Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР
рабочая программа (логопедия, старшая группа) по теме
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших
дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Число детей со сложной структурой дефекта в последние годы резко выросло. Остро встают вопросы раннего распознания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Старшие дошкольники с (ОНР III уровнь) имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Концептуальный подход к проблеме общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия в старшей логопедической группе:
- Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г., рекомендовано ученым советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
- Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина..
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Приказ Министерства образования и науки России № 655 от
23.11.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи и направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего развития.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы: развивать фонематического восприятия, навыки звукового анализа и синтеза, формировать правильного произношения, расширять словарного запаса, формировать практические навыки словообразования и словоизменения, самостоятельную связную речь.
В старшей логопедической группе коррекционное направление приоритетно. Основой коррекционно-развивающей работы являются принципы: природосообразности, интеграции взаимодействия специалистов, систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, концентрического наращивания информации по всем направлениям работы.
Распределение занятий по коррекции и развитию речи проводятся в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ определяется СанПиН № 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2010, регистрационный номер 18267.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основной формой работы с детьми дошкольниками во всех образовательных областях программы является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятия остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия. Закрепление материала вне занятий осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
Формы организации работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Индивидуально-подгрупповые занятия по формированию звукопроизношения проводятся ежедневно. В них включены задания по коррекции связной речи, формированию лексико-грамматических категорий, развитию психических процессов.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе
проводятся 3 раза в неделю продолжительностью не более 25-30 минут.
Занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи (1 раз в неделю) – 32 занятия;
Занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (2 раз в неделю) – 64 занятия.
Общее количество фронтальных занятий сокращено. Одновременно увеличен вес индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
В зависимости от индивидуальных особенностей детей и успешности усвоения программного материала, динамики их продвижения учитель - логопед в течение учебного года может вносить изменения в данные рабочие материалы, а также занятия могут дробиться, видоизменяться, дублироваться.
Коррекционно-развивающая работа в старшей группе предусматривает три периода, каждый которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы работы взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание на каждом предшествующем этапе подготавливает детей к прохождению более нового материала.
Уровень успешности усвоения программного материала детьми осуществляется согласно учебно-календарного графика ДОУ на 2012-2013 учебный год и походит в три этапа стартовый, промежуточный, итоговый.
План-программа коррекционно-развивающей работы
Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Развитие словаря
- Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечении
перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений в соответствии с лексическими темами.
- Обучение группировке предметов по признакам их со отнесенности и
на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых, обобщающих понятий.
- Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению
понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать; одевать — одеваться, обувать — обуваться).
- Обогащение активного словаря относительными прилагательными со
значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами (березовый, морковный, яблочный, вишневый, грибной, шерстяной).
- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов
(большой — маленький, высокий — низкий, старый — новый).
- Расширение понимания значения простых предлогов (в, на, у, под, над,
за) и активизация их в речи.
- Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями
(мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый).
- Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Развитие навыков образования и практического использования в
активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали).
2. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче
- Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {кофточка, носочек, деревце, свитерок).
4.Совершенствование навыков образования и использования в
экспрессивной речи глаголов с различными приставками {насыпать, высыпать, посыпать).
5.Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных {дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).
6.Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными {пальто, кофе, какао).
7. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {красная груша, красный лист, красное яблоко, красные сливы; два мяча, пять мячей).
8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении.
9.Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. {Девочка рисует цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты).
Развитие просодической стороны речи
1. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.
3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Коррекция произносительной стороны речи
- Уточнение произношения гласных звуков согласных раннего
онтогенеза в словах и предложениях с ними
- Совершенствование движений артикуляционного аппарата и
подготовка к формированию правильной артикуляции всех звуковых групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
- Формирование правильных укладов свистящих звуков, автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Совершенствование умения различать длинные и короткие слова,
запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечение усвоения слоговой структуры двусложных слов с одним
закрытым слогом {бидон), двумя закрытыми слогами {кафтан),, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов {рябина, желуди) и использования их в речи.
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
1. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, твердый согласный звук.
2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а], [у], [о], [и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; различать гласные и согласные звуки.
Обучение элементам грамоты
- Закрепление представления о букве и о том чем буква отличается от
звука.
- Ознакомление с буквами У, А, И, Н, М.
- Составление букв из палочек, мозаики, лепки из теста, пластилина.
Развитие связной речи и речевого общения
- Воспитание активного произвольного внимания к речи,
совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.
- Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах
и объектах по образцу, алгоритму.
Второй период (декабрь, январь, февраль)
Развитие словаря
- Формирование внимания к слову, более точному пониманию его
значения; умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова.
- Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и
пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений
- Развитие умения группировать предметы по признакам их
соотнесенности и на этой основе совершенствование понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий.
- Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по
усвоению понимания приставочных глаголов {выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить — чиститься).
- Обогащение активного словаря притяжательными прилагательным
(дедушкина, мамина папин) и прилагательными с ласкательными суффиксами {красненький, мягонький).
- Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов
антонимов {хороший — плохой, тяжелый — легкий).
- Расширение понимания значения простых предлогов {в, на, у, под, над,
за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов (на — с, в — из, над — под) в речи.
- Закрепление в экспрессивной речи введенных в нее ранее
притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
- Совершенствование умения оперировать понятием слово.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в
активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных {стол — столы, белка — белки), глаголов настоящего времени {строит -строят, учит — учат, управляет — управляют), глаголов про шедшего времени {красил — красила — красили) Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами {вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне).
- Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в
экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами {диванчик, кроватка), суффиксами -онок, -енок, -am, -ят {котенок — котята, медвежонок — медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами {новенький, легонький), глаголов с различными приставками {пришивать, вышивать, зашивать, нашивать).
- Совершенствование навыка образования и использования в речи
относительных {деревянный, кожаный) и притяжательных {кошачий, медвежий) прилагательных.
- Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми
существительными {метро, пианино, какао).
- Совершенствование навыка согласования и использования в речи
прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже {белая снежинка, белый снег, белое окно, белые сугробы; два кота, пять котов).
- Совершенствование навыка составления и распространения простых
предложений с помощью определений {У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч).
Развитие просодической стороны речи
- Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие
длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
- Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой
деятельности.
- Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной
речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
- Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
- Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и
потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
- Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих в
игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к
формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
- Формирование правильных укладов звуков шипящих, йотированных
звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с
одним закрытым слогом (котенок, снегопад)
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,
звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные
звуки. Ознакомление с гласным звуком 1ы| и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
- Сформировать представление о слогообразующей рои гласных 'звуков.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по
признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [х],[к] [г] |х'] [к']-[г'], -[х]-[х'], [х]-[к'], [с]—[С`], [з]—[з'] [с]—[з], [с']—|з'] в ряду звуков, слогов, слов.
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых
слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, ухо, кот, кит).
Обучение элементам грамоте
- Закрепление представления о букве и о том, чем звук отличается от
буквы.
- Ознакомление с буквами П, Т, К, X, О, Ы.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,
изображенных с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Совершенствование навыка осознанною чтения слов с пройденными
буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное
написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения
- Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно,
задавать вопросы, вести диалог, выслушивать до конца.
- Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать
вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге.
- Совершенствование умения составлять рассказы-описания о предметах
и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.
Третий период (март, апрель, май)
Развитие словаря
- Расширение понимания значения слова. Его смысла применительно к
определенной ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами.
- Расширение объема правильно произносимых существительных —
названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений.
- Совершенствование понимания обобщающего значения слов.
- Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках
изучаемых лексических тем.
- Закрепление навыка употребления относительных и притяжательных
прилагательных.
- Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по
усвоению понимания приставочных глаголов {выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов {чистить — чиститься).
- Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов –
антонимов.
- Формирование представления о многозначности слов на основе
словосочетаний и речевых конструкций.
- Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в
речи.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные
формы с существительными единственного и множественного числа(по луже, над лужей, в луже, по лужам ).
- Совершенствование умения изменять по падежам, числам, родам имена
прилагательные (звонкий, звонкая, звонкое, звонкие).
- Закрепление навыков образования и употребления относительных
прилагательных с продуктивными суффиксами. –ов, -ев, -ан, ян.(луговой, серебряный, ржаной).
- Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм
(копать - перекопать, вскопать, закопать выкопать).
- Совершенствование навыка употребления простых предлогов
отработка словосочетаний с ними.
- Составление простых распространенных предложений из 6-7 слов
(Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки).
- Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со
зрительной опорой.
- Обучение составлению сложносочиненных предложений (Налетела
туча, и пошел сильный дождь).
- Обучение составлению предложений с противительным союзом А
(Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить ее бороной).
- Обучение составлению сложноподчиненных предложений (Мы не
пошли гулять, потому что шел дождь).
Развитие просодической стороны речи
- Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие
длительного речевого выдоха на материале стихов.
- Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой
деятельности.
- Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной
речевой деятельности Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях.
- Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к
усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
- Совершенствование четкости дикции на материале чистоговоркок и
потешек с автоматизированными звуками.
Коррекция произносительной стороны речи
- Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих,
шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к
формированию правильной артикуляции сонорных звуков.
- Формирование правильных укладов звуков [л] и [л'], автоматизация
поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со
стечением согласных (сосулька, кактусы)
- Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять
слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза
- Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук согласный звук,
звонкий согласный звук, глухой согласный звук мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
- Дальнейшее совершенствование умения различать гланые и согласные.
- Ознакомление с гласным звуком «э» и формирование умения выделять его в ряду звуков, слогов, слов;
- Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
- Формирование умения различать на слух согласные звуки по
признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: «с»-«ш», «з»-«ж», «с»-«ш»-«з»-«ж».
- Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых
слогов, слов из трех звуков (кит, мак, миф, усы сом).
Обучение грамоте
- Ознакомление с буквами Ф, В, Д, Г.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
- Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв,
с недостающими элементами; нахождению знакомых букв в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Совершенствование навыка осознанною чтения слов и предложений с
пройденными буквами.
- Ознакомление с некоторыми правилами правописания (раздельное
написание слов в предложении, употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, точка в конце предложения.
Развитие связной речи и речевого общения
- Дальнейшее развитее диалогической и монологической форм речи.
- Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов,
реплик, являющихся основой познавательного общения.
- Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания,
- загадки о описания о предметах, объектах по предложенному плану,
навыка связного рассказывания по серии сюжетных картин по сюжетной картине. Формировать умение отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь отдельных частей.
- Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей
и рассказывать об этом.
В итоге коррекционно-логопедическая работы по преодолению общего недоразвития речи (III уровень) дети старшей группы
должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной
нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и
сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия
существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в
соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-
грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- в дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов
языковой системы.
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР (III уровень)
№ нед. | Тема занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучения грамоты. Основное содержание. Количество занятий. | Лексическая тема | Тема занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Основное содержание. Кол-во занятий. | |
Сентябрь | Первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||
1. 2. | Обследование. | Знакомство с участком, с группой, логопедическим кабинетом. Развитие понимания устной речи, умения вслушиваться в обращенную речь. | ||
3. | Неречевые звуки». (1 занятие) Развитие слухового восприятия. Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру. | Золотая осень. Деревья, кустарники. | Падежные окончания. (2 занятие) Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. | |
4. | Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках.(1 занятие) Формирование у детей восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений. Познакомить с понятиями «слово» и «звук» Произношение слов по образцу с длительным выделением каждого звука. Подбор слов, похожих по звучанию. | Дары осени. Овощи. Огород. | Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (1 занятие) Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Составление и проговаривание словосочетаний количественных числительных «один», «одна» с существительными. Падежные окончания и образование множественного числа существительных. Закрепление употребления предлогов «на», «в». Составление рассказа описания по схеме. (1 занятие) Составление рассказов описаний об овощах по схеме: Название овоща. Где растет? Какой по форме, по цвету, на вкус? Что можно приготовить? | |
Октябрь | 5. | Звук У. (1 занятие) Знакомство со звуком «У» и его характеристикой. Закрепление понятия «гласный звук». Определение по немой артикуляции. Выделение начального ударного звука «У» среди других гласных звуков, слогах, словах. | Сад. Фрукты. Домашние заготовки. | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. (1 занятие) Образование относительных прилагательных от существительных и согласование с ними в роде, числе, падеже. Составление загадок – описаний по образцу. (1 занятие) Загадывание загадок детьми: цвет фрукта, форма фрукта, тактильное ощущение, вкус фрукта, что можно приготовить. |
6. | Звук А. (1 занятие) Знакомство со звуком «А» и его характеристикой. Закрепление понятия «гласный звук». Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова). | Лес. Грибы. Ягоды | Согласование имен числительных два и пять с существительными. (1 занятие) Упражнение в употреблении формы множественного числа существительных в родительном падеже. Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Пересказ рассказа Л. Толстого «Митькины грибы» (1 занятие) | |
7. | Звуки А – У. (1 занятие) Сравнительная характеристика звуков. Закрепление понятий «гласный звук», «слово». Закрепление понятия о месте нахождения звука в слове (начало слова). | Кто как готовится к зиме. | Предлог в. (1 занятие) Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление в речи предлогов «в». Существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Образование относительных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе. Договаривание предложений с помощью предметных картинок. Пересказ рассказа «Лиса» с опорой на вопросы, используя в речи глаголы движения (1 занятие) | |
Ноябрь Октябрь | 8. | Звук И. (1 занятие). Знакомство со звуком «И». Характеристика звука с опорой на артикуляционные признаки. Закрепление понятие «слог». Выделение гласного звука в начале слова. | Игрушки. | Относительные прилагательные. (1 занятие) Образование относительных прилагательных от существительных. Закрепление в речи предлога «на». Образование однокоренных слов. Составление простых нераспространенных предложений по простым сюжетным картинкам. Распространение предложений определениями. Согласование глаголов настоящего, прошедшего времени с существительными в роде, числе, падеже. Составление плана рассказа по картине «Дочки-матери» и рассказа по отдельным эпизодам картины.(1 занятие) |
9. | Звук П . (1 занятие) Четкое произнесение и характеристика звука «П» с опорой на артикуляционные признаки. Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук». Выделение звука в словах в конце слова Звуковой анализ слогов АП, ИП, УП, составление схем обратных слогов.
| Одежда. Обувь. Головные уборы. | Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа. (1 занятие) Простое распространенное предложение с прямым дополнением по простым сюжетным картинкам. Договаривание предложений с помощью предметных картинок. Спряжение по образцу глаголов надевать, одевать, обувать. Образование формы множественного числа глаголов. Образование относительных прилагательных. Составление описательных рассказов о предметах одежды по плану. Игра «В ателье». (1 занятие) | |
10. | Звук О. (1 занятие). Знакомство со звуком «О». Характеристика звука с опорой на артикуляцию. Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение». Выделение гласного звука в начале слова. | Посуда. | Простое распространенное предложение. (1 занятие) Распространение предложений определениями. Составление предложений по опорным словам, с опорой на предметные картинки. Согласование числительных с существительными. Составление детьми рассказа по картине «Мы дежурим» по частям. (1 занятие) | |
Ноябрь Декабрь | 11. | Звук Т. ( 1 занятие) Знакомство со звуком «Т». Характеристика с опорой на артикуляционные признаки. Выделение звука в словах в начале и в конце слова. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АТ, ИТ, ОТ, УТ. Деление слов на слоги. | Продукты питания. | Согласование существительных с предлогами на, в. (1 занятие) Различение предлогов в – на правильное употребление их с существительными в предложном падеже. 2. Упражнять детей в составлении предложений с маленькими словами. Согласование количественных числительных два, две с существительными. Составление предложений по двум опорным предметным картинкам. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел». (1 занятие) |
12. | Звуки П - Т. (1 занятие) Дифференциация на слух и в произношении звуков П-Т. Выделение последнего глухого согласного звука. Деление слов на слоги, отстукивание ритмического рисунка слова. Звуковой анализ слогов. | Мебель. Бытовая техника. | Падежные конструкции. (1 занятие) Закрепление навыка употребления единственного и множественного числа существительных в родительном падеже. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. (1 занятие) | |
Второй период обучения (декабрь, январь, февраль) | ||||
Декабрь | 13. | Звук К. (1 занятие) Четкое произнесение и характеристика звука с опорой на артикуляционные признаки. Закрепление понятий «согласный твердый, глухой звук». Определение места звука в словах. Звуковой анализ слогов с выкладыванием схемы. | Начало зимы. Зимние забавы. | Распространение предложений определениями. (1 занятие) Употребление предлогов движения. Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование навыка образования родственных слов. Образование глаголов прошедшего времени. Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. (1 занятие) |
14. | Звуки П - Т - К.(1 занятие) Четкое произнесение и дифференциация звуков П-Т-К на слух и в произношении. Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными: па-та-ка. | Зимующие птицы. | Согласование числительных один-много с существительными. (1 занятие) Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. Родительный падеж множественного числа сущ. Творительный падеж ед. и мн. числа сущ. Без предлога и с предлогом у. согласование глаголов настоящего времени с сущ. ед. и мн. числа. Составление предложений с помощью вопросов по предметным картинкам. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схемы. (1 занятие) | |
15. | Звук Х. (1 занятие) Знакомство со звуком «Х», характеристикой звука с опорой на артикуляционные признаки. Определение места звука в словах. Звуковой анализ слогов с выкладыванием схемы. Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными. | Человек. Части тела. Гигиена. | Глаголы совершенного и несовершенного вида. Возвратные глаголы. (1 занятие) Образование глаголов в форме прошедшего времени, глаголов первого лица настоящего времени. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа. Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками. (1 занятие) Смирнова Л.Н. | |
16. | Звуки К - Х. (1 занятие) Закрепление произношения и различение звуков К-Х. Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными. Преобразование слогов. Звуковой анализ, составление схем слов. | Новогодний праздник. | Предлог за. (1 занятие) Правильное употребление предлог за с существительными в творительном и винительном падежах. Упражнять детей в составлении предложений с предлогом «за» по картинке Закрепление умения подбирать прилагательные к существительным. Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. (1 занятие) | |
Каникулы (зимние забавы и развлечения) | ||||
Январь | 18. | Звук ХЬ. (1 занятие) Четкое произнесение звука, его характеристика. Познакомить с новым понятием «согласный мягкий звук». Деление слов на слоги. Отстукивание ритмического рисунка слова. Звуковой анализ слогов. | Экзотические животные. | Предлог под. (1 занятие) Правильное употребление предлога под в речи. Употребление имен существительных с предлогами. Упражнение в употреблении имен существительных в форме родительного падежа множественного числа. Составление сравнительного рассказа по ролям о белом и буром медведях. (1 занятие) |
19. | Звук Ы. (1 занятие) Закрепление правильного произношения звука. Выделение гласного звука после согласного пы-ты-кы-хы-мы. Звуковой анализ односложных слов типа пых. Составление схем этих слов. | Домашние животные и их детеныши. | Образование притяжательных прилагательных. (1 занятие) Образование сложных слов. Развитие навыков словоизменения и словообразования. Употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа. Упражнение в подборе однокоренных слов. Пересказ сказки В.Н. Сергуненкова «Козел» (1 занятие). Глухов В.П. | |
20. | Звуки И - Ы (1 занятие) Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков. Преобразование слогов, слов. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов типа кит, тик. Отстукивание ритмического рисунка слова. | Дикие животные и их детеныши. | Сравнительная степень качественных прилагательных (1 занятие) Закреплять навыки использования в речи простых предлогов. Упражнять в подборе имен прилагательных к именам существительным по теме. Развивать навыки словообразования. Упражнение в подборе однокоренных слов. Составление и проговаривание реплик. Придумывание конца к сказке «Хвосты». (1 занятие) Глухов В.П. | |
21. | Звук В . (1 занятие). Четкое произнесение звука, его характеристика. Определение места звука в словах. Звуковой анализ слогов с выкладыванием схемы. Воспроизведение слоговых рядов с разными согласными и одинаковыми гласными. | Мой город. | Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. (1 занятие). Закрепление навыка образования сложных слов. Упражнение в составлении предложений с предлогами. Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам. (1 занятие) Смирнова Л. |
Февраль | 22. | Звук ВЬ. (1занятие) Четкое произнесение и характеристика звуков. Различение звуков В - В '. Выделение звука «В» перед гласными. Определение места звуков в словах (начало, середина). Деление слов на слоги, составление схем. слогового состава. | Профессии. Инструменты | Падежные конструкции. (1 занятие) Закреплять употребление существительных в творительном падеже. Упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные в косвенных падежах без предлогов и некоторыми простыми предлогами Составление пересказа рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны». (1 занятие) |
23. | Звук Ф. (1 занятие). Четкое произнесение и характеристика звука Ф. Определение места звука Ф в слове. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов. Звуковой анализ слогов, слов. | Наша армия. | Образование имен существительных с помощью суффиксов -чик, -ист. (1 занятие) Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных два и пять. Составление и употребление в речи предложений с однородными членами. Использование в активной речи форм единственного и множественного числа имен. Пересказ дополненного детьми рассказа – загадки «Какой сегодня праздник?» (1 занятие) | |
24. | Звук ФЬ. (1 занятие) Четкое произнесение и характеристика звука Ф Различение звуков Ф—ФЬ. Определение места звука ФЬ в слове. Деление слов на слоги и составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. | Дом. Строительство. Профессии на стройке. | Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. (1 занятие) Составление сложноподчиненных предложений со словами потому что. Образование относительных прилагательных. Подбор однородных сказуемых. Пересказ рассказа «Как дом родился?» (1 занятие) Смирнова Л.Н. | |
3-ий период обучения (март, апрель, май) | ||||
Март | 25. | Звуки В - Ф. (1 занятие) Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук». Произношение слоговых рядов с разными согласными, с разными гласными Преобразование слогов, слов. Звуковой анализ слов без стечения согласных. | Весна (приметы). | Употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами. (1 занятие) Упражнение в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных. Подбор прилагательных к существительным. Обогащение лексики родственными словами. Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым 1-фигурным сюжетным картинкам и опорным словам. (1 занятие) |
26. | Звук Б. (1 занятие) Четкое произнесение и характеристика звука Б. Определение места звука Б в слове. Деление слов на слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3- сложных слов. Звуковой анализ слов. | 8 Марта. Семья. | Образование сравнительной степени прилагательных. (1 занятие) Преобразование имен существительных мужского рода в имена существительные женского рода. Упражнение в подборе родственных слов. Падежные окончания имен существительных единственного и множественного числа. Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку. ( 1 занятие) | |
27. | Звук БЬ. (1 занятие) Четкое произнесение и характеристика звука. Различение звуков Б - БЬ. Определение места звуков в словах (начало, середина). Деление слов на слоги, составление схем слогового состава. Выделение ударного слога. | Транспорт. Правила безопасности. | Образование приставочных глаголов (1 занятие) Образование приставочных глаголов движения. Употребление имен существительных в форме косвенного падежа. Употребление существительных в различных падежах. Составление рассказа-описания «Папа купил автомобиль». (1 занятие) Смирнова Л.Н. | |
28. | Звуки П - Б. (1 занятие) Преобразование слогов, слов. Полная характеристика звуков. Закрепление понятий: «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук». Звуковой анализ двусложных слов с двумя открытыми слогами. | Подводный мир. | Приставочные глаголы. (1 занятие) Подбор родственных слов. Употребление имен существительных с предлогами. Образование притяжательных прилагательных. Восстановление деформированных предложений. Пересказ рассказа «Воришка» по серии картинок. (1 занятие) Смирнова Л.Н | |
Апрель | 29. | Звук Д . (1 занятие) Уточнение артикуляции, характеристика звука. Закрепление понятий: «твердый звонкий звук», Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных. | Перелетные птицы. | Предлог по. (1 занятие) Познакомить со значением предлога по и его схемой. Употребление предлога «по» с существительными в дательном падеже Образование существительных и имен прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Согласование глаголов настоящего времени с существительными единственного и множественного числа. Пересказ по вопросам «Предвестники весны». (1 занятие) |
30. | Звук ДЬ. (1 занятие) Четкое произнесение звуков Д – ДЬ, дифференциация их на слух и в произношении. Закрепление умение определять место звуков в начале и середине слов. Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы. Звуко-слоговой анализ слова: дом, Дима | Космос. | Предлоги от и к. (1 занятие) Различение предлогов «от» и «к». Употребление предлогов с существительными в дательном и родительном падежах. Согласование числительных с существительными. Образование однокоренных слов. Совершенствование грамматического строя речи. Пересказ Г. Циферова «Что такое звезды?» (1 занятие). | |
31. | Звуки Т - Д. (1 занятие) Дифференциация звуков на слух и в произношении (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка»; вспомнить характеристику звуков) Преобразование слов и слогов. Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных. | Деревья и кустарники весной. | Составление сложносочиненных предложений. (1 занятие) Образование и употребление относительных прилагательных от названий деревьев. Составление предложений с однородными членами. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными. Составление рассказа о березе по вопросам. (1 занятие) | |
32. | Звук Г . (1 занятие) Объяснение правильной артикуляции звука. Закрепление понятия «согласный, твердый, звонкий звук» Закрепление умение определять место звуков в начале и середине слов. Звуковой анализ односложных, двусложных слов без стечения согласных. | Первоцветы. | Составление сложносочиненных предложений. (1 занятие) Составление сложносочиненных предложений с союзами а, и с опорой на две сюжетные картинки. Развитие диалогической речи с опорой на иллюстрации. Употребление предложно-падежными формами существительных единственного и множественного числа. Пересказ К. Ушинского "Пчелки на разведках" по предметным картинкам. (1 занятие) | |
Май | 33. | Звуки ГЬ . (1 занятие) Четкое произнесение звуков Г – ГЬ дифференциация их на слух и в произношении. Закрепление понятий: «твердый звук», «мягкий звук». Воспроизведение слоговых рядов из 3—4 элементов. | Праздник Победы. | Сравнительная степень качественных прилагательных. (1 занятие) Практическое усвоение (понимание и употребление в речи) степеней сравнения прилагательных (и синонимов). Обогащение лексики синонимами к прилагательным. Закрепление притяжательных прилагательных с суффиксом- й-.. Составление рассказа по рисункам детей. (1 занятие) |
34. | Звуки Г - К . (1 занятия) Слухо-произносительная дифференциация звуков: Г - К (дифференциация звонких и глухих согласных). Слоговой синтез слов. Преобразование слогов, слов. Составление предложений со словами паронимами типа: гол-кол и т.п. | Насекомые. | Косвенные падежи имен существительных. (закрепление). (1 занятие) Употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе. Употребление родительного падежа существительного. Практическое употребление простых предлогов. Составление рассказа «Сороконожка» по опорным предметным картинкам. (1 занятие) Смирнова Л. | |
35. 36. | Итоговое обследование детей. |
Ключевые слова
- Речь
- Звук
- Гласный звук
- Согласный звук
- Согласный глухой
- Согласный звонкий
- Согласный твердый
- Согласный мягкий
- Буква
- Слог
- Слово
- Начало слова
- Середина слова
- Конец слова
- Маленькое слово
- Предложение
- Схема слова
- Схема предложения
- Точка
- Слова родственники
- Пересказ
- Рассказ
Учебно-методический комплекс
- Программа логопедической работы по преодолению общего
недоразвития речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.- М.:Просвещение, 2009г.
слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.- М.: АРКТИ, 2004.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно 5-6 лет. Учебно-методический комплект "Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи 3-й уровень. Пособие для логопедов. М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. ). – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: Мозаика-Синтез, 2004.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
- Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - М.: «Дрофа», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР...
«Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми раннего возраста (от года до двух лет)»
Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....
"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (лепке) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"
Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....
"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по продуктивной деятельности (рисованию) с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"
Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....
"Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста (от года до двух лет)"
Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ фронтальных занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий учителя-логопеда
Представлено календарно-тематическое планирование фронтальных логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста....