"Насекомые"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность с детьми подготовительной речевой группы № 7 ГБДОУ д/с № 66 Калининского района
«Насекомые»
по лексической теме: «Насекомые»
Использование современной
технологии: моделирование
логоритмика
Учитель-логопед:
Гильгова Любовь Георгиевна
Цель: Развитие навыков связной речи с использованием моделирования, автоматизация звукопроизношения всех ранее поставленных звуков.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- обогащать словарный запас детей по теме: «Насекомые»;
- совершенствовать связную речь детей с использованием элементов моделирования;
- продолжать работу над звукопроизношением всех ранее поставленных звуков;
- продолжать работу над развитием речевого дыхания;
- продолжать работу над общими речевыми навыками, просодической стороной речи;
- совершенствовать навыки фонематического, слогового, языкового анализа и синтеза;
- учить составлять предложения из разбросанных слов. Анализ предложений;
- упражнять в подборе относительных прилагательных к существительному;
- упражнять в правильном употреблении имён существительных в косвенных падежах;
- упражнять в правильном употреблении предлогов;
- закреплять навыки чтения;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать память, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные:
- прививать бережное отношение к демонстрационному и раздаточному материалу;
- создавать доброжелательную, располагающую к сотрудничеству атмосферу.
Оборудование: картинки (муравей, бабочка, медведь, утка, хомяк, аист), модели и игрушечные: стрекоза, жук, кузнечик, пчела, гусеница, божья коровка, муха.
Изображение солнышка, «дорожки» для формирования слогового анализа слов, элементы для составления графических схем предложения, кружочки трёх цветов (красный, синий, зелёный), фланелеграф, карточки с деформированными словами и предложениями, карточки со словами (косы, марка, стрелы, козы, замок).
Ход занятия:
- Организационный момент.
Послушайте загадки. А разгадать их помогут картинки.
а) Много мастеров срубили избу без углов.
(Муравей)
б) Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Каких ещё насекомых вы видите?
(Дети подходят к моделям с закреплёнными на них игрушечными насекомыми: стрекозы, жука, кузнечика, пчелы, гусеницы, божьей коровки, мухи).
Сегодня мы будем наблюдать за насекомыми, они расскажут о себе, а вы им покажете, чему научились.
- Формирование фонематического анализа слов.
Рассмотрите насекомых.
Есть ли среди них насекомое, в названии которого есть твёрдый согласный звук (З)?
(Да. Это кузнечик).
Теперь найдите насекомое, в названии которого есть звук (Ч) второй по счёту.
(Это пчела).
Есть ли здесь насекомое с мягким согласным звуком (С ,) в названии?
(Это гусеница).
В названии какого насекомого третий по счёту звук (К)?
(Это жук).
Название какого насекомого начинается со звука (Б)?
(Это божья коровка).
В названии какого насекомого есть звук (Т) второй по счёту?
(Это стрекоза).
В названии какого насекомого третий звук (Х)?
(Это муха).
- Звуко – буквенный анализ слова БАБОЧКА.
Какие звуки слышишь, назови?
(Б, А, Б, О, Ч, К, А)
Обозначь звуки кружочками?
(Нажимаем подушечками пальцев на кружочки, называем звук).
Сколько всего звуков в слове БАБОЧКА?
(В слове БАБОЧКА 7 звуков).
Расскажите о звуке какой он?
Назовите первый звук в слове БАБОЧКА?
(Первый звук в слове БАБОЧКА звук Б. Звук Б – согласный, звонкий, твёрдый).
Назовите пятый звук в слове БАБОЧКА?
(Пятый звук в слове БАБОЧКА звук Ч. Звук Ч – согласный, глухой, мягкий).
Назовите шестой звук в слове БАБОЧКА?
(Шестой звук в слове БАБОЧКА звук К. Звук К – согласный, глухой, твёрдый).
Назови третий звук в слове БАБОЧКА?
(Третий звук в слове БАБОЧКА звук Б. Звук Б – согласный, звонкий, твёрдый).
Назови гласные звуки в слове БАБОЧКА?
(В слове БАБОЧКА три гласных звука А, О, А).
Выложи из букв слово БАБОЧКА.
Назови буквы (Б, А, Б, О, Ч, К, А)
(Показываем буквы на пальчиках).
- Релаксационная пауза.
Дети ложатся на ковёр. Логопед ставит на проигрыватель запись спокойной инструментальной музыки.
Закройте глаза, представьте, что ваше тело становится лёгким, как крылья бабочки. Расслабьте ноги, руки. Отдохните.
Дети отдыхают 2 – 3 минуты, затем логопед правильно выводит их из состояния релаксации, предложив сначала открыть глаза, потянуться лёжа, потом медленно сесть, потянуться сидя и, наконец, медленно встать и потянуться стоя.
- Формирование слогового анализа слов.
Прошагайте по слогам (гусеница, жук, кузнечик, пчела).
Какое слово я загадала?
(3 хлопка муравей).
В названиях, каких насекомых тоже 3 слога?
(бабочка, стрекоза, божья коровка).
- Формирование фонематического и слогового синтеза слов.
Прочитайте название насекомого по первым звукам названий картинок.
(муха)
Картинки: медведь, утка, хомяк, аист.
Рассказ логопеда о том, что муха – вредное насекомое (используем модели).
Прочитайте названия насекомых по первым слогам слов:
Косы, марка (комар),
Стрелы, козы, замок (стрекоза).
Логопед показывает игрушечную стрекозу, дети придумывают предложение со словом «стрекоза».
Краткий рассказ логопеда о стрекозе (используя модели).
- Упражнение на координацию речи с движением.
Вот какая стрекоза - (Руки в стороны, затем круговые
- очень круглые глаза. движения кулачков на уровне глаз)
Вертится как вертолёт: (Руки в стороны, движения вокруг своей
вправо, влево, взад, вперёд. оси, затем руки на пояс, наклоны)
Поднимайте плечики, (Энергичные движения плечами,
прыгайте, кузнечики! приседания, прыжки на месте)
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, сели травушку покушали,
Тишину послушали,
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
- Чтение деформированных слов.
- Стрекоза летала, крылышком махнула и слова рассыпались.
Прочитайте слова, в которых рассыпались буквы и слоги.
КУЖ (жук)
ЛАЧЕП (пчела)
ЧИКНЕКУЗ (кузнечик)
НИГУСЕЦА (гусеница)
РОВКАКО (коровка)
Краткий рассказ детей о жуке, пчеле, кузнечике, гусенице, божьей коровке (с использованием моделей).
- Подбор прилагательных к существительному.
Сядьте вокруг солнышка и подберите лучики к этому солнышку.
Солнышко, какое?
(тёплое, горячее, весеннее, летнее, радостное, светлое, лучистое, игривое, согревающее).
- Упражнение в правильном употреблении имён существительных в косвенных падежах.
Кого греет солнышко?
(стрекозу, божью коровку, жука, муху, кузнечика, пчелу, гусеницу).
- Закончите предложение.
Муха села на …
Жук спрятался под …
Божья коровка ползла по …
Пчела залетела в …
Стрекоза летела над …
Кузнечик вылетел из …
Гусеница сидела около …
Какие предлоги встретились в этих предложениях?
- Упражнение «Гусеница»
Координация речи с движением.
Развитие творческого воображения.
Этот странный дом без окон (Дети лежат на спинах
У людей зовётся «кокон». ногами в центре круга)
Свив на ветке этот дом, (Поворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём. положив руки под щёку)
Спит без просыпа всю зиму. (Переворачиваются на другой бок.
Но зима промчалась мимо - Ложатся на спину, потягиваются)
Март, апрель, капель, весна… (Медленно садятся)
Просыпайся, соня – сонюшка! (Потягиваются сидя)
Под весенним ясным солнышком (Встают, потягиваются стоя)
Гусеницы не до сна. (Бегут по кругу, машут руками,
Стала бабочкой она! как крылышками).
- Восстановление деформированного предложения.
Анализ предложения.
Составление графической схемы предложения.
Жук, травке, по, зелёной, ползёт.
(Карточка с деформированным предложением выставляется на фланелеграфе).
- А теперь давайте расскажем чистоговорку.
Сделайте вдох, а на выдохе расскажите её. Старайтесь говорить правильно и красиво. Следите за произношением звуков.
(Развитие речевого дыхания, общих речевых навыков, просодической стороны речи).
Жутко жуку жить на суку.
- Подведение итогов.
О ком мы сегодня с вами говорили?
Какие задания выполняли?
Какое задание вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...