Методические рекомендации по оснащению логопедического кабинета
методическая разработка по логопедии по теме
Методические рекомендации по оснащению логопедического кабинета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по оснащению логопедического кабинета | 21.73 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Общие положения
1. Кабинет логопеда /дефектолога/ ДОУ представляет одно из звеньев единой системы
коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития.
Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы специалиста в трех направлениях:
• Помощь детям
• Помощь родителям
• Помощь педагогам ДОУ
Адекватность и полноценность функционирования кабинета специалиста должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ.
Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим ярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи.
3. Основной задачей кабинета является обеспечение условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается:
• В поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей.
• Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей
• Выработке и реализации эффективных методов оказания коррекционной помощи и поддержки ребенку.
5. Задачи и специфика работы кабинета определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов коррекционного воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.
6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию. Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций логопеда, дефектолога, психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.
7. Руководство деятельностью кабинета логопеда /дефектолога/ дошкольного учреждения осуществляется администрацией ДОУ, старшим логопедом территории, учебно-методическим центром окружного управления образования.
II. Направления деятельности и содержание работы кабинета логопеда /дефектолога/
Магистральное направление деятельности кабинета – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:
• Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач; в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания; нарушениями их адаптации.
Предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком вситуации
непосредственного контакта специалиста и детей, когда проводится обследование речи и познавательных процессов и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, коррекция нарушений общения, познавательной деятельности и речи ребенка/
• Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию; разработкой пролонгированных развивающих и коррекционных
личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конкретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; основными формами работы специалиста здесь являются активные методы: консультации, лекции для педагогов и
родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.
Педагогическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:
• профилактическая работа
-формирование у педагогов, детей, родителей общей педагогической культуры /лекции, беседы, тренинги/
-своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка
-оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/
-определение готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции
-предупреждение перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/
-создание благоприятного климата в ДОУ через оптимизацию форм общения
• диагностическая работа
- обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями
-изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку
-дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/
-диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения
Развивающая и коррекционная работа
-развитие личности в целом и отдельных его сторон
-коррекция отклонений в психическом развитии
• Консультативная работа
-консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания
-проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.
III. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета.
Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия специалиста с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.
1. Психоло-педагогическое обеспечение
Психоло-педагогическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:
• Грамотное профессиональное взаимодействие специалиста с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых
• Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация
продуктивного общения со взрослыми и сверстниками
• Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/
• Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/
2. Методическое обеспечение
Основной акцент в работе следует сделать на выборе средств для решения задач работы кабинета.
Важным является:
• Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме
• Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего
эксперимента
• Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик,
основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий
• Эффективность использования различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психолого-педагогической поддержки.
3. Организационно обеспечение
Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы
3.1.Оборудование кабинета
Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.
3.2.Технические средства
1.система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов
2.Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей
3.Фильмоском с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
4.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов
5.Компьютер
3.3.Методические материалы
1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/
2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./
3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/
4. Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература по новым технологиям, словари/
5. Раздаточный материал для детей, родителей
6.Визупльные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п./
3.4.Документация
1. Карта развития /речевая карта/ ребенка
2. Планирование работы /перспективное планирование на год, календарный план/
3. Индивидуальная тетрадь ребенка
4. Тетрадь преемственности в работе логопеда воспитателя /тетрадь для вечерних занятий воспитателя/
5.Отчет логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/
3.5.Мебель
1.Рабочий стол для педагога
2.Шкаф или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы
3.Столы по количеству детей для детей
4.Стулья
5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка
6.настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна /в любом месте, но со специальным освещением
7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения
8.Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула /для ребенка и педагога/
9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки, вата, мыло, полотенце
10.Фланелеграф или наборное полотно
11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица
I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка
3.6.Дополнительные средства для дизайна интерьера
1.Цветы
2.Клетки для птиц
3.Аквариум
4.Фонтан
1У. Требования к материально-техническому оснащению кабинета
Организация пространства
С учетом задач специалиста кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:
• Зона первичной беседы /рабочий стол; картотека с данными о детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования
• Зона консультативной работы с родителями оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению
• Зона игровой работы с детьми /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы/. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками
• Зона учебной работы с детьми.
IV. Описание перечня методического обеспечения
Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:
Блок 1
Материалы для взаимодействия специалиста и воспитателя /выявление проблем ребенка глазами воспитателя/
• Анкеты для выявления проблемных и трудных детей познавательные процессы, речевое развитие/
• Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей
• Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка
• Карта наблюдений за адаптацией ребенка
Блок 2
Материалы для взаимодействия специалиста и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/
• Анкеты по изучению развития ребенка
• Анкеты готовности ребенка к школе
• Опросник родительского отношения к проблемам ребенка
• Опросник анализирующий типы семейного воспитания
Блок 3
Материалы для работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/
• Диагностика речевого развития /понимание речи, лексика, грамматика, связная речь, произношение/
• Диагностика познавательных процессов/педагогическая диагностика восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения/
Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах»
Воспитание любви и бережного отношения к книгам начинается в самом раннем возрасте, когда взрослые, бережно взяв в руки детскую книжку, читают ее малышам. В детском саду воспитатель дает детям первые ...
"Книжный уголок в детском саду" Методические рекомендации по оснащению книжного уголка в разных возрастных группах
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будуще...
Оснащение логопедического кабинета как важный фактор речевого развития дошкольников с нарушениями речи.
В соответствии с современными требованиями в нашем ДОУ оборудован логопедический кабинет, в котором выделены учебная, игровая, развивающая и методическая зоны. Он оснащен необходимой мебелью, компьюте...
Оснащение логопедического кабинета.
Развивающая предметно- пространственная среда играет большую роль в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста. В предлагаемом материале говорится о том, как организовать коррекционно -...
Оснащение логопедического кабинета
Здесь описана предметно-развивающая среда кабинета учителя-логопеда...
Материально- техническое оснащение логопедического кабинета.
В данной презентации представлено материально- техническое оснащение логопедического кабинета в муниципальной дошкольной обрразовательной организации....
Материально-техническое оснащение логопедического кабинета
Кабинет является важнейшей составляющей коррекционно-развивающей среды, материальной составляющей обеспечения работы специалиста. В данной презентации представлено материально-техническое оснащение ло...