подвижные игры в речевой работе
статья по логопедии на тему
возможности подвижных игр в коррекционной работе с речевыми детьми разного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_v_rechevoy_rabote.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед
Вагина С.Б.
Подвижные игры в речевой работе.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах – одна из актуальных задач современной педагогики.
Для детей в логопедическом детском саду часто оказываются невыполнимы-ми требования, предусмотренные типовой программой ДОУ. Дети группы риска отличаются от здоровых детей низким уровнем ловкости и быстроты, низкой степенью сформированностью двигательных навыков и низкой мо-торной обучаемостью, отсутствием автоматизации движений.. Эти особенно-сти сопряжены с недостаточным уровнем развития когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Этиология и структура речевых дефектов у детей неоднородна. При заикании нарушены темпо-ритмические характеристики локомоторных актов. При алалии нарушены все виды координации: статическая, динамическая, зрительно- моторная, несовершенна система управления движениями, что является причиной отставания в развитии движений от сверстников на 1-2 года.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы ориентированы на коррекцию не только психомоторного, но и речевого, эмоционального, общего психического развития. Преодоление ОНР (общего недоразвития речи) требует интегративного подхода – системы логопедической работы, формирования общей, мелкой, артикуляторной моторики, коррекции и развития психических функций.
Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. Так формирование функциональных свойств нервной системы оказывает поло-жительное влияние на развитие двигательной сферы и, наоборот, развитие мышечной системы способствует совершенствованию нервной деятельно-сти. В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает центральная нервная система, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действитель-ностью, улучшается способность к анализу , самоконтролю.
Цель физвоспитания в ДОУ едина - это подготовка к жизни, труду и адаптация ребенка к социальным условиям.
Задачи ее осуществления:
Образовательные - научить ребенка двигательным умениям и навыкам в соответствие с возрастными стандартами
Воспитательные - дать представления о здоровом образе жизни, приобщить к физической культуре
Развивающие - стимулировать развитие двигательных функций, превышающие возрастную норму, способствовать развитию высших психических процессов.
Коррекционные - способствовать исправлению речи
Оздоровительные - осуществлять профилактику и коррекцию физического развития
Существенное место в системе физвоспитания дошкольников занимают подвижные игры.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации.
Это следующие типы игр:
1. В игре есть сюжет, правила и роли.
2.Нет сюжета и ролей, но есть двигательные задания, регулируемые правилами.
3.Сюжет и действия обусловлены текстом, определяющим характер и последовательность движений..
Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения согласовывать свои действия с движениями других играющих, ориентироваться в пространстве. Игра помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость, т.к. подражая в игре действиям товарищей, он естественно выполняет разные движения, которые не хотел бы делать по простому указанию.
Подчинение правилам игры воспитывает организованность, внимание,
умение управлять своими действиями, способствует проявлению волевых усилий. Игры вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы, развивают сообразительность, смелость, быстроту реакции.
Сюжетные подвижные игры способствуют закреплению знаний и представлений об окружающем мире: о повадках животных и птиц, о звуках окружающей природы, о средствах передвижения и т.д. В игре развивается интеллект, фантазия, формируются социальные качества.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Ценность детского фольклора в эмоциональности общения, ярких художественных образах, где простые по форме малые жанры таят в себе немалые возможности – звуковые, речевые, смысловые.
Освоение подвижных игр дошкольниками имеет закономерности.
-для детей младшей группы характерны игры типа «ловишки».
-для средней группы характерны сюжетные игры с богатым речевым материалом, со зримыми атрибутами.
-для старшей группы подходят бессюжетные игры с элементами соревнований, игры с различными предметами(кегли, скакалки и т.п.)
- к подготовительной группе дети готовы для участия в упрощенных спортивных играх(баскетбол, футбол, бадминтон…)
Широко применяются в дошкольном возрасте и игровые упражнения. В отличие от подвижной игры, которая в своей основе имеет всегда игровой замысел, игровые упражнения представляют собой организованные двигательные действия, где ребенок чаще действует не в коллективе, а индивидуально. Игровые упражнения готовят детей к игре.
Речевое сопровождение игр в разном возрасте разное.
В младших группах стихотворный текст в игре говорит взрослый, дети подчиняются его голосу как условной команде.
Для детей старших групп в сюжетных играх обязательным условием является наличие развернутого текста. Для детей речевых групп это принципиально, т.к. в условиях группы и игрового действия ребенок меньше концентрирует внимание на собственном»Я» и на своих речевых проблемах.
В этих играх есть водящий, который должен запомнить и проговорить весь текст роли и выполнить свою игровую задачу. Эти игры являются прекрасным психокоррекционным средством воздействия. Именно в такого рода играх удается разговорить и активизировать застенчивых детей, научить выжидать и подчиняться правилам агрессивных и расторможенных.
Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов ребенка.
Частью игры являются считалки, у которых четкий и выразительный ритм.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что для детей с речевыми нарушениями необходимо, чтобы подвижные игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.
приложение
1.подборка игр для решения различных задач речевого развития детей:
считалка-игр упр «Сапожки»
цель:обогащение номинативного словаря
по лексической теме «Обувь» с.42
игр.упр. «Лисица»
цель: Развитие монологической речи
по лексической теме «животные» с.60
игра «Дед мороз»
цель: Обогащение атрибутивного словаря
по лексической теме «Зима» с.75
игра «Метелица»
цель: Обогащение предикативного словаря
по лексической теме «Зима» с.76
Сюжетная игра-диалог «Овечки»
цель: Развитие диалогической речи
по лексической теме «животные» с.116
игра « Вот так»
цель:Формирование психических процессов(внимание) с.126
игра «Воробушек»
цель:развитие интонационной выразительности с.141
игр.упр «О»
цель: Обучение грамоте с 44
игр.упр «С»
цель: Автоматизация звука с.47
игр.упр. Вороны»
цель: Дифференциация звуков р-л с.52.
2.Вспомните игры своего двора , свои эмоции, свои предпочтения.
Литература
1.Овчинникова Т.С. «Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой» Каро СПб 2006
2. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 летразвитие моторики, коррекция координации движений и речи. изд. Учитель волгоград 2010
Государственное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №39
Колпинского района г. Санкт-петербурга
Консультация-практикум для педагогов
Подвижные игры в речевой работе с детьми дошкольного возраста
Подготовили
Учитель-логопед
Вагина С.Б.
Руководитель по физической культуре
Третьякова Г.Г.
2011-2012 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры с речевым сопровождением.
«Я люблю свои игрушки» Я люблю свои игрушки: Куклы, мячики, хлопушки,Буратино и Мальвину –Все поместятся в машину.Я машину заведу, Я на улицу пойду.Ой, уехала машина, П...
Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижные игры для детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, внимания. Можно использовать в различных видах деятельности....
Подвижные игры с речевым сопровождением
Подвижные игры с речевым сопровождением...
Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.
Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...
"Подвижные игры с речевым сопровождением"
игры используемые в логопедической группе...
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...