Самомассаж в логопедической работе.
методическая разработка по логопедии по теме

Солдатова Юлия Эрнстовна

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический массаж

Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

В практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.


Надеваем браслеты.


Цель:. Улучшение крово- и лимфотока.

Ход: Одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево – вправо, - выполняем по 2 раза на каждой руке.



Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.Влево – вправо, влево – вправо,

На другой руке. Сначала.




Гвозди.

Цель: Нормализация произвольных движений.


Ход: Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:

Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком. 
Гвозди не вбиваются, 
Только загибаются. (Загибаем пальцы) 
Значит, клещи надо взять, 
Будем гвозди вынимать. 
Я тянул, тянул, тянул, 
Все я гвозди разогнул.(Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)





Утюг.

Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим массажным приёмам.

Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.




Гладит, гладит  он прилежно

Для семьи своей одежду.

Этот самый утюжок

Очень близкий мой дружок.



Мыши.

Цель: Улучшение динамического праксиса.


Ход: Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав.




Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),

Посмотреть который час

Вдруг часы пробили «Бом!»

Мышь слетела кувырком… (движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.


Тетери.

Цели: Стимуляция ослабленной функции мышц.


Ход: Пощипывание боковых краев кистей рук.



Прилетели две тетери

Поклевали

Улетели





Пальчики.

Цель: Улучшение циркуляции крови, лимфы,  повышение питания тканей, насыщение тканей кислородом.


Ход: Разминаем подушечки пальцев (надавливание).




Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять. 
Этот пальчик в лес пошел, 
Этот пальчик гриб нашел, 
Этот пальчик чистить стал, 
Этот пальчик жарить стал, 
Ну, а этот только ел

Оттого и потолстел








Тесто.


Цель:  Улучшение крово- и лимфотока.


Ход: Разминаем бугор под большим пальцем.




Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.




Домик.


Цель: Предупреждение возникновения контрактур.


Ход: Сцепить пальцы «Домиком» и потереть ими друг об друга:




Сцепим пальцы мы в замок,

Чтоб чужой войти не мог.

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.











Пружинка.


Цель: Улучшение крово- и лимфотока.


Ход: Спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.



Мы пружинку нарисуем

Длинную и крепкую.

Мы легко её растянем,

А затем обратно стянем.



Черепашка.

Цель: Нормализация мышечного тонуса.

Ход: Разминаем ладонь кулаком.


Моя черепашка в коробке живет, 
Купается в ванне, 
По полу ползет. 
Ее на ладошке я буду носить, 
Она не захочет меня укусить
.




МАССАЖ ЛИЦЕВОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Массаж лобной области.


«Шапочка».


Цель: снижение мышечного тонуса.

Ход: плоскостное поглаживание от середины лба к вискам.


Где же твоя шапочка?
Ну-ка посмотри!
Одевайся, лапочка,
Раз и два, и три.
Шапочка, шапочка
Ушкам в ней теплей.
Шапочка, шапочка,
Деточку согрей.




«Машинка».


Цель: снижение мышечного тонуса.

Ход: плоскостное поглаживание от бровей к волосистой части головы.


Еду, еду на машинке
Потихоньку, не спешу,
И приятные картинки
Всюду взглядом нахожу.







Массаж лобной области.


«Змейка».


Цель: усиление кровообращения, повышение тонуса лобных мышц.


Ход: растирание подушечками указательного и среднего пальцев от бровей к волосистой части головы волнистыми движениями.



Змея колыбельную песенку пела.
Змея на змеенышей нежно шипела.
Змееныши спали в своей колыбели
И сладко друг другу в затылки шипели.




Массаж лобной области.


«Слоник».

Цель: максимально активизировать работу лобных мышц.

Ход: прерывистое надавливание двумя пальцами — большим и

указательным.


Динь-дон. Динь-дон. 
В переулке ходит слон. 
Старый, серый, сонный слон. 
Динь-дон. Динь-дон. 
Стало в комнате темно: 
Заслоняет слон окно. 
Или это снится сон? 
Динь-дон. Динь-дон.

(И. Токмакова)






Массаж лобной области.


«Душ».


Цель: повышение тонуса мышц.

Ход: сильная вибрация всеми пальцами.


Дождик сверху кап-кап-кап…

Да, без душа я никак!






Массаж в области глаз.


«Спокойной ночи».

Цель: оказать воздействие на круговую мышцу глаза и мышцу, смор­

щивающую бровь.

Ход: поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук. Движение от

височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза; затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску; при этом средний палец ложится под бровью,а указательный –  над бровью.


Спи, глазок! Спи, другой!
Спи, дружок дорогой!
А я так посижу,
На тебя погляжу.



Массаж в области щек и подбородка.


«Ветерок».


Цель: воздействовать на скуловые, щечную, подбородочную мышцы.

Ход: указательные пальцы обеих рук располагаются под нижней губой, а

Остальные – под подбородком. Пальцы скользят от середины подбородка к

височным впадинам, с фиксацией пальцев в углублениях у козелка и мочки уха.


Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул.


«Неваляшка».

Цель: повышение тонуса щечных мышц.

Ход: круговое растирание в области щек проводится тыльной поверхностью концевой и средней фаланг четырех пальцев в направлении от края нижней челюсти к краю скуловой кости.


Влево-вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево-вправо, влево-вправо
На пол не роняется.







Массаж щек.


«Гусь».


Цель: повышение тонуса щечных мышц.


Ход: захватить в складку кожу щек между большим и указательным пальцами, легко сдавить и отпустить, движение пощипывания.


Гусь купил себе гармошку,
но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.









«Пурга».


Цель: максимально активизировать работу щечных мышц.


Ход: захватив кожу щек вместе с подкожными мышцами между большим и

указательным пальцами, производить разминание в круговом направлении.


И дни, и ночи напролет
Пурга за окнами ревет.
И так привычна нам она,
Что стала даже не слышна.



Массаж воротниковой зоны

«Комары»



Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.



Мой приятель Валерий Петров

Никогда не кусал комаров,

Дети встают друг за другом.

Растирают спины ладонями.

Комары же об этом не знали,

И Петрова часто кусали.

Легко постукивают пальцами.


«Кусь-кусь-кусь, кусь-кусь-кусь!

Я Петрова не боюсь!

Легко пощипывают.


Буду я его кусать,

Буду я его щипать».

Поколачивают кулачками.


Эй, Валерий, убегай,

Комаров не догоняй!

Поглаживают ладонями.

Затем дети поворачиваются на 180° и повторяют массаж.



Массаж спины

 «Кап на туче ночевал»



Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.



Дети встают друг за другом.

Кап на туче ночевал

И по небу кочевал.

Постукивают пальчиками.


Вдруг ударил трах-тарах —

Кап со страху шах-шарах

Легко поколачивают кулачками.


По оврагам, по мостам,

По корягам, по кустам...

Растирают спины ребрами ладоней.


Осмотрелся на заре,

Видит — вишня во дворе.

Прыг на ветку озорник:

Тронешь — кап за воротник!

Поглаживают ладонями снизу

спины к плечам.

Легко «пробегают» по спине

пальчиками.





Массаж спины

«Свинки»


Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.



Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Все постукивают,

Все похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!


Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребенка, на повторение потешки поворачиваются на 180° и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.







Массаж спины

«Суп»



Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.


Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребенка.

Чики-чики-чики-ща!

Вот капустка для борща.

Похлопывают ладонями.

Покрошу картошки,

Свеколки, морковки,

Постукивают ребрами ладоней.

Полголовки лучку

Да зубок чесночку.

Поколачивают кулачками.

Чики-чок, чики-чок —

И готов борщичок.

Поглаживают ладонями.








Массаж спины


Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.



Дети встают друг за другом «паровозиком».

Рано-рано два барана

Застучали в ворота:

Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,

Крокодила победите,

Чтобы жадный Крокодил

Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:

«Где нам с этаким сражаться! Он и грозен и зубаст, Он нам солнце не отдаст!»



Похлопывают ладонями по спине товарища, на повторение текста поворачиваются на 180° и постукивают по спине пальцами. Вновь поворачиваются и поколачивают кулачками, завершает массаж поглаживание спины ладонями.







Массаж спины

«Барабан»



Задачи: учить детей навыкам самомассажа; развивать навыки коллективной работы; закреплять знание частей тела; упражнять в умении разогревать свое тело; нормализация мышечного тонуса.





— Бам! Бам! Что за гам?

Так шуметь не стыдно вам!

Постукивают кулачками.

— Дядя Барабан, мы так стучали,

Что перебудили целый свет.

Похлопывают ладошками.


Где-то пять копеек потеряли —

Не купить теперь конфет!

Поколачивают пальчиками.

— Бам! Бам! Стыд и срам!

Я конфет сам вам дам!

Поглаживают ладонью.








Массаж шеи

«Лук»




Задачи: учить детей навыкам самомассажа; закреплять знание частей тела; нормализация мышечного тонуса.



Зеленеет лук в воде,

Пузырьки — на бороде,

Левой рукой обхватывают шею с правой стороны и потирают ее, проводя ладонью к основанию горла.

Пузыречки, пузырьки —

Шалуны, озорники!

Повторяют правой рукой.

Каждый этот пузыречек

Очень бороду щекочет.

Если так щекотать,

Всяк захочет хохотать!

Указательным и большим пальцем руки оттягивают кожу на шее и отпускают ее (16раз).


Лук трясет бородой,

Навостряет стрелки:

Скоро буду молодой

Лежать на тарелке.

Большим пальцем левой руки обхватывают шею слева, а остальными пальцами— справа, массируют шею вверх и вниз.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы самомассажа в логопедической работе.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией.Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом.Целью л...

ПРОЕКТ «Метод самомассажа в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, как здоровьесберегающая технология»

Целью данного проекта является организация работы учителя-логопеда, педагогов и родителей детей дошкольных групп МБОУ «СОШ № 6» в обеспечении условий  комплексного подхода в коррекции речевых нар...

Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе.

Материалы данной статьи полезны воспитателям, учителям и родителям, которые хотят улучшить состояние произношения детей за счет использования разнобразных приемов самомассажа....

Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"

Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.

МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе....

Приемы самомассажа в логопедической работе

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребён...

Использование игрового самомассажа в логопедической работе с дошкольниками

В представленной информации по обобщению опыта  сформулированы основные идеи, на которых он построен,обоснована правомерность и продуктивность представленного материала. Систематизированная...