картотека игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
картотека по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)

Светлана Васильевна Александрова

В картотеуку входят игры и упражнения ндля развития речевого дыхания. Использовать этот материал могут не только воспитатели, логопеды, но и родители. В данном материале найдете прстые упражнения, которые подходят для детей младшего дошкольного возраса., так и посложнее для старших детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для

развития речевого дыхания

у детей дошкольного возраста

Игра «Лестница»

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание.

Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот - от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание.

Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Описание.

Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание.

 Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Надуй воздушный шарик»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики.

Описание.

Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание.

Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра на тему: «Времена года»

«Маленькие художники».

Задача: научиться задерживать дыхание и делать полный выдох.

Описание.

Детям предлагается выдохнуть несколько раз на окно — 1 минута. Затем учитель просит нарисовать на этом кусочке какой-то рисунок. Задание воспитателя и является точкой пересечения с конкретной темой занятия.

Педагог вместе с детьми обсуждает получившиеся рисунки.

«Бабочки/листья/снежинки»

Задача: тренировать навык придавать определённую направленность струе выдыхаемого воздуха.

Описание.

Бабочек/листья/снежинки крепим на длинные нитки и размещаем либо на потолке, либо на палочке.

Дети дуют на объект так, чтобы они «летали».

Игры на тему: «Профессии»

«Регулировщик»

Задача: разрабатывать дыхательный аппарат.

Верный путь он нам покажет,

Повороты все укажет.

Описание

Становимся прямо, ножки на уровне плеч, одну руку поднимаем вверх, а вторую отводим в сторону — 1 минута.

Делаем вдох через нос — ½ минуты.

Меняем положение рук на замедленном выдохе, произнося «р-р-р-р» — 1 минута.

Повторяем 5–6 раз — 2–3 минуты.

«Футболисты»

Задача: учиться направлять струю выдыхаемого воздуха.

Описание:

Садимся с детьми, выкладываем на лист плотной бумаги или картона по 2 ватных шарика. Дуем на них так, чтобы они упали на пол — 2 минуты.

Повторяем 5–6 раз — 1–2 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.

Игровые упражнения для развития речевого  дыхания детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...

Картотека игр и упражнений для развития памяти у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения способствующие развитию памяти у детей дошкольного возрастаю....

Картотека игр и упражнений для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Развитие эмоционального интеллекта — одно из важнейших направлений дошкольной педагогики. От способности человека понимать чужие и собственные переживания, от его навыков контроля над своим эмоц...

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

Развитие речи играет немалую роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Одним из направлений работы выступает развитие связной речи....

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей дошкольного возраста

В предложенной  картотеке собраны разнообразные игры и упражнения на развитие связной речи у детей дошкольного возраста,  которые сгруппированы по разделам: игры с картинками и простые речев...

Картотека игр и упражнений на развитие эмпатии у детей дошкольного возраста

Задачи:-формировать умения различать и называть различные эмоции;-формировать способности понимать и активно выражать переживание других людей;-формировать умения различать понятия «добро...