Развитие фонематического слуха
учебно-методическое пособие по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха
у дошкольников.
В работе использовались следующие методы
1. Метод «Чистой» имитации.
2.Метод показа правильной артикуляции звука и воспроизведение
его по подражанию.
3. Метод опоры на сохранные звуки.
4. Метод использования упражнений.
5.Метод фонематического анализа
6. Метод связи звука и буквы.
По месту протекания-
- Занятия
- вне занятий
По источнику получения знаний –
- Словесные
- наглядные
- практические
По характеру познавательной деятельности –
- репродуктивные
- проблемные
- частично поисковые
На основе целостного подхода к процессу обучения -
- метод организации и осуществления учебной деятельности;
- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;
- метод контроля и самоконтроля в процессе обучения.
В работе использовались следующие формы работы –
- индивидуальные
- подгрупповые
- занятия
- самостоятельная деятельность детей.
Принципы исправления нарушения различения звуков.
1.Системный – любое явление нужно рассматривать в связи с другими. Особенно с теми, которые находятся с ним непосредственном взаимодействие и определяют его характер.
2.Комплексности- нарушения устной речи вызываются едиными механизмами и тесно связаны между собой. В связи с этим логопедическое воздействие осуществляется на комплекс речевых нарушений.
3. Онтогенестический принцип
4.Принцип поэтапного формирования психических функций.
Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный процесс. Вначале то или иное действие осуществляется с опорой на развернутые внешние действия, затем автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями.
5.Принцип опоры на значение. На всех этапах, во всех формах работы ученик должен понимать, что изменение языковой формы ведет к изменению значения и наоборот. (коза-коса, рак-лак).
6.Принцип учета контекста.
При формировании различения звуков должен учитываться многообразный языковой и неязыковой контекст.
Неязыковой – относятся все знания говорящего, состояние психики ( в широком понимании)
Языковой – положение звука в слове.
7.Принцип опоры на сохранное в личности, деятельности, языке, речи.
Связи между сохранными компонентам.
При разработке работы по формированию фонематического слуха у дошкольников использовались методы и приемы описанные в работах
Д.Б. Эльконина, Е.Ф.Соботович, Р.И,Лалаевой, Л.В.Лопатиной.
Работа по формированию фонематического слуха у дошкольников строится поэтапно.
1 этап.
Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
2 этап
Задачи:
- формирование правильного произношения звука (уточнение правильной артикуляции звука)
- развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем)
- развитие фонематического анализа и синтеза.
Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.
Работакс таблицами , включающими слоги типа (Гласный- согласный).
Ан, ал, ик, ит, ил, ур, оп, ак, он.
3.Работа с таблицами, включающими в себя слоги типа СГС, ССГ,СГСС,
ССГС, ГСС.
Рек, фок, дам, тет, гек, пюм, стар.
Зном, чтуй, скес,цват, фиш, прень.
Работа по слоговым таблицам включается в структуру логопедических занятий и ведется в игровой форме. Логопед называет слоги , а дети их воспроизводят.
Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения ( особенно в процессе автоматизации звуков речи ) , в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:
Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образа отрабатываемого звука.
Упражнения
Определение наличия заданного звука в слове
1. Поднять руку на заданный звук.
Логопед называет слова, например: сок, дом, нос, вагон, утка, сумка, лапа и т.д..
2. Отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук.
Вычленение первого и последнего звука в слове.
Нахождение местоположения заданного звука.
1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Инга, Ася, Эля.
2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, уши, астры, имя, ужин, облако.
3. Рассмотреть картинки и определить с какого звука начинается их название: осы, иглы, окна.
Определение последовательности и количества звуков в слове.
1.»Живые звуки»
Один ребенок – звук С, другой ребенок звук О, третий – К.
Дети называют свои звуки, а остальные дети, говорят в какой последовательности звуки должны встать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.
Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....