Модифицированная программа для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме
Данная Модифицированная программа предназначена для проведения коррекционной работы с детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), имеющих фонетико - фонематическое недоразвитие речи, и реализуется через индивидуальные и подгрупповые занятия, так как в учебном плане не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
municipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_vosstanovlen.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рябчунова Валентина Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 40 «Дюймовочка»
г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район
Рассмотрено
Советом по инновациям
Протокол №1 от 27 августа 2012г.
Утверждено
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 30 августа 2012г.
Утверждено:
Заведующий МБДОУ
ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе
___________ А.Н. Злобина
Пр. № от 30.08.2012г.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
воспитания и обучения детей с нарушениями речи
в условиях логопункта
(старший дошкольный возраст - 5-7 лет)
на 2012-2013 учебный год
Автор-составитель:
учитель – логопед Рябчунова В.Н.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………… 3
Характеристика детей с ФФНР ………………………………………………….. 8
Примерное планирование занятий
с детьми старшей и подготовительной групп с ФФНР………………………….. 9
Список литературы ………………………………………………………………24
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в развитии.
В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом коммуникативных, физических и психологических возможностей детей.
В настоящее время отмечается значительный рост детей, имеющих различные нарушения речи. Дети с тяжелыми нарушениями, чаще всего, попадают в логопедические группы, а дети с фонетико-фонематическим нарушением речи (далее ФФНР) и дислалией различной степени тяжести (далее ФНР) остаются в массовых группах ДОУ и получают коррекционную помощь на логопункте ДОУ.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Исходя из этого, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе программы по коррекции данных нарушений, адаптированной к условиям ДОУ.
В ДОУ № 40 «Дюймовочка» реализуется примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза происходит в рамках занятий по развитию речи, а детям с ФФНР такого объема явно недостаточно.
Логопедическая работа в ДОУ строится на основе программ:
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (старшая группа детского сада. – М.: МГОПИ, 1993.
- Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). М.: Просвещение, 1978.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопункте нашего детского сада. Этим и обусловлена значимость написания данной программы, применение которой поможет детям с ФФНР осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно (до поступления в школу) помочь воспитанникам в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
При составлении данной программы так же используются следующие авторские разработки:
- Кузнецова Т.В., Тихонова И.А., «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи».- М.:ТЦ «Сфера»,1999.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Шибаева Л.В. «Формирование грамматических категорий».
- Крупенчук О.В. «Научите меня говорить правильно!»: пособие по логопедии для детей и родителей / СПб.: Литера, 2006,
позволяющие систематизировать работу по коррекции звукопроизношения и построить планирование работы по коррекции грамматического строя речи и связной речи для дошкольников, имеющих ФФНР.
Данная Модифицированная программа предназначена для проведения коррекционной работы с детьми 5-7 лет (старший дошкольный возраст), имеющих фонетико - фонематическое недоразвитие речи, и реализуется через индивидуальные и подгрупповые занятия, так как в учебном плане не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда.
Программа сочетается с образовательной программой МБДОУ ДС ОВ № 40 «Дюймовочка» г.Туапсе, что отвечает Федеральным государственным требованиям.
На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ с диагнозом ФНР и ФФНР по результатам обследования специалистами ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
Логопедическое обследование проводится два раза в год с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Наряду с занятиями по развитию фонематического строя речи с ребенком осуществляется работа по исправлению звукопроизношения (индивидуальные занятия, не отражены в данной программе).
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями воспитанников (2-3 раза в неделю). Данные группы подвижны в зависимости от динамики коррекционного воздействия.
Продолжительность подгрупповых и индивидуальных занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста воспитанников и СанПиН:
-групповые занятия:
старшая группа- 25 минут (2 раза в неделю) - 66 занятий в год;
подготовительная группа - 30минут (2 раза в неделю) - 66 занятий в год;
- индивидуальные занятия: 10 – 15 минут (2-3 раза в неделю).
Целенаправленная логопедическая помощь воспитанникам с ФФНР в условиях логопункта ДОУ позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, пресекает развитие вторичных нарушений, обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе. Результаты мониторинга речевого развития воспитанников фиксируются в виде таблиц с цветовыми условными обозначениями.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также на занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Цель программы – формирование полноценной фонетической системы родного языка, развитие фонематического восприятия и овладение воспитанниками навыками звукового анализа и синтеза, позволяющими подготовить ребенка к овладению грамотой.
Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками и специалистами ДОУ.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
Характеристика детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.
Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Примерный план занятий с детьми старшей группы с ФФНР
Номер занятия | Звуки | Навыки звукового анализа и синтеза | Грамматический строй речи |
1 -2 | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу) | - Образование множественного числа существительных |
3 | У | Знакомство с понятием «слово», «звук», «гласный звук». Выделение первого гласного звука. Выделение заданного звука из потока гласных звуков. | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; |
4 | А | Развитие слухового внимания. Выделение заданного звука из ряда гласных звуков. | - Образование множественного числа существительных |
5 | АУ | Дифференцирование звуков. Развитие фонематического слуха. Анализ сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; |
6 | О | Развитие фонематического слуха. Выделение заданного звука из ряда гласных звуков. Выделение звука в начале , середине, конце слова. | - Образование множественного числа существительных; - Работа над предложением |
7 | И | Выделение ударного гласного звука. Развитие фонематического слуха. Анализ сочетаний гласных звуков (АИ, ИУ, АУИ). | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
|
8 | А О У И | Определение в словах первого и последнего гласных зввуков. Анализ сочетаний из трёх звуков (АУО, ИУО, УОИ) | - Образование существительных единственного и множественного числа обозначающих детенышей животных. |
9-10 | П, П’ | Развитие фонематического слуха Введение понятия «согласный звук». Анализ слогов. Выделение звуков из ряда других звуков | - Слова-антонимы. - Составление предложений по демонстрируемому действию. |
11 | АУИПП’ | Развитие фонематического слуха. Анализ слогов. | - Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, моё, мои). |
12 | Э | Придумывание слов на заданный звук. Анализ слогов. | - Образование существительных в родительном падеже единственного числа. - Согласование притяжательных местоимений с существительными |
13 | Т | Придумывание слов на заданный звук. Анализ слогов. | - Пересказ рассказа «Тома и Толя». - Образование существительных в родительном падеже единственного числа. |
14 | ТТ’ | Развитие фонематического слуха Определение первого звука в слове. дифференциация твердого и мягкого звука. | - Слова-антонимы. - согласование существительного с прилагательным в роде и числе. |
15-16 | П П’ T T’ | Дифференцирование звуков. Определение первого звука в слове. | -Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин -Знакомить с предложением. |
17-18 | К К’ | Определение звука в слове: начало, середина, конец. Анализ открытых и закрытых слогов. | - формирование навыков работы над предложением.
|
19 | П П’ Т Т’ К К’ | Дифференцирование звуков. Определение первого и последнего звука в слове. Анализ открытых и закрытых слогов. | - Работа над предложением. - Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных. - Согласование притяжательных местоимений с существительными |
20-21 | ММ’ | Подбор слов с данными звуками. Дифференцирование звуков. | - Подбор слов –антонимов. - Знакомство с крылатыми выражениями. |
22 | Х | Определение места звука в слове: начало, середина, конец. Анализ открытых и закрытых слогов. | - Работа над предложением. |
23 | К- Х | Определение последнего звука в слове. Анализ и синтез открытых и закрытых слогов | - Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными. - Составление предложений по опорным картинкам. - Работа со схемами. |
24 | Ы | Выделение последнего гласного звука в слове. | -Различать окончания существительных в единственном и множественном числе. - Работа над предложением. - Познакомить с понятием «предлог» |
25 | Ы-И | Выделять гласный звук в середине и в конце слова. | - Образование формы множественного числа существительных. - Работа над предложением. |
26 | С | Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ и синтез слов. | - Согласование притяжательных местоимений с существительными. - Знакомить с предлогом. Антонимы. - Образование сложных слов |
27 | С’ | Знакомство с о звуко-слоговой схемой слов. Подбор слов с заданным звуком | - Согласование прилагательных с существительными в роде. - Образование форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей. - Работа со схемой предложения. |
28 | С С’ | Определение позиции звуков С С’ в слове (начало, середина, конец) Анализ открытых и закрытых слогов. | - Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными. - Составление предложений с предлогами. |
29 | З З’ | Учить звуко-слоговому анализу слов. Подбор слов с заданным звуком . | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Согласование прилагательных с существительными. - Употребление предлогов за, из-за. - Знакомство с понятием «родственные слова» |
30 | С С’ З З’ | Учить звуко-слоговому анализу слов. Развитие фонематического слуха. | - Работа над предложением. - Закрепить правильное употребление предлогов. |
31-32 | Н Н’ | Определение позиции звуков Н Н’ в слове (начало, середина, конец) | - Слова-антонимы. |
33-34 | Б Б’ | Выделение первого и второго слога в словах. Подбор слов с заданным звуком. | - Работа со схемой предложения. |
35 | Б Б’ П П’ | Выделение второго слога в словах Развитие фонематического слуха. | - Работа со схемой предложения. |
36-37 | В В’ | Учить звуко-слоговому анализу слов. Развитие фонематического слуха. | - Подбор антонимов. |
38-39 | Д Д’ | Выделение первого и третьего слога в словах Подбор слов с заданным звуком | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Подбор слов, обозначающих действия. - Подбор родственных слов. |
40 | Д Д’ Т Т’ | Дифференцирование звуков. | -Образование приставочных глаголов. |
41 | Т Т’ Д Д’ | Деление слова на слоги. Подбор слова к схемам. | - Работа над предложением. |
42-43 | Г Г’ | Подбор слов с заданным звуком Звуковой анализ слов. | - Согласование прилагательных с существительными. - Образование слов –антонимов. |
44 | К Г | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком. «Измени слово». | - Работа над предложением. |
45 | Ш (1 занятие) | Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ слов. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах - Изменение глаголов по лицам. |
45 | Ш (2 занятие) | Определение первого ударного звука в слове. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Согласование прилагательных с существительными. |
47-48 | С-Ш | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком. | - Согласование прилагательных с существительными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. |
49 | Л | Определение позиции звуков Л Л’ в слове (начало, середина, конец). Деление слов на слоги. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Образование форм прошедшего времени глаголов. - Согласование прилагательных с существительными. |
50 | Л Л’ | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | - Подбор родственных слов и слов –признаков к предмету. - Работа над предлогами. - Образование притяжательных прилагательных. |
51 | Ж | Развитие фонематического слуха. Звуковой анализ слов. | - Употребление названий животных и их детёнышей в ед. и множ. числе. - Формирование представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление приставочных глаголов. |
52 | Ж | Подбор слов на заданный звук. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Подбор родственных слов. - Образование сложных слов. - Подбор слов к схемам. |
53 | З-Ж | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | - Составление предложения по опорным схемам. - Работа над ударением. |
54 | Ш-Ж | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. | - Образование притяжательных прилагательных. - Подбор слов к схемам, обозначающих предметы, действия, признаки. |
55 | Р | Учить определять слог по счету Звуковой анализ слов. | - Согласование числительных с существительными. - Работа над предложением. |
56 | Р-Р’ | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | - Образование относительных прилагательных. - Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. |
57 | Р Р’ Л Л’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. Различать и называть твердые согласные звуки в словах. | - Образовывать сложные слова. - Работа с разноприставочными глаголами. -Подбор родственных слов. - Работа над предложением. |
58 | Й | Определять позицию звука в слове. | - Преобразование слов. |
59 | Ч | Выделение звука в слове. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Формирование навыков словообразования. |
60 | Ч-Т’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове | -Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. - Работа над предложением. |
61 | Ц | Звуковой анализ слов. Преобразование слов. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. -Подбор родственных слов. - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. |
62 | Ц-С | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. Звуковой анализ слов. | -Подбор родственных слов - Работа над предложением. |
63 | Щ | Подбор слов на заданный звук. Преобразование слов. | - Образование существительных обозначающих профессии. - Работа над предложением. |
64 | Щ-С-С’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове | - слова обозначающие предметы, действия, признаки. - Образование существительных обозначающих профессии. - Образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий. |
65 | Ф Ф’ | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | -Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. - Работа над предложением. |
66 | Итоговое занятие | ||
Итого: | 66 занятий |
Примерный план занятий с детьми подготовительной группы с ФФНР
Номер занятия | Тема занятия | Навыки звукового анализа и синтеза | Грамматический строй речи |
1 | Звук У Буква У | Знакомство с понятием «слово», «звук», «гласный звук». Выделение первого гласного звука. Выделение заданного звука из потока гласных звуков .Познакомить с буквой У. | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; |
2 | Звук А Буква А | Развитие слухового внимания. Выделение заданного звука из ряда гласных звуков. Познакомить с буквой А. | - Образование множественного числа существительных |
3 | Звуки АУ Буквы АУ | Дифференцирование звуков. Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА). . | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; |
4 | Звук О Буква О | Развитие фонематического слуха. Выделение заданного звука из ряда гласных звуков. Выделение звука в начале , середине, конце слова. Познакомить с буквой О. | - Образование множественного числа существительных; - Работа над предложением |
5 | Звук И Буква И | Выделение ударного гласного звука. Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез сочетаний гласных звуков (АИ, ИУ, АУИ). Познакомить с буквой И. | - Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
|
6 | Звуки П,П’ Буква П | Развитие фонематического слуха Введение понятия «согласный звук». Анализ и синтез слогов. Выделение звуков из ряда других звуков. Познакомить с буквой П. | - Слова-антонимы. - Составление предложений по демонстрируемому действию. |
7 | Звуки АУИПП’ Буквы АУИП | Развитие фонематического слуха. Анализ и синтез слогов. | - Согласование притяжательных местоимений с существительными(мой, моя, моё, мои). |
8 | Звук Э Буква Э | Придумывание слов на заданный звук. Анализ и синтез слогов. Познакомить с буквой Э. | - Образование существительных в родительном падеже единственного числа. - Согласование притяжательных местоимений с существительными |
9 | Звук Т Буква Т | Придумывание слов на заданный звук. Анализ и синтез слогов. Познакомить с буквой Т. | - Пересказ рассказа «Тома и Толя». - Образование существительных в родительном падеже единственного числа. |
10 | Звуки ТТ’ | Развитие фонематического слуха Определение первого звука в слове. дифференциация твердого и мягкого звука. | - Слова-антонимы. - согласование существительного с прилагательным в роде и числе. |
11 | Звуки П П’ T T’ | Дифференцирование звуков. Определение первого звука в слове. | -Образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин -Знакомить с предложением. |
12 | Звуки К К’ Буква К | Определение звука в слове: начало, середина, конец. Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой К. | - формирование навыков работы над предложением.
|
13 | Звуки П П’ Т Т’ К К Буквы П Т К | Дифференцирование звуков. Определение первого и последнего звука в слове. Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. | - Работа над предложением. - Образование форм единственного и множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных. - Согласование притяжательных местоимений с существительными |
14 | Звуки ММ’ Буква М | Подбор слов с данными звуками. Дифференцирование звуков. Познакомить с буквой М. | - Подбор слов –антонимов. - Знакомство с крылатыми выражениями. |
15 | Звук Х Буква Х | Определение места звука в слове: начало, середина, конец. Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой Х. | - Работа над предложением. |
16 | Звуки К- Х | Определение последнего звука в слове. Анализ и синтез открытых и закрытых слогов | - Употребление количественных числительных в косвенных падежах с существительными. - Составление предложений по опорным картинкам. - Работа со схемами. |
17 | Звук Ы Буква Ы | Выделение последнего гласного звука в слове. Познакомить с буквой Ы. | -Различать окончания существительных в единственном и множественном числе. - Работа над предложением. - Познакомить с понятием «предлог» |
18 | Звуки Ы-И | Выделять гласный звук в середине и в конце слова. | - Образование формы множественного числа существительных. - Работа над предложением. |
19 | Звук С | Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ и синтез слов. | - Согласование притяжательных местоимений с существительными. - Знакомить с предлогом. - Образование сложных слов. - Слова-антонимы. |
20 | Звук С’ | Знакомство с о звуко-слоговой схемой слов. Подбор слов с заданным звуком. | - Согласование прилагательных с существительными в роде. - Образование форм ед. и мн. числа существительных , обозначающих названия детенышей. - Работа со схемой предложения. |
21 | Звук С’ Буква С | Определение позиции звуков С С’ в слове (начало, середина, конец) Анализ и синтез открытых и закрытых слогов. Познакомить с буквой С. | - Словообразование относительных прилагательных, согласование их с существительными. - Составление предложений с предлогами. |
22 | Звук З’ Буква З | Учить звуко-слоговому анализу слов. Подбор слов с заданным звуком. Познакомить с буквой З. . | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Согласование прилагательных с существительными. - Употребление предлогов за, из-за. - Знакомство с понятием «родственные слова». |
23 | Звуки С С’ З З’ | Учить звуко-слоговому анализу слов. Развитие фонематического слуха. | - Работа над предложением. - Закрепить правильное употребление предлогов. |
24 | Звуки Н Н’ Буква Н | Определение позиции звуков Н Н’ в слове (начало, середина, конец). Познакомить с буквой Н. | - Слова-антонимы. |
25 | Буква Я | Определение на слух слога с мягкой согласной. Познакомить с буквой Я. | - Образование относительных прилагательных. - Составление схем предложений. - Преобразование слов. |
26 | Звуки Б Б’ Буква Б | Выделение первого и второго слога в словах. Подбор слов с заданным звуком. Познакомить с буквой Б. | - Работа со схемой предложения. - Закрепление навыков преобразования слов. |
27 | Звуки Б Б’ П П’ | Выделение второго слога в словах Развитие фонематического слуха. | - Работа со схемой предложения. |
28 | Закрепление пройденного | ||
29 | Звуки В В’ Буква В | Учить звуко-слоговому анализу слов. Развитие фонематического слуха Познакомить с буквой | - Подбор антонимов. |
30 | Звуки Д Д’ | Выделение первого и третьего слога в словах Подбор слов с заданным звуком | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Подбор слов, обозначающих действия. - Подбор родственных слов. |
31 | Буква Д | Познакомить с буквой Д. Подбор слов Звуко-слоговой анализ слов. | - Преобразование слов. |
32 | Звуки Д Д’ Т Т’ Буквы Д Т | Дифференцирование звуков. | -Образование приставочных глаголов. |
33 | Звуки Т Т’ Д Д’ | Деление слова на слоги. Подбор слова к схемам. | - Работа над предложением. |
34 | Звуки Г Г’ Буква Г | Подбор слов с заданным звук Познакомить с буквой Звуко-слоговой анализ слов. Познакомить с буквой Г. | - Согласование прилагательных с существительными. - Образование слов –антонимов. |
35 | Звуки К Г Буквы К Г | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком. «Измени слово». | - Работа над предложением. |
36 | Звук Ш (1 занятие) | Развитие фонематического слуха. Звуко-слоговой анализ слов. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах - Изменение глаголов по лицам. |
37 | Звук Ш (2 занятие) | Определение первого ударного звука в слове. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Согласование прилагательных с существительными. |
38 | Буква Ш | Познакомить с буквой Ш. Подбор слов к схемам. Звуко-слоговой анализ. | - Преобразование слов. - Знакомство с правилом правописания ШИ |
39 | Звуки С-Ш | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком. | - Согласование прилагательных с существительными. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Словообразование существительных, обозначающих лиц по их занятиям. |
40 | Звук Л | Определение позиции звуков Л в слове (начало, середина, конец). Деление слов на слоги. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Образование форм прошедшего времени глаголов. - Согласование прилагательных с существительными. |
41 | Звуки Л Л’ Буква Л | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком. Познакомить с буквой Л. | - Подбор родственных слов и слов –признаков к предмету. - Работа над предлогами. - Образование притяжательных прилагательных. |
42 | Буква Е | Познакомить с буквой Е. | - Закрепление навыков преобразования слов |
43 | Звук Ж | Развитие фонематического слуха. Звуко-слоговой анализ слов. | - Употребление названий животных и их детёнышей в ед. и множ. числе. - Формирование представления о спряжении глаголов в настоящем времени. Употребление приставочных глаголов. |
44 | Ззвук Ж Буква Ж | Подбор слов на заданный звук. Познакомить с буквой Ж. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. - Подбор родственных слов. - Образование сложных слов. - Подбор слов к схемам. |
45 | Звуки З-Ж | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | - Составление предложения по опорным схемам. - Работа над ударением. |
46 | Звуки Ж-Ш | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. | - Образование притяжательных прилагательных. - Подбор слов к схемам, обозначающих предметы, действия, признаки. |
47 | Звук Р | Учить определять слог по счету Звуко-слоговой анализ слов. | - Согласование числительных с существительными. - Работа над предложением. |
48 | Звуки Р-Р’ | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком | - Образование относительных прилагательных. - Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. |
49 | Буква Р | Познакомить с буквой Р. Определение ударного звука. | - Работа над ударением - Составлять слова по первому звуку. |
50 | Звуки Р Р’ Л Л’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. Различать и называть твердые согласные звуки в словах. | - Образовывать сложные слова. - Работа с разноприставочными глаголами. -Подбор родственных слов. - Работа над предложением. |
51 | Буква Ё | Познакомить с буквой Ё. Придумывание слов с мягкими согласным звуком. | - Закрепление представления о словах обозначающих действия. - Работа над предложением. |
52 | Звук Й Буква Й | Определять позицию звука в слове. Познакомить с буквой Й. | - Преобразование слов. |
53 | Звук Й Буква Й | Учить определять слог в словах. | - Образовывать форму родительного падежа существительных. - Упражнять в подборе слов обозначающих предметы, действия и признаки. |
54 | Звук Ч Буква Ч | Выделение звука в слове. Познакомить с буквой Ч. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. - Формирование навыков словообразования. |
55 | Звук Ч Буква Ч | Подбор слов с заданным звуком. | - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование сравнительных наречий. - Подбор родственных слов |
56 | Звук Ч-Т’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове | -Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. - Работа над предложением. |
57 | Буква Ь | Познакомить с буквой Ь. Звуко-слоговой анализ слов. | - Преобразование слов. |
58 | Разделительный ( Ь) | Познакомить с разделительным мягким знаком. | - Преобразование слов. |
59 | Звук Ц буква Ц | Звуко-слоговой анализ слов. Преобразование слов. Познакомить с буквой Ц. | - Образование формы множественного числа родительного падежа существительных. -Подбор родственных слов. - Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами. |
60 | Звуки Ц-С | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. Звуко-слоговой анализ слов | -Подбор родственных слов - Работа над предложением. |
61 | Звук Щ Буква Щ | Подбор слов на заданный звук. Преобразование слов. Познакомить с буквой Щ. Звуко-слоговой анализ слов | - Образование существительных обозначающих профессии. - Работа над предложением. |
62 | Звуки Щ-С-С’ | Дифференциация звуков в слогах, словах и фразе. Определение позиции звуков в слове. Звуко-слоговой анализ слов . | - слова обозначающие предметы, действия, признаки. - Образование существительных обозначающих профессии. - Образование и употребление степеней сравнения прилагательных и наречий. |
63 | Звуки Ф Ф’ Буква Ф | Дифференцирование звуков. Подбор слов с заданным звуком Познакомить с буквой Ф. | -Подбор родственных слов. - Подбор слов к схемам. - Работа над предложением. |
64 | Буква Ю | Познакомить с буквой Ю. | - Работа над предложением. - Работа над текстом. |
65 | Разделительный твердый знак Ъ | Подбор слов. | - Образование приставочных глаголов. - Работ со схемами предложений. |
66 | Итоговое занятие | ||
Итого: | 66 занятий |
Список использованной литературы:
- Агранович З.Е.//Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А.// Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А.// Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Козырева Л.М.// Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В// Идивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.//Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А.// Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И.// Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И.// Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. // Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Кузнецова Е.В., Тихонова Е.В. //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. //Учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е,А. // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста по теме: "Омонимы".
Занятие для детей с ФФНР старшего дошкольного возраста по теме: "Омонимы", при кажущейся простоте, очень увлекательное и познавательное. Сложность его состоит в работе над ударением, так как общ...
Разработка и реализация индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ для детей с ОНР старшего дошкольного возраста через использование компьютерных технологий в условиях специализированного ДОУ.
1. Актуальность проблемы. Смена концепции образования заставила по-новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной раб...
Рабочая программа обучения детей среднего и старшего дошкольного возраста технике оригами «Сказки из бумаги»
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству, способствует воспитанию художественно...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (второй год обучения) на 2015-2016 учебный год...
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)
Адаптированная программа для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (первый год обучения)...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...