губ и языка.
Второй этап: разучивание и выполнение упражнений для кистей и пальцев рук.
Третий этап: соединение (сопряжение) движений губ, языка, кистей и пальцев рук.
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Данные упражнения помогают решать оздоровительные, познавательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Оздоровительные: укреплять артикуляционный и костно-мышечный аппарат, развивать координацию движений и моторные функции, развивать ловкость, силу и выносливость.
Познавательные: развивать пространственные представления, переключаемость движений.
Воспитательные: воспитывать и развивать чувство ритма, умение соблюдать правила выполнения упражнений.
Коррекционные: развивать артикуляционный аппарат, формировать и развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Методические рекомендации по обучению детей сопряженным упражнениям.
Основная задача выполнения данного комплекса упражнений заключается в том, чтобы научить воспитанников четко, правильно и синхронно выполнять движения органов артикуляции, кистей и пальцев рук.
Основные движения для губ и языка:
- движения кончика языка из одного уголка рта в другой;
- движения кончика языка от верхней губы к нижней и обратно;
- щелчки языком;
- вытягивание узкого языка вперед и удерживание в таком положении (под счет до 5);
- удерживание широкого языка на нижней губе (под счет до 5)
- вытягивание губ вперед в виде трубочки;
- вытягивание губ в улыбку;
- широкое открывание рта (положение губ принимает округлую форму).
Основные движения для кистей и пальцев рук:
- сжимание пальцев в кулак и разжимание;
- движение указательных пальцев из стороны в сторону;
- соединение пальцев щепотью и вытягивание вперед;
- постукивания по поверхности стола каждым пальцем поочередно;
- постукивания кулаком правой руки в левую ладонь и наоборот;
- соединение пальцев обеих рук в замок;
- вращение сомкнутыми в замок кистями.
Варианты соединения движений могут быть различными. Я в своей работе использую следующие пары движений:
Движения органов артикуляции | Движения кистей и пальцев |
Широкое открывание рта и зарывание. | Разжимание пальцев из кулака и сжатие в кулак. |
Кончик языка движется из одного уголка рта в другой. | Указательные пальцы двигаются в направлениях движений языка. |
Щелчки языком. | Кулак одной руки ударяет в ладонь другой руки. На каждый щелчок положение рук меняется. |
Щелчки языком. | Постукивания пальцами по поверхности стола. |
Вытягивание губ вперед в виде трубочки. | Вытягивание пальцев, соединенных щепотью. |
Удерживание широкого языка на нижней губе. | Удерживание кистей рук с широко расставленными пальцами на поверхности стола. |
Ниже приведенный комплекс упражнение составлен для воспитанников средней и старшей групп. Стихотворное сопровождение делает упражнения более интересными и запоминающимися. Данный комплекс может использоваться логопедами, воспитателями, родителями. Особенно актуален он для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
- Упражнение «Лягушка»
Описание упражнения:
1. Пальцы сжаты в кулак, рот закрыт.
2. Одновременно с широким открыванием рта пальцы разжимаются.
«На лугу сидят лягушки
Рты раскрыли две квакушки,
Пальцы ловко разжимайте
Комаров не пропускайте».
2. Упражнение «Комарики»
Описание упражнения:
- Пальцы сжаты в кулак, губы в улыбке.
- Одновременно с вытягиванием губ трубочкой, плотно сжатые пальцы выпрямляются.
«Длинный нос у комара
Убегайте детвора,
Губы трубочкой тяните
Пальцы вместе вы держите».
- Упражнение «Ежик»
Описание упражнения:
- Пальцы рук в замке, рот закрыт.
- Одновременно пальцы выпрямить, язык «иголочкой».
«У ежа остры иголки
Наши пальцы тоже колки,
И язык наш стал иголкой
Держим ровно, долго-долго».
4. Упражнение «Лошадка»
Описание упражнения:
- На щелчок языка кулак бьет о ладошку, положение рук меняется с каждым последующим щелчком.
«Скачет весело лошадка,
Цокает копытами.
Кулачком в ладошку бьем,
Языком щелчок даем».
5. Упражнение «Часики»
Описание упражнения:
- Пальцы сжаты в кулак кроме указательных, рот в улыбке, зубы разомкнуты.
- Пальцы и язык двигаются одновременно в одну сторону.
«Ходят часики тик-так,
Пальцы двигаются в такт.
И язык наш – вправо, влево
Двигается очень смело».
6. Упражнение «Барабан»
Описание упражнения:
- Одновременно при произнесении звука д-д-д-д…, указательные пальцы барабанят о стол.
- Возможно использование среднего пальца, безымянного, мизинца.
«Барабанит барабанщик:
Д-д-д-д-д-д-д.
Пальцы ровненько держи
Громко по столу стучи».
Я самостоятельно подбираю движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это делает. Я привлекаю внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Упражнения проходят в игровой форме, сопровождаются короткими стихотворениями.
Когда мы говорим о здоровьесбережении, невольно приходят мысли о закаливании детей, профилактических процедурах, о лете, когда наши дети болеют редко. А лето – это солнце и море. Эти рассуждения натолкнули меня на мысль об использовании в своей работе сухой морской соли, польза которой известна давно. Она богата различными микроэлементами и минералами. Соль активно применяется в санаторно-курортном лечении.
Поэтому я составила комплекс упражнений для развития мелкой моторики руки в сухой морской соли. Контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки. Нахождение морской соли в помещении наделяет воздух полезными свойствами, что благотворно влияет на органы дыхания.
Были разработаны некоторые требования к занятиям с морской солью:
- дети приходят с чисто вымытыми и вытертыми насухо руками;
- контейнеры с солью открываются непосредственно перед занятием, так как соль впитывает влагу;
- после упражнений и игр с солью руки вытираются бумажными салфетками.
Что же представляет сочетание солетерапии и пальчиковой гимнастики?
Это комплекс упражнений для пальцев и кисти руки, выполняемый в морской сухой соли. А также различные игры с солью.
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, я показываю их сама, сопровождая словестной инструкцией. Даю возможность воспитаннику потрогать соль, показываю, что она сыпучая, рассматриваем с ребенком ее кристаллы ( у морской соли они довольно крупные), растворяем их в воде, рассказываю о морской воде, т.е. организую некоторую исследовательскую деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире .
Использую такие упражнения:
- «Хлопки» - похлопывания ладонями по соляной поверхности;
- «Столбики» - погружение поочередно пальцев в соль;
- «Кулачки» - захватывание соли кистью руки;
- «Посолим кашу» захватывание соли щепотью;
- «Паучок» - погружение подушечек пальцев в соль;
- «Пересыпь соль» - пересыпание соли из одной ладошки в другую;
- «Горка» - сгребание соли ладонью в горку;
- «Воронка» - вращение указательными пальцами в соли;
- «Помоем ручки» - легкое растирание соли между ладонями
На одном занятии выполняется 3-4 упражнения. Они делаются каждой рукой поочередно, повторяя по 5-7 раз каждое действие. Можно выполнять упражнения сразу двумя руками.
Упражнения выполнятся в игровой форме и сопровождается стихотворением.
Игры в морской соли способствуют развитию воображения ребенка и формированию связной речи, так как, сопровождая свои игровые действия речевыми высказываниями, воспитанники активизируют свой словарный запас, продолжают овладевать навыками правильного построения предложения.
Игры для пальцев рук.
«Ловим рыбку».
В емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
«Построим замок»
С использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
«Художники»
Указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы.
«Угадай-ка»
Найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы).
«Кладоискатели»
Одна ладонь с расставленными в стороны пальцами погружается в соль. Другой рукой осторожно освобождаем от соли поочередно все пальцы в области ногтевых пластин.
Использование необычного сочетания пальчиковой гимнастики и морской соли с одной стороны, несложный и доступный вид деятельности для ребенка, с другой стороны очень интересный и увлекательный. Дети с удовольствием им занимаются, что дает возможность рекомендовать его использование в непосредственной образовательной деятельности в группах детского сада, а также родителям для домашней организации досуга детей, их оздоровления, укрепления и развития мелкой моторики руки.
Валеологический подход к решению задач по воспитанию правильной речи предполагает использование технологий, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примеры использования таких технологий я нашла, знакомясь с образовательным проектом «Речь. Развитие. Здоровье.», который предлагают педагоги и ученые г. С-Петербурга. Примером может служить использование даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук (сочетание звуков) и цвет подобраны для снятия напряжения в определенной группе органов. Звуки произносятся в нижеизложенной последовательности на длительном выдохе.
- С-с-с-с легкие белый сухой холод
- Чу – у-у-у почки голубой влажная прохлада
- Ш-ш-ш-ш печень зеленый свежий ветер
- Ха-а-а-а сердце красный жара
- Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага
- Хи-и-и-и «тройной обогреватель» - система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикалях тела: верхний - сердце, легкие; средний – селезенка и желудок; нижний – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом не имеет.
Чем полезна эта технология для речевого развития? Прежде всего тем, что формирует правильное речевое дыхание, на основе которого развивается мелодико-интонационная сторона речи. Закрепляем так же правильное звукопроизношение. Так как при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти определенный цвет, для воспитанников в помощь использую изготовленный мною наглядный материал - иллюстрации, изображающие белое облако, голубые незабудки, зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух.
Применение вышеизложенных технологий имеет положительное воздействие на речь ребенка и его здоровье
Использование инновационных технологий вызывает у детей интерес в нашей с ними совместной деятельности, снижает утомляемость, повышает познавательную активность, что приводит к хорошим результатам по устранению недостатков речевого развития, которые отражены в таблице.
Список использованной литературы.
- Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. М, Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
- Беляковская Н.Н., Засорина Л.Н., Макарова Н.Ш. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей.- М.; ТЦ Сфера, 2010.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-940476-1541958201.jpg)
Мастер-класс "Инновационные логоритмические приемы использования сопряженной гимнастики рук и языка у детей с ТНР в работе с родителями"
Мастер-класс раскрывает особенности проведения сопряженной гимнастики рук и языка с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Представлены логоритмические игры и упражнения, которые родители могут ипс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/06/picture-557308-1586178947.jpg)
Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков русского языка
Материал для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/05/picture-1319588-1636120609.jpg)
Комплекс эффективных упражнений для растяжки короткой уздечки языка
Комплекс артикуляционных упражнений для растяжки короткой уздечки языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-377541-1390552292.jpg)
Комплексы упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук
Подбор упражнений для мелкой моторики пальцев рук, по тематическим темам недели....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/29/picture-624823-1485706859.jpg)
Сопряженная гимнастика пальчиков и языка.
laquo;Рука – это своего рода внешний мозг» - КантАктуальность сопряженной гимнастики определяется тем, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие ...
Комплексы упражнений для самомассажа ладоней и пальцев рук грецкими орехами.
Комплексы упражнений для самомассажа ладоней и пальцев рук грецкими орехами.Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, которая определена Федеральным Государственным общеобразовательным станда...