Формирование лексико-грамматических категорий. Понятие "Признак"
план-конспект занятия по логопедии по теме
1. Закрепление знаний по темам «Семья», «Одежда».
2.Закрепление понятий «предметы, действия».
3.Знакомство с понятием «признак». Соотнесение с вопросами «какой? какая? какое?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko-grammaticheskikh_kategoriy._ponyatie_priznak.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Понятие « ПРИЗНАК »
Цель:
1. Закрепление знаний по темам «Семья», «Одежда».
1.Закрепление понятий «предметы, действия».
2. Закрепление умения выделять из предложения слова-предметы и слова-действия.
3.Знакомство с понятием «признак». Соотнесение с вопросами «какой? какая? какое?»
4.Выделение из текста слов-признаков.
5.Согласование признаков-прилагательных с существительными в роде.
6. Подбор признаков к предметам.
Оборудование:
-Схемы: Пустой прямоугольник – «слово-предмет»;
Карточка с изображением руки – «слово-действие»;
Карточка с волнистой линией – «слово-признак».
-Два мяча – большой резиновый и маленький мягкий.
-Игрушка – плюшевый мишка.
-Листы с изображением живых предметов для игры «Фантазёры».
-Цветные карандаши.
-Сюжетная картина «Семья».
-Набор детской (женской и мужской) одежды для переодевания в игре «Путаница».
-«Волшебное зеркало».
Ход занятия
Вводная часть:
Постановка цели занятия:
-Сегодня на занятии мы поговорим о разных предметах; о том, что эти предметы могут делать; и какими бывают эти предметы.
Основная часть:
I. -На какие две группы делятся все предметы? (живые и неживые)
-Про живые предметы мы спрашиваем ........«Кто это?»
-Про неживые предметы – ........«Что это?»
-Как мы обозначаем «слово-предмет»? - (пустым прямоугольником)
(выставляется на доске)
-И все предметы могут выполнять разные..............(действия)
-И чтобы узнать, какое действие выполняет предмет, мы спрашиваем..... «Что делает? предмет»
-Как мы обозначаем «слово-действие»? - (карточкой с изображением руки)
(выставляется на доске)
(на доске получилась схема – слово-предмет и слово-действие)
-Живые предметы ....выполняют действия.........сами.
-Неживые предметы .......действуют с помощью.......живых предметов.
II. Каждый из вас живёт в своей семье. И у каждого из вас есть родственники.
-Давайте поиграем в Игру с мячом «Мои любимые родственники».
(дети выходят в круг)
-Придумайте предложение про любого члена своей семьи и его любимое действие.
(Например: «Моя племянница любит поливать цветы»).
+ ответы детей (всех)
Установка: Надо запомнить свои предложения, потому что после игры мы будем их разбирать.
(дети возвращаются за свои рабочие места)
III. На доске схема в виде пустого прямоугольника и карточки с изображением руки.
-Теперь вспомните каждый своё предложение, которое произнесли во время игры. Вам надо из своего предложения выбрать и произнести только те слова, которые подходят к этой схеме. (т.е. предмет и действие, - существительное и глагол).
IV. Сообщение о том, что кроме слов-предметов и слов-действий, есть еще слова-признаки. Они отвечают на вопросы «какой? какая? какое?»,
т.е. Какой это предмет? Какая это вещь?
-Слова-признаки мы будем обозначать «карточкой с волнистой линией»
(Логопед рукой изображает « волну» под вопросы какой? какая? какое?)
(карточка «слово-признак» выставляется на доске перед «словом-предметом»)
- Обращение к одному из ребёнку : «Какое предложение ты придумал (ла) про своего (свою) брата (сестру) во время игры с мячом?» . (предложение типа «Мой младший брат Саша любит засыпать с плюшевым мишкой).
-Педагог обращает внимание детей на медвежонка, сидящего на стульчике : «У нас в группе тоже есть медвежонок. Поиграем с ним – расскажем ему стихотворение?»
Физпауза: (стоя у своих рабочих мест)
1. Припоминание и проговаривание стихотворения с одновременным выполнением движений под текст:
Мишка милый, Весь из плюша
Мишка славный, Мишка сшит,
Неуклюжий и забавный. Ватой пышною набит.
2. – Как в стихотворении говорится про мишку?
Выделение из текста слов - признаков к мишке: милый, славный, неуклюжий, забавный.
-Все слова, которые вы назвали – это Слова-признаки.
Вывод: Слова-признаки помогают нам описывать предметы.
V. Отгадывание персонажей сюжетной картины «Семья» по данным признакам.
(на доске выставляется сюжетная картина «Семья»)
1. - Посмотрите, на этой картине изображена одна знакомая мне семья.
-Кого мы видим? (маму, папу, их сына и дочь)
(называние членов данной семьи, уточнение, что это предметы (живые).)
2. -Я предлагаю вам поиграть в игру «Загадки». – Один из вас будет описывать кого-то из членов этой семьи, т.е. называть его признаки, а остальные будут отгадывать.
(Названный ребёнок выходит к доске, говорит на ухо педагогу, кого он будет описывать. В случае необходимости педагог помогает ребёнку).
Отгадывание членов семьи по данным признакам:
-заботливая, трудолюбивая, самая красивая, стройная, добрая, ласковая, —
-сильный, строгий, большой, серьёзный, умный, мудрый, —
-маленький, забавный, веселый, любопытный, шустрый, игривый —
(аналогично про девочку)
VI. Составление предложений с опорой на схему (слово-признак, - слово-предмет, слово-действие).
-А что за листочки лежат у вас на столах. На них изображены различные живые предметы.
-Поиграем в Игру «Фантазёры»? – Выберете для себя любой предмет на этом листке, раскрасьте его и Составьте предложение, опираясь на эту схему –
(слово-признак, => слово-предмет, => слово-действие).
VII. Подбирать слова-признаки, т.е. описывать можно не только живые, но и неживые предметы.
-Я предлагаю вам Игру «Такие разные мячи». Выходите в круг.
-Пока все дети выходят в круг, логопед обращается к двум детям (мальчику и девочке) : «А для вас будет другое задание. Идите с воспитателем, - она вам всё объяснит»
(Пока вся группа детей будет играть с мячами, названные дети с помощью воспитателя (так, чтобы не видели остальные)- должны переодеться – девочка надевает заранее подготовленную мужскую одежду, а мальчик – женскую)
(У логопеда два мяча – большой резиновый и маленький мягкий).
-У меня два мяча. Они одинаковые или разные?
-Подумайте, какими словами вы можете описать один мяч и другой.
- Кому-то из вас я буду бросать один из мячей, а вы говорите по одному слову – признаку. Старайтесь не повторяться.
VIII. Игра «Путаница»
(-В группу возвращаются двое детей, которые уходили с воспитателем.)
-Ой, ребята, посмотрите, наши Маша и Саша наверное хотели нарядиться, а сами перепутали вещи.
-Мы не можем так это оставить! Надо детям помочь – Надо им объяснить – кто какую вещь надел и кому она должна принадлежать.
IX. Итог.
-Мы сегодня с вами проходили слова-признаки.
-Что они помогают нам делать? (описывать предметы)
-В конце нашего занятия я предлагаю вам поиграть с «Волшебным Зеркалом» - каждый скажет этому Зеркалу, Каким? он был сегодня на занятии.
(Катя, какой ты была? Никита, каким ты был?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"
Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур. Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием у дете...
Перспективный план работы по формированию лексико - грамматических категорий ОНР, III ур.р.р., 1 период
Перспективный план работы логопеда на 1 период направлен на формирование экспрессивного и импрессивного словаря, развитие практических навыков по совершенствованию лексико - грамматических навык...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Перспективный план работы...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Формирование лексико-грамматических категорий...
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР по периодам.
Приложение к программе учителя-логопеда....
Календарно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматических категорий и формированию фонетико-фонематической стороны речи 6-7 лет по ФГОС
Календарно-тематическое планирование сообразуется с образовательной программой ДОУ, отвечает ФГОС ДО. Предназначен для обучения и воспитания детей 6 -7 лет с общим недоразвитием речи, может ...