Развитие звуковой культуры речи. Практический материал в помощь логопедам и родителям.
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
В материалах представлена подборка заданий по звуковой культуре речи для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал предлагается использовать родителям для закрепления знаний детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие звуковой культуры речи.
Практический материал в помощь логопедам и родителям.
Особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Существует определенная последовательность работы над звуком.
- Знакомство со звуком (выделение его на слух).
- Определение характеристик звука (гласный – согласный, глухой - звонкий, твердый - мягкий (согласные звуки)).
- Определение места звука в слове.
- Составление слогов, слов из заданных звуков.
- Дифференциация звуков ( происходит в процессе выделения заданных звуков, определения их характеристик, определения места в слове и составлении слогов и слов).
- Знакомство с буквой (рассматривание, сравнение с окружающей действительностью (на что похожа), прослушивание стихотворения о букве, прорисовывание буквы в воздухе и на листе бумаги, чтение слогов с заданной буквой, печатание слогов и слов).
На логопедических занятиях эта работа ведется систематически в течение двух лет. Каждому ребенку требуется разное количество времени на освоение данного материала. Для закрепления знаний, полученных на занятиях, я предлагаю родителям повторять уже пройденный материал в игровой форме. Мной разработаны карточки с подборкой заданий по закреплению звуковой культуры слова.
Приведу примеры таких заданий для детей старшего дошкольного возраста.
Звуки А,О, И, У
- Выучить характеристику звуков А,О,И, У (гласные, потому что их можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду, обозначаются фишкой красного цвета),
- Выучи чистоговорку:
У-у-у – губы хоботком тяну,
А-а-а – шире ротик, детвора,
И-и-и – ротик к ушкам растяни,
О-о-о – губки «бубликом» давно.
- Найти и вклеить по 1 картинке с каждым звуком, определить позицию гласного звука в слове(в начале, в середине или в конце).
Звуки П – П`
- Выучить характеристику звука П (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
- Д/И «Поймай звук» (хлопни на звук П)
П, м, т, па, мы, оп, ум, Паша, Катя, Маша, Павлик, Соня, Ваня, Поля.
- Отгадать загадки, нарисовать отгадки, назвать первый звук в отгадках.
Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (паук)
Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу (петух)
Набита пухом,
Лежит под ухом (подушка)
Звуки М-М`
1) Выучить характеристику звука М (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Вклеить в тетрадь картинки в два столбика с изображениями предметов, названия которых начинаются на звуки М, М`.
3) Составить цветными карандашами схемы слов:
пума, мама, пуп, мим.
Звуки К – К`
1) Выучить характеристику звука К (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Найди лишнее слово» (по месту звука К в слове)
корова, клумба, крыса, мак
рак, мак, каша, лук
3)Д/У «Скажи наоборот»
ка – кя, ко -…, ку -…, ки - …, кё - …
- Составить схемы слов цветными карандашами:
Ком, мука, маки.
Звуки Т – Т`
1) Выучить характеристику звука Т (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Кулак-ладошка»
Взрослый произносит слова со звуками Т или Т`. Дети на звук Т ударяют кулаком по столу, а на звук Т` мягко прикасаются к столу ладошкой.
Тир, туфли, тыква, тюль, рот, Тимур, плот, тарелка, локоть.
3)Д/И «Закончи слово» (звуком Т или T`)
бин… (т), крова… (ть), бан…, кис…, самока…, кос…, хобо…, лапо.., ко…
4)Д/И «Какое слово длиннее?» Сделать звуковой анализ слов цветными карандашами, посчитать количество звуков и частей (слогов), определить, какое слово длиннее и почему: Кот - котик.
Звуки Х – Х`; К-Х
1) Выучить характеристику звука Х (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Запомни - повтори»
ха-ха-ка ок-ох-ох хи-ки-хи
Ку-ху-ку их-ик-ик ке-ке-хе
3)Д/И «Измени слово»
Заменить звук Х на К в словах:
Мах – мак, мох – мо…, пух – пу…, сох – со…, муха – му…а, махал – ма…ал,
Составить 3 предложения с любыми из вышеперечисленных слов. Нарисовать схемы предложений.
Звуки Б – Б`; Б -П
1) Выучить характеристику звука Б (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)
2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Б-П? б) слова быть – бить? (нарисовать схемы слов)
3) Д/И «Кулак - ладошка»
Взрослый произносит слова со звуками Б или Б`. Дети на звук Б ударяют кулаком по столу, а на звук Б` мягко прикасаются к столу ладошкой.
Ба, би, батон, бусы, белка, бананы, боты, Бим, бизон, береза, быки.
4)Выучи скороговорку:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
5) Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ПОД. С использованием слов из задания 3.
Звуки Н – Н`, М-Н
1) Выучить характеристику звука Н (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Четвертый лишний» (Назвать лишнее слово в ряду по наличию звуков Н, Н`)
ноги, небо, нос, нора нитки, Николай, ноты, Нюша
3)Д/И «Подари картинку звуку» Вклеить по 2 картинки в 2 столбика: первый – со звуком М, второй – со звуком Н. Определить место звука (в начале, середине, конце)
4)Составить предложение с маленьким словом (предлогом) НА, используя слова из задания 2. Нарисовать его схему.
Звуки В – В`
1) Выучить характеристику звука В (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Отгадай загадку, нарисуй отгадку». Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках, разделить слова на части (слоги)
Кто зимой холодной Кругла, как шар,
Ходит злой, голодный? Красна как кровь,
(волк) Сладка, как мед (вишня)
3)Д/И «Путаница»
Составить предложение по опорным словам. Найти маленькое слово (предлог В). Составить схему предложения.
Дом, мальчик, идти, в. В, живет, лесу, волк.
Самостоятельно придумать предложение с маленьким словом В. (Взрослый записывает в тетрадь).
Звук Ы. Звуки Ы-И
1) Выучить характеристику звука Ы (гласный, потому что его можно петь и тянуть, воздух во рту не встречает преграду; обозначается фишкой красного цвета)
2) Д/И «Один - много» Образовать множественное число в И.п. назвать последний звук в получившихся словах.
Сапог – сапоги топор – топоры кулак - стол –
Мак - кит - бант - книга -
3)Д/И «Наоборот» (замени Ы на И, проговори, что получится. Как влияют эти звуки на согласный, который стоит перед ними ( И – смягчает, Ы - нет)).
Пы-пы-пы – пи-пи-пи ты-ты-ты - кы-кы-кы –
Бы-бы-бы - мы-мы-мы - ны-ны-ны - вы-вы-вы -
4)Сделать звуковой анализ слов ВЫТЬ – ВИТЬ цветными карандашами. Чем отличаются эти слова?
Звуки Д – Д`; Т-Д
1) Выучить характеристику звука Д (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки Т-Д? б) слова том – дом? (нарисовать схемы слов)
3)Д/И «Исправь ошибку» (Какие звуки перепутаны)
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.
Мальчик уточкой ловит рыбу.
Удочка плывет по озеру.
4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:
Тёма и Тома у тёти дома.
Найди в скороговорке слова со звуком Т, звуком ТЬ, звуком Д.
Звуки С – С`
1) Выучить характеристику звука С (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Закончи слово» (звуком С или Сь)
гу…, но…, поя…, ло…, голо…
3)Д/И «Добавь звук С к слову» (в начало слова)
тройка – стройка, наряд-, клад-, мех-, мешок-
4)Вклеить картинки в 2 столбика: первый со звуком С, второй – со звуком СЬ. Определить место звука в слове (в начале, середине, конце)
Звуки З – З`
1) Выучить характеристику звука З (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)
2) Д/И «Закончи слово»
слогом ЗА: ва-за, ко-.., гла…, сле…
3)Д/И «Подари подарки Зое и Зине»
Подобрать слова со звуками З и ЗЬ, записать их в 2 столбика. Определить место звука в слове.
4)Д/И «Путаница»Составить предложение с маленьким словом (предлогом) ЗА по опорным словам.
Коза, стоять, куст, за.
Лиза, стол, за, села.
Зоя, спряталась, стул, за.
Каким по счету стоит маленькое слово в вашем предложении? Сколько всего слов в предложениях. Нарисовать схемы предложений.
Звуки С – З
1) Повторить характеристики звуков С – З.
2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки С-З?
3)Д/И «Замени звук С на З в словах:
Соя – Зоя, сайка -, суп -, коса-, лиса -, косы-, Сима-
Составить 2-3 предложения с этими словами, используя знакомые маленькие слова. (Взрослый записывает в тетрадь)
4)Д/И «Поймай звук»
На звук С хлопнуть, на звук З топнуть.
С, з, за, су, зуб, сова, коза, сок, нос, сумка, зайка
- Проговори чистоговорку:
Голос спит – са-са-са, звенит голос: за-за-за,
Санки, сало, колбаса. Зайка, запах и коза.
Звуки Л – Л`
1) Выучить характеристику звука Л (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Д/И «Запомни, повтори»
Ла-ло-лу-лы ло-лу-лы-ла ля-ле-лю-ли ле-лю-ли-ля
Лу-лы-ла-ло лы-ла-ло-лу лю-ли-ля-ле ли-ле-лю-ля
3)Д/И «Закончи слово звуком Л
Пена.. за… сто… упа… вокза… щего…
3)Придумай по 3 слова со звуком Л и ЛЬ (взрослый записывает в тетрадь)
Звуки Г – Г`; К - Г
1) Выучить характеристику звука Г (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета)
2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки К-Г? б) слова кол – гол (нарисовать схемы слов)
3) Д/И «Кулак - ладошка»
Взрослый произносит слова со звуками К или Г. Дети на звук Г ударяют кулаком по столу, а на звук К мягко прикасаются к столу ладошкой.
Корова, краски, магазин, гараж, курица, гантели, берлога, лук.
4)Д/И «Вставь пропущенную букву К или Г»
…ород .. онь …олубь …ом …ороб …остер
5)Придумай предложения со словами: книги, Гена. Напиши схемы предложений.
Звук Ф; звуки В-Ф
1) Выучить характеристику звука Ф (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, бывает твёрдым или мягким обозначается фишками синего или зеленого цвета),
2) Чем похожи и чем отличаются: а) звуки В-Ф? б) слова фата – вата? (нарисовать схемы слов)
3)Д/И «Замени звук» (последний и первый звуки заменить на звук Ф)
Мир (миф) грач шарм
Пара (фара) бантик марш
4)Выучи скороговорку, научись ее произносить быстро:
Влас у вас, Афанас у нас.
Найди в скороговорке слова со звуком В, звуком Ф.
Звук Ш
1) Выучить характеристику звука Ш (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; глухой, потому что мы его произносим без голоса, всегда твёрдый, обозначается фишкой синего цвета)
2) Д/И «Небылицы» (исправь ошибки)
С другом мы играли в чашки
Пили чай из белой шашки.
Мы с сестрой посуду шили
И наряды кукле мыли.
Вылезла из норки шишка
На нее упала мышка.
3)Д/И «Составь предложение» (из заданных слов)
Шкаф, вешать, в Миша, шуба.
Штанишки, Маша, Миша, шить.
В, писать, Маша, школа, буква.
Звук Ж
1) Выучить характеристику звука Ж (согласный, потому что его нельзя петь и тянуть, воздух во рту встречает преграду; звонкий, потому что мы его произносим с голосом, всегда твёрдый обозначается фишкой синего цвета)
2) Придумай и запиши слова, начинающиеся на:
ЖА
ЖУ
ЖИ
3) Д/И «Закончи слогом ЖИ»
Эта… гара… чи… черте… мор…
4)Д/И «Произнеси по звукам»
Взрослый произносит слово, а ребенок произносит его по звукам:
Жук (ж, у, к), жаба (ж, а, б, а) Сделать письменный анализ слов (схема).
5) Составить предложения со словами из зад. 4. Написать схемы этих предложений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картинный материал в помощь логопеду
У логопеда картинок много не бывает! Героев мультфильмов всегда можно использовать и на занятии, и в игре, и в авторских пособиях. Дети должны знать русские мультфильмы и их героев, они такие трогател...
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ....
Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"
Консультация для родителей "Игры для развития звуковой культуры речи"...
Методическая разработка "Развитие звуковой культуры речи дошкольников c помощью пальчиковых игр"
Разработка...
Практические упражнения для развития звуковой культуре речи для родителей.
Актуальность Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической (развитие фонематического слуха и воспри...
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»
Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...