Развитие звуковой культуры речи. Практический материал в помощь логопедам и родителям.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме

Банникова Светлана Анатольевна

В материалах представлена подборка заданий по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал предлагается использовать родителям  для закрепления знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pechati.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звуковой культуры речи.

Практический материал в помощь логопедам и родителям.

Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

 Существует определенная последовательность работы над звуком.

  1. Знакомство со звуком (выделение его на слух).
  2. Определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий (согласные звуки)).
  3. Определение места звука в слове.
  4. Составление слогов, слов из заданных звуков.
  5. Дифференциация звуков ( происходит в процессе выделения заданных звуков, определения их характеристик, определения места в слове и составлении слогов и слов).
  6. Знакомство с буквой (рассматривание, сравнение с окружающей действительностью (на что похожа), прослушивание стихотворения о букве, прорисовывание буквы в воздухе и на листе бумаги, чтение слогов с заданной буквой, печатание слогов и слов).

На логопедических занятиях эта работа ведется систематически в течение двух лет. Каждому ребенку требуется разное количество времени на освоение данного материала. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я предлагаю родителям повторять уже пройденный материал в игровой форме. Мной разработаны карточки с подборкой заданий по закреплению звуковой культуры слова.

Приведу примеры таких заданий для детей старшего дошкольного возраста.

Звуки А,О, И, У

  1. Выучить характеристику звуков А,О,И, У (гласные, потому что их можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду, обозначаются фишкой красного цвета),
  2. Выучи чистоговорку:

У-у-у – губы хоботком тяну,

А-а-а – шире ротик, детвора,

И-и-и – ротик к ушкам растяни,

О-о-о – губки «бубликом» давно.

  1. Найти и вклеить по 1 картинке с каждым звуком, определить позицию гласного звука в слове(в начале, в середине или в конце).

Звуки П – П`

  1. Выучить характеристику звука П (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
  2. Д/И «Поймай звук» (хлопни на звук П)

П, м, т, па, мы, оп, ум, Паша, Катя, Маша, Павлик, Соня, Ваня, Поля.

  1. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, назвать первый звук в отгадках.

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (паук)

                Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу (петух)

Набита пухом,

Лежит под ухом (подушка)


Звуки М-М`

1) Выучить характеристику звука М (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Вклеить в тетрадь картинки в два столбика с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки М, М`.

3) Составить цветными карандашами схемы слов:

пума, мама, пуп, мим.


Звуки К – К`

1) Выучить характеристику звука К (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Найди лишнее слово» (по месту звука К в слове)

корова, клумба, крыса, мак

рак, мак, каша, лук

3)Д/У «Скажи наоборот»

ка – кя, ко -…, ку -…, ки - …, кё - …

  1. Составить схемы слов цветными карандашами:

Ком, мука, маки.


 

Звуки Т – Т`

1) Выучить характеристику звука Т (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Кулак-ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками Т или Т`. Дети на звук Т ударяют кулаком по столу, а на звук Т` мягко прикасаются к столу ладошкой.

Тир, туфли, тыква, тюль, рот, Тимур, плот, тарелка, локоть.

3)Д/И «Закончи слово» (звуком Т или T`)

бин… (т), крова… (ть), бан…, кис…, самока…, кос…, хобо…, лапо.., ко…

4)Д/И «Какое слово длиннее?» Сделать звуковой анализ слов цветными карандашами, посчитать количество звуков и частей (слогов), определить, какое слово длиннее и почему: Кот - котик.


Звуки Х – Х`; К-Х

1) Выучить характеристику звука Х (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Запомни - повтори»

ха-ха-ка                        ок-ох-ох                                 хи-ки-хи

Ку-ху-ку                их-ик-ик                                ке-ке-хе

3)Д/И «Измени слово»

Заменить звук Х на К в словах:

Мах – мак, мох – мо…, пух – пу…, сох – со…, муха – му…а, махал – ма…ал,

Составить 3 предложения с любыми из вышеперечисленных слов. Нарисовать схемы предложений.


Звуки Б – Б`; Б -П

1) Выучить характеристику звука Б (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Б-П? б) слова быть – бить? (нарисовать схемы слов)

3) Д/И «Кулак - ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками Б или Б`. Дети на звук Б ударяют кулаком по столу, а на звук Б` мягко прикасаются к столу ладошкой.

Ба, би, батон, бусы, белка, бананы, боты, Бим, бизон, береза, быки.

4)Выучи скороговорку:


Бык тупогуб, тупогубенький бычок.


У быка бела губа была тупа.


5) Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ПОД. С использованием слов из задания 3.



Звуки Н – Н`, М-Н

1) Выучить характеристику звука Н (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Четвертый лишний» (Назвать лишнее слово в ряду по наличию звуков Н, Н`)

ноги, небо, нос, нора                 нитки, Николай, ноты, Нюша

3)Д/И «Подари картинку звуку» Вклеить по 2 картинки в 2 столбика: первый – со звуком М, второй – со звуком Н. Определить место звука (в начале, середине, конце)

4)Составить предложение с маленьким словом (предлогом) НА, используя слова из задания 2. Нарисовать его схему.


Звуки В – В`

1) Выучить характеристику звука В (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на части (слоги)

Кто зимой холодной                                Кругла, как шар,

Ходит злой, голодный?                                Красна как кровь,

                        (волк)                                Сладка, как мед (вишня)

3)Д/И «Путаница»

Составить предложение по опорным словам. Найти маленькое слово (предлог В). Составить схему предложения.

Дом, мальчик, идти, в.                В, живет, лесу, волк.

Самостоятельно придумать предложение с маленьким словом В. (Взрослый записывает в тетрадь).


Звук Ы. Звуки Ы-И

1) Выучить характеристику звука Ы (гласный, потому что его можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду; обозначается фишкой красного цвета)

2) Д/И «Один - много» Образовать множественное число в И.п. назвать последний звук в получившихся словах.

Сапог – сапоги                топор – топоры                кулак -                стол –

Мак -                         кит -                        бант -                книга -

3)Д/И «Наоборот» (замени Ы на И, проговори, что получится. Как влияют эти звуки на согласный, который стоит перед ними ( И – смягчает, Ы - нет)).

Пы-пы-пы – пи-пи-пи                        ты-ты-ты -                        кы-кы-кы –

Бы-бы-бы -                мы-мы-мы -                ны-ны-ны -                вы-вы-вы -

4)Сделать звуковой анализ слов ВЫТЬ – ВИТЬ цветными карандашами. Чем отличаются эти слова?


Звуки Д – Д`; Т-Д

1) Выучить характеристику звука Д (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Т-Д? б) слова том – дом? (нарисовать схемы слов)

3)Д/И «Исправь ошибку» (Какие звуки перепутаны)

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Мальчик уточкой ловит рыбу.

Удочка плывет по озеру.

4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:

Тёма и Тома у тёти дома.

Найди в скороговорке слова со звуком Т, звуком ТЬ, звуком Д.


Звуки С – С`

1) Выучить характеристику звука С (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Закончи слово» (звуком С или Сь)

гу…, но…, поя…, ло…, голо…

3)Д/И «Добавь звук С к слову»  (в начало слова)

тройка – стройка, наряд-,         клад-,         мех-,                 мешок-

4)Вклеить картинки в 2 столбика: первый со звуком С, второй – со звуком СЬ. Определить место звука в слове (в начале, середине, конце)


Звуки З – З`

1) Выучить характеристику звука З (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Д/И «Закончи слово»

слогом ЗА: ва-за, ко-.., гла…, сле…

3)Д/И «Подари подарки Зое и Зине»

Подобрать слова со звуками З и ЗЬ, записать их в 2 столбика. Определить место звука в слове.

4)Д/И «Путаница»Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ЗА по опорным словам.


Коза, стоять, куст, за.


Лиза, стол, за, села.


Зоя, спряталась, стул, за.


Каким по счету стоит маленькое слово в вашем предложении? Сколько всего слов в предложениях. Нарисовать схемы предложений.


Звуки С – З

1) Повторить характеристики звуков С – З.

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки С-З?

3)Д/И «Замени звук С на З в словах:

Соя – Зоя, сайка -, суп -, коса-, лиса -, косы-, Сима-

Составить 2-3 предложения с этими словами, используя знакомые маленькие слова. (Взрослый записывает в тетрадь)

4)Д/И «Поймай звук»

На звук С хлопнуть, на звук З топнуть.


С, з, за, су, зуб, сова, коза, сок, нос, сумка, зайка


  1. Проговори чистоговорку:

Голос спит – са-са-са,                                звенит голос: за-за-за,


Санки, сало, колбаса.                                Зайка, запах и коза.


Звуки Л – Л`

1) Выучить характеристику звука Л (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Д/И «Запомни, повтори»

Ла-ло-лу-лы                ло-лу-лы-ла                ля-ле-лю-ли        ле-лю-ли-ля

Лу-лы-ла-ло                лы-ла-ло-лу                лю-ли-ля-ле        ли-ле-лю-ля

3)Д/И «Закончи слово звуком Л

Пена..        за…        сто…        упа…        вокза…                щего…

3)Придумай по 3 слова со звуком Л и ЛЬ (взрослый записывает в тетрадь)


Звуки Г – Г`; К - Г

1) Выучить характеристику звука Г (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки К-Г? б) слова кол – гол (нарисовать схемы слов)

3) Д/И «Кулак - ладошка»

Взрослый произносит слова со звуками К или Г. Дети на звук Г ударяют кулаком по столу, а на звук К мягко прикасаются к столу ладошкой.

Корова, краски, магазин, гараж, курица, гантели, берлога, лук.

4)Д/И «Вставь пропущенную букву К или Г»


…ород        ..        онь                …олубь                …ом                        …ороб        …остер


5)Придумай предложения со словами: книги, Гена. Напиши схемы предложений.


Звук Ф; звуки В-Ф

1) Выучить характеристику звука Ф (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),

2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки В-Ф? б) слова фата – вата? (нарисовать схемы слов)

3)Д/И «Замени звук» (последний и первый звуки заменить на звук Ф)

Мир (миф)                 грач                шарм                

Пара (фара)                бантик                марш

4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:

Влас у вас, Афанас у нас.

Найди в скороговорке слова со звуком В, звуком Ф.


Звук Ш

1) Выучить характеристику звука Ш (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, всегда твёрдый, обозначается фишкой синего цвета)

2) Д/И «Небылицы» (исправь ошибки)

С другом мы играли в чашки

Пили чай из белой шашки.

Мы с сестрой посуду шили

И наряды кукле мыли.

Вылезла из норки шишка

На нее упала мышка.

3)Д/И «Составь предложение» (из заданных слов)

Шкаф, вешать, в Миша, шуба.

Штанишки, Маша, Миша, шить.

В, писать, Маша, школа, буква.


Звук Ж

1) Выучить характеристику звука Ж (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, всегда твёрдый обозначается фишкой синего цвета)

2) Придумай и запиши слова, начинающиеся на:

ЖА

ЖУ

ЖИ

3) Д/И «Закончи слогом ЖИ»

Эта…                гара…                чи…                черте…                мор…


4)Д/И «Произнеси по звукам»


Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его по звукам:


Жук (ж, у, к), жаба (ж, а, б, а) Сделать письменный анализ слов (схема).


5) Составить предложения со словами из зад. 4. Написать схемы этих предложений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал в помощь логопеду

У логопеда картинок много не бывает! Героев мультфильмов всегда можно использовать и на занятии, и в игре, и в авторских пособиях. Дети должны знать русские мультфильмы и их героев, они такие трогател...

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"

Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии звуковой культуры речи у детей"

Консультация для родителей "Роль родителей в развитии звуковой культуры речи у детей"...