Развитие фонематического слуха
учебно-методическое пособие по логопедии по теме

этапы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_fonematicheskogo_slukha_uchebno-metod.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха

у дошкольников.

           В работе использовались следующие методы

1. Метод «Чистой» имитации.

2.Метод показа правильной артикуляции звука и воспроизведение

   его   по подражанию.

3. Метод опоры на сохранные  звуки.

4. Метод использования упражнений.

5.Метод фонематического анализа

6. Метод связи звука и буквы.

По месту протекания-

- Занятия

- вне занятий

По источнику получения знаний –

- Словесные

- наглядные

- практические

По характеру познавательной деятельности –

- репродуктивные

- проблемные

- частично поисковые

На основе целостного подхода к процессу обучения -

- метод организации и осуществления учебной деятельности;

- метод стимулирования и мотивации учебной деятельности;

- метод контроля и самоконтроля в процессе обучения.

В работе использовались следующие формы работы –

- индивидуальные

- подгрупповые

- занятия

- самостоятельная деятельность детей.

Принципы исправления нарушения различения звуков.

1.Системный – любое явление нужно рассматривать в связи с другими. Особенно с теми, которые находятся с ним непосредственном взаимодействие и определяют его характер.

2.Комплексности- нарушения устной речи вызываются едиными механизмами и тесно связаны между собой. В связи с этим логопедическое воздействие осуществляется на комплекс речевых нарушений.

3. Онтогенестический принцип

4.Принцип поэтапного формирования психических функций.

Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный процесс. Вначале то или иное действие осуществляется с опорой на развернутые внешние действия,  затем автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями.

5.Принцип опоры на значение. На всех этапах, во всех формах работы ученик должен понимать, что изменение языковой формы ведет к изменению значения и наоборот. (коза-коса, рак-лак).

6.Принцип учета контекста.

При формировании различения звуков должен учитываться многообразный языковой и неязыковой контекст.

Неязыковой – относятся все знания говорящего, состояние психики ( в широком понимании)

Языковой – положение звука в слове.

7.Принцип опоры на сохранное в личности, деятельности, языке, речи.

Связи между сохранными компонентам.

При разработке работы по формированию фонематического слуха у дошкольников использовались методы и приемы описанные в работах

Д.Б. Эльконина, Е.Ф.Соботович, Р.И,Лалаевой, Л.В.Лопатиной.

Работа по формированию фонематического слуха у дошкольников строится поэтапно.

1 этап.

Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

2 этап

Задачи:

- формирование правильного произношения звука (уточнение правильной артикуляции звука)

- развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем)

- развитие фонематического анализа и синтеза.

Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов.

 Работакс таблицами , включающими слоги типа  (Гласный- согласный).        

Ан, ал, ик, ит, ил, ур, оп, ак, он.

3.Работа с таблицами, включающими в себя слоги типа СГС, ССГ,СГСС,

ССГС, ГСС.

Рек, фок, дам, тет,  гек,  пюм, стар.

Зном, чтуй, скес,цват, фиш, прень.

Работа по слоговым таблицам включается в структуру логопедических занятий и ведется в игровой форме. Логопед называет слоги , а дети их воспроизводят.

Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

В связи с тем, что четкие фонематические представления о звуковом составе языка способствуют совершенствованию правильного произношения ( особенно в процессе автоматизации звуков речи ) , в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:

Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем) и развитие фонематического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образа отрабатываемого звука.

                                                Упражнения

                 Определение наличия заданного звука в слове

 1. Поднять руку на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, нос, вагон, утка, сумка, лапа и т.д..

2. Отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук.

          Вычленение первого и последнего звука в слове.

          Нахождение местоположения заданного звука.

1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Инга, Ася, Эля.

2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, уши, астры, имя, ужин, облако.

3. Рассмотреть картинки и определить с какого звука начинается их название: осы, иглы, окна.

                    Определение последовательности и количества звуков в слове.

1.»Живые звуки»

 Один ребенок – звук С, другой ребенок звук О, третий – К.

Дети называют свои звуки, а остальные дети, говорят в какой последовательности звуки должны встать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....