Обучение детей приемам самомассажа в логопедической работе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Материалы данной статьи полезны воспитателям, учителям и родителям, которые хотят улучшить состояние произношения детей за счет использования разнобразных приемов самомассажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_priemam_samomassazha.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей приемам самомассажа
в логопедической работе.
О. Л. Полицковая, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад №137, г. Санкт- Петербург
Цель данной статьи — рассказать о пользе проведения логопедического массажа и самомассажа, познакомить с разнообразием приемов и способов проведения. Материалы статьи полезны учителям-логопедам, воспитателям и родителям.
Известна прямая связь развития речи и тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук человека. Исторически сложилось так, что развитие функций руки и речи шло параллельно, а первой формой общения людей друг с другом в далеком прошлом были жесты. Эта зависимость продолжает сохраняться и у маленьких детей: совершенствование их речи находится в непосредственной зависимости от степени тренировки рук.
Развивая пальцы рук ребенка, можно стимулировать его речевое развитие. Это давно известно нашим предкам. В каждом народе есть схожие по своему назначению игры для детских пальчиков, при которых сначала рука взрослого воздействует на пальцы и ладонь малыша, а затем ребенок сам воспроизводит определенные движения рукой, подражая старшему. Первые игрушки малыша, когда он еще только лежит на спинке — это его собственные ручки, его пальчики.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук, а значит и речи, оказывает самомассаж. Многолетний опыт логопедической работы позволяет сделать вывод об эффективности использования различных видов самомассажа. Использование самомассажа с включением методики СУ Джок терапии благоприятно воздействует на развитие речи и укрепления здоровья всего организма. Предлагаю использовать следующие виды самомассажа:
Самомассаж кистей и пальцев рук.
Самомассаж рук с использованием помощников — массажеров.
Самомассаж артикуляционных органов.
Самомассаж кистей и пальцев рук.
- Разминание подушечек пальцев руками.
- Сжимание кончиков пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, а затем поперек от конца к ладони.
- Круговые поглаживание с нажимом ладони кулачком другой руки.
- Растирание и разминание бугров ладони большим пальцем другой руки.
- Растирание ладони веером из одной точки к основанию каждого пальца.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Растирание ладони веером ребром ладони противоположной руки.
- Покалывание ладони ногтями другой руки.
Самомассаж рук с использованием
помощников — массажеров.
Комплекс с использованием массажных шаров и
палочек (орехов, бусин, карандашей).
- Массажный шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
- Массажную палочку или шестигранный карандаш зажать ладонями, катать палочку вверх-вниз, постепенно увеличивая нажим.
- С силой сжимать в каждой руке по шарику, по палочке. С силой сжимать в одной руке массажный шарик, в другой — палочку.
- Катать с нажимом по мягкой поверхности (по коврику) два массажных шарика одновременно по часовой стрелке, против часовой стрелке, навстречу друг другу, в разные стороны друг от друга.
- Катать по мягкой поверхности массажную палочку или карандаш вверх-вниз одновременно двумя руками.
- Катать одновременно по кругу массажный шарик одной рукой и массажную палочку вверх-вниз другой рукой, не путаясь в разных движениях. Затем поменять массажеры в руках и продолжить упражнения с разными движениями.
- Используя два ореха (две крупные бусины),перекатывать один через другой левой рукой, затем правой рукой.
- Набирать в ладонь правой руки орехи или бусины по одной, не роняя, затем то же выполнить левой рукой.
- Выкладывать из ладони правой руки по одному ореху (бусине), не роняя предметы, повторить это левой рукой.
- Набирать одновременно двумя руками предметы, не роняя.
- Выкладывать одновременно бусины одну за одной из двух рук.
Комплекс с использованием щетки — расчески.
- Массировать с постепенным нажимом подушечки пальцев щеткой.
- Массировать палец от ладони к концу и обратно.
- Массировать с постепенным нажимом ладонь по кругу и веером к основаниям пальцев.
- Массировать бугры ладони по кругу.
Самомассаж артикуляционных органов.
Самомассаж выполняется при помощи индивидуальной зубной щетки или пальцами с соблюдением всех гигиенических норм.
Массаж губ.
- Поглаживание указательными пальцами над верхней губой и под нижней губой от середины к краям рта.
- Поглаживание указательными пальцами по верхней губе и по нижней губе от середины к краям рта.
- Собирание губ в вертикальную складку. Пальцы ребенка помещаются на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.
- «Покажи свои зубки». Пальцы ребенка помещаются в то же положение, но движения идут вниз по нижней губе,обнажая нижние десны, и вверх по верхней губе, обнажая верхние десны.
- Сжимание губ в «клювик». Указательные и большие пальцы сжимают верхнюю и нижнюю губы и делают из губ «клювик утенка».
- Растягивание губ — «играем на гармошке». Указательные пальцы помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение (предлагаю ребенку представить, что он играет на губах, как на гармошке).
- Легкое постукивание щеткой или пальцами по губам от угла к углу губ.
- Легкое постукивание щеткой или пальцами от середины к углам губ.
- Пощипывание верхней, а затем и нижней губы пальцами проводится от середины к краям губ. При гипертонусе артикуляционных мышц не применяется. Рекомендуется при гипотонии.
Массаж языка.
Именно в мышцах языка наиболее выражено спастическое напряжение. Нельзя сразу начинать расслабление и массаж с мышц языка. Массаж языка проводится после общего расслабления и указанных выше приемов самомассажа или массажа.
Следует помнить, что мышцы языка тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому движение языка вниз в полости рта и тем самым его расслабление проще всего достигается при одновременном опускании нижней челюсти.
При недостаточной подвижности языка массаж проводит логопед, постепенно подключается и ребенок. Массаж можно проводить попеременно щеткой или шпателем. Возможны варианты, когда у взрослого шпатель, а у ребенка щетка, и ребенок повторяет за логопедом движения своей щеткой. Ребенок постепенно учится приемам самомассажа.
- Логопед, а в дальнейшем сам ребенок, поглаживает язык от средней части к кончику языка щеткой или шпателем по средней части языка. Затем то же поглаживание по боковым краям языка.
- Учитывая особенности кровоснабжения языка, предлагаю погладить язычок по боковым краям от серединки кончика до середины средней части спинки языка.
- Постукивание от кончика языка до серединки и наоборот по средней линии языка и по бокам. Предлагаю ребенка «барабанить» по языку, как по барабану.
- Постукивание щеткой или шпателем от одного бокового края языка до другого.
- Рисование «елочки» на языке щеткой. «Ствол» — движение щетки с надавливанием на язык сверху вниз, «ветки» —движения от середины языка к боковым краям.
- «Зубки крокодила» — выполняется щеткой и шпателем одновременно. Щетка помещается под язык, а шпатель — сверху. Язык сжимается между ними ритмичными движениями. Затем предлагаю поменять щетку и шпатель местами. Очень полезное упражнение при отсутствии у ребенка своих резцов. Похожее на это, «покусывание язычка» по бокам — ритмичное сжимание языка двумя щеткой и шпателем по боковым краям.
- Прошу положить язык на верхнюю губу и погладить язычок по нижней части к кончику. Это упражнение очень сложное, но при системных занятиях — выполнимое.
- Заканчиваем работу поглаживанием языка.
Применение приемов самомассажа позволяет:
Совершенствовать двигательную активность и точность мелкой моторики, развивать тактильную чувствительность пальцев рук.
Увеличить подвижность лицевых мышц, что дает возможность ребенку выражать различные эмоции за счет мимической мускулатуры.
Улучшить кровоснабжение мышц языка и губ, подготовив этим артикуляционный аппарат к постановке отсутствующих звуков.
Воспитывать у ребенка умение расслабляться, снимать напряжение, сохранять эмоциональное равновесие.
Развивать творческие и исследовательские способности детей, предлагая им опытным путем подбирать для себя варианты массажеров-помощников (разные предметы обихода, плоды и семена деревьев, камни, бусины, игрушки и другое).
Приучить ребенка соблюдать гигиенические нормы, следить за чистотой рук, лица, предметов, которые он использует во время самомассажа.
Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, чувствовать потребности своего организма, проводить профилактику простудных заболеваний.
Привлечь внимание родителей к состоянию здоровья всех членов семьи ребенка, стимулировать родителей и детей к здоровому образу жизни.
Список литературы
- Акименко В. М. Новые логопедические технологии. - 2 изд. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
- Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц. - М.: Книголюб, 2004. - 16 с. цв. ил.
- Пак Чжэ Ву. Су Джок для всех. - М.: Су Джок Академия, 2009. - 136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, д...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Мастер-класс. Презентация "Использование приемов самомассажа в логопедической работе"
Данная презентация может предназначена для проведения мастер-класса по использованию приемов самомассажа. Применима в работе логопеда, дефектолога, а также воспитателя....
Комплекс упражнений по обучению детей приемам самомассажа
Самомассаж - это одно из средств профилактики и коррекции речи детей. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуча, происходит стимуляция тактильных ощущен...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....
МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе.
МАСТЕР КЛАСС Приемы самомассажа в логопедической работе....
Приемы самомассажа в логопедической работе
В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребён...