Презентация "Развитие навыков письма и чтения посредством образовательной кинезиологической программы "BRAIN GYM""
презентация к уроку (логопедия) на тему
Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагоги обычно разрабатывают все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на усвоение программного материала. Иногда это оказывается в определенной степени успешным. В 2008 году в рамках прохождения в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной подготовке специалистов по программе «Психолого – педагогические основы деонтологии в работе коррекционного педагога» преподаватели института ознакомили педагогов с образовательной кинезиологической программой «Брейн – Джим».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих трудности с концентрацией внимания, проблемы в усвоении письменной речи и адаптации в школе. Для специалистов реабилитационных центров для несовершеннолетних этот вопрос является одним из актуальных в социально - педагогической деятельности. Педагоги убеждены, что для преодоления нарушений у детей необходима комплексная реабилитационная работа. Чтобы преодолеть ошибки и трудности в обучении, педагоги обычно разрабатывают все новые специальные программы, которые должны лучше мотивировать ребенка на усвоение программного материала. Иногда это оказывается в определенной степени успешным. В 2008 году в рамках прохождения в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной подготовке специалистов по программе «Психолого – педагогические основы деонтологии в работе коррекционного педагога» преподаватели института ознакомили педагогов с образовательной кинезиологической программой «Брейн – Джим». С этой программой группе белгородских педагогов-практиков довелось познакомиться во время стажировки в образовательных учреждениях Земли Северный Рейн – Вестфалия (ФРГ), достаточно широко применяемой в немецких школах и детских садах.
В начале 1970 г., педагог и специалист по чтению Пол Деннисон. Стал использовать в своей работе определенные движения, для помощи детям, испытывающим проблемы в обучении. Доктор Деннисон исследовал эти движения, упростил их, и создал методы, которые стали эффективными для каждого. В сотрудничестве с женой и партнером, Г.Е.Деннисон, он развил новый путь понимания процесса обучения. Эта новая область известна как Образовательная Кинезиология (ОК), а новые движения называются упражнения Гимнастики Мозга. Слово "кинезилогия" происходит от греческого слова "кинезис", обозначающего движение, и "логос" – наука. Техники образовательной кинезиологии позволяют: улучшить память, концентрацию внимания, снять стресс, нервное напряжение, эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности, оптимизировать собственные резервы человека, повысить энергию тела. В 1993 г. программа по Гимнастике Мозга получила широкую известность – она заняла третье место в конкурсе «Выдающихся современных образовательных технологий США, а ее создатель получил награду «Дельта Каппа Фи» от Калифорнийского Университета. Эта программа на протяжении последних лет используется в психолого – педагогической практике специалистами нашей страны.
Упражнения «Брейн – Джим» доставляют всем большое удовольствие. Раньше учебные занятия, были достаточно напряженными для большинства воспитанников; и даже если они и справлялись успешно с заданиями, то должны были много заниматься, на досуг у детей часто не оставалось времени. Занимаясь упражнениями «Брейн – Джим», дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче. Успех в учебе, достигнутый с помощью образовательной кинезиологии – это обучение, осуществляемое посредством нового структурирования движений и упражнений «Брейн – Джим». Такие упражнения способствуют активизации тех участков мозга, которые прежде были блокированы. Изменения в обучении и поведении детей часто настолько скоры и глубоки, что их нельзя не заметить. Упражнения помогают воспитанникам понять процесс восприятия информации и самовыражения, лучше использовать свой потенциал. Педагоги отмечают, что дети часто говорят, как они выполняют упражнения автоматически и при этом сами чувствуют, когда получают пользу от «Брейн – Джим». Когда дети начинают заниматься гимнастикой, то очень скоро им хочется показать это своим друзьям, т.е. они интегрируют упражнения «Брейн – Джим» в свою жизнь без чьей – либо помощи или контроля. Так они осознают значение энергетических упражнений.
Сторонники упражнений «Брейн – Джим» считают их самым действенным средством повышения качества жизни и учебы через радость от движений. Так, многие педагоги каждый день используют в классе многие движения, приведенные ниже. Другие же только на уроках чтения или письма применяют лишь те движения, которые имеют отношение к чтению и письму. Опытные педагоги и родители, сами испытывающие радость от движений, могут использовать такую ситуацию в качестве мотивирующего момента, принимая участие в выполнении упражнений «Брейн – Джим». Упражнения данной программы учитель – логопед нашего реабилитационного центра использует в реабилитационной работе пятый год. Эти упражнения эффективны для формирования определенных умений и навыков в письменной речи, а также для развития мелкой моторики рук, автоматизации звуков. Так, упражнения «Сова», «Слон», «Мыслительная шапка» помогут активизировать визуальную память, что важно для развития орфографической зоркости. Упражнения «Слон», «Лежащая восьмерка» способствуют автоматизации некоторых изолированных звуков при совместном произнесении звука и выполнении упражнения.
Формирование умений письма предполагает развитие координации в системе «глаз – рука», развитие письменного творчества, правописания. Однако, именно недостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координаций, других моторных функций ведет к появлению трудностей формирования зрительного образа буквы, формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента, к появлению ошибок в пространственном расположении элементов букв, неустойчивости почерка. Формирование читательских умений и навыков включает в себя не только умение выразительно, с чувством читать и интерпретировать прочитанное, но и умение во время чтения следить за строкой, водить глазами в горизонтальном и вертикальном направлении без ошибок и замешательства. Хорошая координация в системе «глаз – рука» способствует формированию умения писать печатным шрифтом, рукописным шрифтом; развивает навыки каллиграфии и штриховки в разных направлениях. Специалисты – кинезиологи рекомендуют использовать для этого такие упражнения из комплекса «Брейн – джим», как «Даббл Дудл», «Лежащая восьмерка», «Алфавитная восьмерка», «Активная рука». Эти упражнения способствуют развитию глазного контроля над движением рук и формированию образа движения руки, рисующей дугообразные линии.
Результатом регулярного выполнения упражнений является формирование сложных движений руки при проведении дугообразных, волнообразных и комбинированных линий. Происходит также развитие у детей представлений о возможностях человеческого мозга. Для развития письменного творчества важно наличие умения фиксировать впечатления, запоминать и словесно выражать их. Для этих целей подходят упражнения «Ножной насос», «Икроножный насос», «Энергичная зевота». Навыки чтения - умение читать и интерпретировать текст, во время чтения следить за строкой, концентрироваться во время чтения, предугадывать читаемое – совершенствуются значительно быстрее, если предложить детям регулярно выполнять следующие упражнения: «Энергичная зевота», «Дыхание животом», «Вихляния», «Перекрестные движения», «Мозговая кнопка», «Лежащая восьмерка», «Ножной насос», «Икроножный насос», «Заземление». Кроме того, эти и другие упражнения способствуют развитию мыслительных способностей, развитию внимания к словесным объяснениям, развитию ассоциативных связей действительности, вербальной информации и графического изображения. Хорошо приготовить для детей специальные карточки – инструкции с описанием упражнений комплекса «Брейн – Джим», которые они могут выбрать и, познакомившись с последовательностью действий, самостоятельно выполнять. Вот некоторые из них:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения "Рома и Лола играют в слова"
Занятие в старшей логопедической группе, дети показывают владение навыками звукового анализа и синтеза. Хорошая работа по дифференциации....
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа.
Конспекты занятий. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения в ДОУ. 2 младшая группа....
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»
Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....
Особенности формирования элементарных навыков письма и чтения у заикающихся дошкольников
В данной работе представлены приёмы обучения грамоте старших дошкольников с одновременной работой по преодолению у них заикания....
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников
Формирование элементарных навыков письма и чтения у дошкольников...
Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи: «Звуки [Х],[Х\'] и буква Х».
Презентация для занятия по овладению элементарными навыками письма и чтения (звуковой анализ слов) для старших дошкольников....