Логопедическое сопровождение якутскоязычных детей с речевыми нарушениями со средней группы в ДОУ
проект по логопедии (старшая группа) по теме
В нашем детском саду по результатам диагностики за последние пять лет наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями, что составляет 56% от общего количества детей, из них 47% якутскоязычных детей. В силу разных ограничений больше, конечно, экономических, в существующей системе образования, логопедических групп в нашем 12 групповом детском саду – 2, старшая группа и подготовительная к школе, обучение в которых ведется на русском языке. На сегодняшний день остро стоит вопрос коррекционной работы с якутскоязычными детьми, имеющими речевые нарушения. Целенаправленная логопедическая помощь якутскоязычным детям должна проводиться на родном языке. Содержание логопедической работы по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Логопедическое сопровождение якутскоязычных детей с речевыми нарушениями со средней группы в ДОУ»
Актуальность. В нашем детском саду по результатам диагностики за последние пять лет наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями, что составляет 56% от общего количества детей, из них 47% якутскоязычных детей. В силу разных ограничений больше, конечно, экономических, в существующей системе образования, логопедических групп в нашем 12 групповом детском саду – 2, старшая группа и подготовительная к школе, обучение в которых ведется на русском языке.
На сегодняшний день остро стоит вопрос коррекционной работы с якутскоязычными детьми, имеющими речевые нарушения. Целенаправленная логопедическая помощь якутскоязычным детям должна проводиться на родном языке. Содержание логопедической работы по развитию речи у якутскоязычных детей имеет свою специфику.
Объект исследования: процесс профилактики и коррекции речевого развития у якутскоязычных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: научно-теоретические основы и совокупность организационно-педагогических условий, способствующих профилактике и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования: раскрыть научно-теоретические основы профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и обосновать педагогические условия его осуществления.
В основу положена гипотеза, согласно которой процесс профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет наиболее эффективным, если:
- в качестве одного из ценностно-целевого ориентира дошкольного образования будет определено профилактика и коррекция речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями;
- организационно-педагогические условия развития ребенка дошкольного возраста будут включать следующие компоненты: развивающую среду, обеспечивающую интеграцию всех видов деятельности детей, воспитателей и педагогов, отбор технологий, методов и средств раннего развития речи, расширение речевого пространства детей за счет приобщения детей культурному региональному наследию, гуманистическое начало воспитательного взаимодействия учащихся с опорой на личностный опыт и творчество детей;
- профилактика и коррекция речевого развития детей дошкольного возраста будет осуществляться на основе использования традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания.
В соответствии с выдвинутыми целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:
1.Раскрыть сущность и содержание процесса профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
2.Проанализировать содержание образовательных программ, обеспечивающих процесс профилактики и коррекции речевого развития дошкольников в условиях ДОУ.
3. Сконструировать модель профилактики и коррекции речевого развития детей в условиях ДОУ.
4. Обосновать комплекс педагогических условий и средств организации процесса профилактики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
5.Определить критерии и уровни развитости речи дошкольников.
6.Экспериментально проверить комплекс педагогических условий и средств организации процесса профилактики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются ведущие положения психолого-педагогической науки об объективной необходимости научного обоснования содержания обучения и воспитания, качества жизни дошкольников. Профессиональные аспекты методологической основы исследования определяются законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Саха (Якутия) по проблемам дошкольного воспитания.
Теоретической основой исследования явились:
- теории дошкольного воспитания (Н. Веракса, Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Т.С. Комарова, С.В. Петерина, Б.М. Теплов, Р.М. Чумичева и др.);
- педагогические труды в области логопедии, дефектологии, психологии Р.Е.Левина, Н.В.Нищева, Т.А.Филичева, Г.В.Чиркина, И.И. Каратаева, В.С.Илларионовой, Е.П. Басыгысовой и др.и др.
Методы исследования: теоретический анализ психолого- педагогической культурологической, социологической литературы; изучение и анализ реально складывающегося опыта через наблюдение, тестирование, анкетирование, беседу с параллельным привлечением документации ДОУ; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента; анализ собственного опыта работы с детьми; экспертные оценки: математическая и статистическая обработка результатов исследования.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущность и содержание процесса профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, уровни развитости речи дошкольников;
- сконструирована и откорректирована модель процесса профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- выявлены и экспериментально обоснованы эффективные формы и методы процесса профилактики и коррекции речевого развития якутскоязычных детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
- определены уровни и критерии развитости речи дошкольников;
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ модели процесса профилактики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ , в обосновании научных подходов к данному процессу.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные педагогические условия, средства профилактики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, диагностический материал, методические рекомендации по теме исследования могут быть реализованы в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и вузов, при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.
Базой исследования явилось МБДОУ №89 «Парус» ГО «город Якутск», Республики Саха (Якутия).
Этапы проекта.
1. Этап организационно-диагностический (сентябрь 2011г. – октябрь 2012 г).
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования и существующей практики. Подготовка материальной базы эксперимента. Разработка нормативной базы ОЭР. Формирование творческой группы педагогов-экспериментаторов. Проведение для членов творческой группы семинара на тему «Актуальные проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста» (5 ч.)
Для этого создана творческая группа из воспитателей экспериментальных групп, педагогов – логопедов, педагога-психолога, музыкального работника, администрации, медиков ДОУ; создание развивающей среды, обеспечивающую интеграцию всех видов деятельности детей, которая включает в себя организацию предметно-игровой, пространственной среды в ДОУ, сбор и составление научно-методической базы, подготовка документов для экспериментальной комиссии при отделе дошкольного образования. Проведение констатирующего эксперимента: наблюдение, собеседование, анкетирование, интервьюирование детей и родителей экспериментальных групп. Проведение речевого и психического обследования детей среднего дошкольного возраста. Проведение исходных констатирующих срезов. Апробация программы. Корректировка испытываемой технологии. Контрольные срезы.
2. Этап поисково-преобразующий, основной (ноябрь 2012г. по апрель 2015 г.) - введение в педагогический процесс запланированных инноваций. Отслеживание процесса, промежуточных результатов. Перестройка системы коррекционно-педагогической работы.
Определить содержательную сторону нововведений, степень готовности к осуществлению их на практике. Сопоставление исследовательского проекта, обозначенных в нем позиций и подходов с реально полученными результатами, конкретными трудностями, находками и ошибками, коррекция программы на основе анализа полученных результатов и оценки аппарата и процедур исследования. Апробация ежегодных результатов проекта на республиканских, городских и внутрисадовских научно-практических конференциях, семинарах, педсоветах. Ежегодные контрольные срезы в начале, в середине и в конце года.
3. Этап заключительный (май 2015г. – декабрь 2015г.) - основная задача этого этапа заключается в оформлении результатов проекта: проведении заключительной оценки, систематизации и интерпретации полученных результатов, сформулировать предварительные теоретические и практические выводы. На основе теоретических выводов выдвинуть практические рекомендации, определить условия их успешной реализации. Апробация результатов исследования в форме публичного доклада, отчета, статей в общественно-педагогическом журнале, внедрить разработанные положения и идеи в педагогическую практику детского сада путем разработки учебно-методического пособия для ДОУ.
Расходы по проведению проекта
Наименование | Кол-во | % к зар.плате | Примечание |
Штатные единицы
Научный руководитель | 1 | 20 | ||
Заведующая ДОУ | 1 | 20 | ||
Учитель-логопед | 2 | 15 | ||
Воспитатели | 2 | 10 | ||
Музыкальный руководитель | 1 | 10 |
Итого: 7 человек
Ожидаемые результаты:
Критерии эффективности ожидаемых результатов:
1. Высокий уровень развития речи детей в каждой возрастной группе ДОУ. За критерии развитости речи нами были приняты:
- звукопроизношение соответствует возрастным нормам детей;
- умение правильно и красиво строить предложения, выражать свои мысли;
- высокий уровень развития психических функций детей, повышение качества жизни дошкольников.
2. Концептуальная модель процесса профилактики и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях, содержащая структурные компоненты, которые отражают содержательную и процессуальную стороны. Разработка данной модели предполагает создание следующих организационно-педагогических условий:
- построение воспитательной деятельности педагогов осуществляется на основе системного, компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, культурологического подходов;
- осуществление систематического взаимодействия педагогического коллектива и родителей проходит на основе сотрудничества и взаимообогащения в процессе раннего развития речи детей дошкольного возраста;
- отбор содержания образования, предполагающий введение в образовательную программу ДОУ коррекционных занятий, воспитательных мероприятий по развитию речи со средней группы;
- обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ через методы и средства, формы организации деятельности детей дошкольного возраста;
- оценка результатов развитости речи детей дошкольного возраста.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий:
1. На всех этапах проекта максимально внимательно и бережно относиться к любым предложениям воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей, учитывать их при организации, планировании работы с детьми.
2. При комплексном коррекционно-педагогическом сопровождении детей со среднего дошкольного возраста учитывать индивидуальные особенности и возможности детей.
3. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогических кадров через семинары, курсы ИПКРО.
4. Консультироваться и вести наблюдение за психическим, эмоциональным здоровьем детей с медицинской, психологической службой детского сада.
Форма предоставления результатов: письменный отчет, апробация опыта работы в форме доклада, статей, организационно- методических рекомендаций, диагностического инструментария по выявлению уровня развитости речи детей дошкольного возраста.
База исследования
Экспериментальный объект – МБДОУ ЦРР Детский сад №89 «Парус» ГО «город Якутск».
В проекте принимают участие дети средней дошкольной группы «Кунчээн».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Помоги Айболиту. Интерактивная игра-презентация.Учитель-логопед Саморукова Татьяна Вячеславовна, г. ТольяттиПриготовление овощных и фруктовых соков.Лексическая тема: Фрукты, овощи.Задачи: - Закре...

Рабочая программа коррекционной логопедической работы для детей с речевыми нарушениями 6-7 лет.
Представлена рабочая программа логопеда, включающая целевой, содержательный и организационный раздел. Имеется подробное приложение....

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями (ОНР и ФФНР) в средней, старшей, подготовительной группах...

Методическая разработка "Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями ОНР и ФФНР для детей дошкольного возраста(5-7) лет
Цель реализации «Программы» - проектирование модели логопедической коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для разв...