речевая реабилитация ребёнка после кохлеарной имплантайии ( из опыта работы)
методическая разработка по логопедии по теме
В данной методической разработке представлен материал, необходимый для работы с ребёнком после кохлеарной имплантации. Обобщён опыт работы, представлена динамика коррекционной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentasiy.pptx | 723.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сенситивный период в развитии речи. М озг человека обладает способностью к развитию речи в ограниченный период жизни. По наблюдению за детьми – маугли , которые росли вне человеческого общества, это возраст до 5 лет. Особое значение для развития речи у ребёнка имеет возможность слышать речь в возрасте до 1.5 лет. В противном случае у него не накапливалась информация о родном языке и навыки его использования.
Имплантант
Как работает КИ? Звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов. Передатчик посылает эти импульсы к имплантанту . Имплантант передаёт электрические импульсы на электроды в улитке. Слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга. Мозг распознаёт переданные сигналы как звук.
Мы слышим и понимаем речь, а также говорим – мозгом! Операция – начало пути, она возвращает ребёнку слух, но не учит его слышать, понимать, говорить. Для этого нужны 4 «мозговых» составляющих: Слуховые центры мозга должны уметь анализировать речь, как звуковые сигналы. В памяти должны храниться слуховые образы этих сигналов. Должны быть сформированы механизмы порождения и образования устной речи: двигательные программы голосообразующих и артикуляторных органов. Владеть системой родного языка ( лексика, фонетика, морфология, синтаксис) Ребёнок должен овладеть правилами использования речи для общения. * В идеале, конечный результат – это то, что ребёнок с КИ научится слышать, понимать, говорить, использовать речь для общения и познания окружающего мира.
Этапы речевой реабилитации детей с КИ. Начальный этап ( развитие слуховых центров мозга): развитие слухового восприятия с КИ. Длительность: 1 – 3 месяца ( аудиолог , сурдопедагог, родители) Основной этап: формирование мозговых механизмов анализа звуков и речи. Длительность : 6 – 18 месяцев . Языковой этап: развитие восприятия речи и собственной речи. Длительность: 5 и более лет . Этап развития связной речи и понимания сложных текстов.
Трудности при работе с ребёнком с КИ . Ребенок – «иностранец» Отсутствие интереса к звукам окружающего мира и речи Отсутствие мотивации к развитию речи Эмоционально-волевая незрелость ЗПР Нарушение развития коммуникативных навыков Плохая долговременная память. Ребёнок испытывает слуховую усталость.
С чего начинать коррекционную работу? Накопление в памяти слуховых образов слов. Узнавание неречевых звуков. Узнавание звукоподражаний. Узнавание тихих / громких звуков. Поиск источника звука (сзади, спереди, справа, слева, сверху, снизу) Узнавание звуков музыкальных инструментов (барабан, дудочка, колокольчик, металлофон) Узнавание бытовых звуков (голоса родителей, скрип двери, стук в дверь, стук ложки, звук льющейся воды, звук сыплющийся крупы и т.д.)
Структура индивидуального занятия в средней группе . Повторение пройденного материала. Развитие речевого дыхания. Вызывание звуков речи ( начинаем со звуков раннего онтогенеза) Развитие интонационно-ритмической структуры речи (начинаем с отдельных хлопков, затем присоединяются слоги) Ввод нового лексического материала. Развитие навыков чтения. Чтение книжек.
Структура логопедического занятия в старшей и подготовительной группах. Повторение пройденного материала. Речь с движением. Упражнения на развитие дыхательной и голосовой функций. Постановка звуков . Развитие фонематического восприятия и навыков фонематического анализа. Развитие грамматического строя речи ( по онтогенезу) Развитие навыка чтения.
Динамика речевого развития. Средняя группа. Начало года. Понимание речи ограничено отработанным материалом. Экспрессивная речь – только вокализы. Звукоподражаний нет. Не понимает простые инструкции. Слуховая усталость. Средняя группа. Конец года. Увеличился пассивный словарь. Называет детей по именам. Увеличилась речевая активность. Усваивает множественное число. Отражённо стал повторять слова, типа: банан, тётя, пока, абака и т.п. Воспроизводит ритмический рисунок. Поставлены звуки раннего онтогенеза
Динамика речевого развития. Подготовительная группа. Начало года. Понимание речи на низком уровне. Отраженно повторяет звуковой образ слова. Не пропорциональное развитие речи, как звуковой системы и речи, как лингвистической системы. Читает простые слова. Фонематический слух на стадии формирования. Подготовительная группа. Конец года. Активизация экспрессивной речи. Поставлены все звуки, кроме «Л» и « ЛЬ». Выделяет заданный звук на фоне слова. Доступен фонематический анализ простых слов. Р ассказывает простые стихотворения. Речь в свободном потоке специфична.
. В идеале, конечный результат - это то, что ребёнок с кохлеарным имплантом научится слышать, понимать, говорить, использовать речь для общения и познания окружающего мира. Мальчик, посещал логопедическую группу три года. Выпущен в массовую школу Санкт – Петербурга. Понимание и использование речи приближается к возрастной норме. Конечный результат.
С п а с и б о з а в ни м а н и е !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....
Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации
После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕРБОТОНАЛЬНОГО МЕТОДА В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИИ.
В нашей стране растёт число пользователей кохлеарных имплантов.С КИ ребёнок слышит даже самые тихие звуки, но чтобы научиться говорить и понимать речь потребуется многолетняя ежедневная коррекционная ...
Консультация для родителей на тему: "Воспитание ребёнка 2-3 лет" из опыта работы
Консультация для родителей на тему: "Воспитание ребёнка 2-3 лет"Воспитывая ребенка 2-3 лет, надо уделять пристальное внимание укреплению его здоровья, привитию культурно-гигиенических навыков, развити...
"Воспитание речевого общения у детей дошкольного возраста " (из опыта работы)
Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения ,развитие : навыков общения в различных жизненных ситуациях;творческих способностей в процессе коммуникативной деятельности;коррекция у детей ...
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации.
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации....
Создание комфортной речевой среды при реализации задач образовательной области «Речевое развитие» - Доклад на августовской конференции - Из опыта работы
В докладе рассказывается осоздании речвой среды в группах дошкольного образования из опыта работы. Создание комфортной и активной речевой среды является, основным «ключом»...