Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_1.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара-практикума для родителей
в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
на тему: «Осень в гости к нам пришла»
Цель: познакомить родителей с методами и приемами работы по коррекции у детей речевого недоразвития: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, развитие дыхательного аппарата; активизация словаря по теме «Осень», «Огород.Овощи», «Сад.Фрукты»; закрепление навыков словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных; развитие умения определять первый звук в словах, угадывать звук по зрительному символу; закрепление знания букв А, У, И; развитие фонематического слуха, внимания. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Оборудование: экран с мультимедиа; компьютерная презентация; макет дерева с осенними листьями; осенние листья; муляжи овощей и фруктов, сухой бассейн; звуковые символы; скомканные комочки из бумаги с написанными на них буквами А, У, И; индивидуальные зеркала; памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания у дошкольников», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»
Ход занятия:
1. Дети с мамами входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и встают в круг вокруг макета дерева.
Логопед: Сегодня, ребята, у нас необычный день. К нам пришли ваши мамы. Мы покажем им, как мы учимся правильно говорить. А они нам помогут.
Ходит осень по дорожке,
Промочила где-то ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето.
- О каком времени года это стихотворение? (Об осени.) Правильно. А когда наступает осень, после какого времени года? (После лета.) Назовите, что происходит осенью? Картинка на экране вам поможет (слайд 2 «Осень»).
Дети перечисляют приметы осени: на улице стало холодно; часто идут дожди, дуют сильные ветры; дни стали короче, а ночи длиннее; люди надевают теплую одежду; листья на деревьях стали желтыми и красными, они опадают; птицы собираются в стаи и улетают на юг; в садах и огородах убирают урожай, овощи, фрукты.
2. Логопед: Вы правильно сказали, что осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Как вы думаете, с какого дерева упал этот листик? (С березы.) Значит, он – какой? (Березовый.)
Этот лист упал с дуба, значит он (какой?) - …дубовый.
Лист с клена - … кленовый.
Лист с рябины - …рябиновый.
Лист с тополя - … тополиный.
А как называется время, когда листья падают? (Листопад.) Посмотрите на экран (слайд 3 «Листопад»). Сейчас мы с вами изобразим листопад. Возьмите в каждую руку по листочку.
Подвижная игра «Листья»
Листья осенние тихо кружатся, Листья осенние тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения руками влево-вправо. Кружатся на носочках. |
- А теперь положите листья на ладошки, сделаем вдох через нос, вытянем губы вперед трубочкой и подуем на листики, чтобы они закружились в воздухе. Не забывайте, вдох делаем бесшумно, не поднимая плеч и не раздувая щек. А выдох должен получиться плавный, длинный (слайд 4 «Осенний ветер»).
Упражнение на развитие дыхательного аппарата «Осенние листочки» (повторяется 2-3 раза).
3. Логопед: Пока мы любовались листопадом, начался дождик. Давайте споем про дождик песню (слайд 5).
Песня «Дождик».
4. Логопед: Какая красивая песня, но дождик все не останавливается. Нам стало холодно, и мы решили погреться.
Коммуникативная игра «Дождик» (массаж спины).
Дождик бегает по крыше – Бом, бом, бом! По веселой звонкой крыше – Бом, бом, бом! Дома, дома посидите – Бом, бом, бом! Никуда не выходите – Бом, бом, бом! Почитайте, поиграйте – Бом, бом, бом! Я уйду – тогда гуляйте… Бом, бом, бом! | Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга. Постукивают пальчиками. Поколачивают кулачками. Растирают ребрами ладоней. Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями. Поглаживают ладонями. |
После этого дети и родители садятся за столы.
5. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Вышли мы с вами из дома и увидели, что в саду-огороде готов урожай. Давайте покажем, как мы его убираем. Приготовьте зеркала. На экране появляются картинки с изображением артикуляционных упражнений (слайды 6-10).
- «Пришли дети в огород» - и от удивления открыли рот, увидев большой урожай - широко открыть рот, держать под счет 1-5.
- «Толстячки-худышки» - капуста, тыква, репа – «толстячки» (надуваем щеки), лук, горох – «худышки» (втягиваем щеки), менять положение 4-5 раз.
- «Лопаточка» поможет нам убрать урожай - положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, держать под счет 1-5, упражнение выполняется 3-4 раза.
- «Чашечка» - сварили из яблок вкусное варенье, сели пить чай из чашки. Рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет 1-5, упражнение выполняется 3-4 раза.
- «Лошадка» поможет нам отвезти урожай домой. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
6. Игра «Овощи-фрукты».
Логопед: Помогла нам лошадка привезти овощи и фрукты домой, а они решили от нас спрятаться. Предлагаю вам отыскать их в нашем сухом бассейне и назвать ласково. Дети отыскивают муляжи овощей и фруктов, называют их и образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных:
помидор – помидорчик яблоко – яблочко
огурец – огурчик апельсин – апельсинчик
лук – лучок лимон – лимончик
морковь – морковка банан – бананчик
капуста – капустка груша – грушка
баклажан – баклажанчик ананас – ананасик
В конце игры логопед предлагает детям и родителям задания:
- Раз, два, три, овощи покажи. (Показывают только муляжи овощей.) Где растут овощи? (В огороде, на земле, на грядке.)
- Раз, два, три, фрукты покажи. (Показывают только муляжи фруктов.) Где растут фрукты? (В саду, на дереве.)
7. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (слайд11).
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свеклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свекла. Ох! И суп овощной оказался неплох! | «Шагают» пальчиками по столу. Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках. Хлопок. Попеременные удары кулачками и ладонями. Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках. Хлопок. Стучат ребром каждой ладони по столу. Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках. Хлопок. Ладони складывают крест-накрест на столе. Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках. Хлопок. Показывают, как едят суп. |
8. Игра «Угадай звук» (работа со звуковыми символами, выделение первого звука в словах).
Логопед: Осень приготовила нам загадки. Посмотрите на наш экран. Какой звук вы видите? (Слайды 12-14.)
На экране появляются звуковые символы: маленький красный круг – У, большой красный круг – А, красная полоска – И. Дети называют звуки, вспоминают артикуляционные уклады на звуки:
У – губы вытягиваются вперед трубочкой, их форма напоминает маленький круг;
А – рот широко открыт, его форма напоминает большой круг;
И – губы растянуты в улыбке, их форма напоминает полоску.
Затем на экране появляются картинки: аист, удочка, иголка, утка, автомат, антенна, индюк, улитка, избушка и т.д. (Слайды15-23.) Дети определяют первый звук и поднимают соответствующий звуковой символ.
9. Игра «Поможем Незнайке».
В зал входит Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас сегодня необычное занятие. Вам здесь интересно и весело. Только я один грустный.
Логопед: Почему же ты такой невеселый? Ты опять не выучил уроки?
Незнайка: Я шел в школу. Налетел сильный осенний ветер, и все листочки из моей тетрадки разлетелись. Наверное, завтра мне поставят двойку.
Логопед: Не переживай, Незнайка! Мы тебе поможем! Сегодня на прогулке мы нашли какие-то смятые бумажные комочки. Они лежат у каждого на столах. Давай попросим наших ребят и их мам разгладить комочки и посмотреть, может они из твоей тетради.
Дети и родители разглаживают смятые комочки из бумаги.
Логопед: Что вы видите на разглаженной бумаге? (Буквы.)
Незнайка: А сейчас я посмотрю, знаете ли вы их. Назовите, какая буква спряталась у вас?
Дети называют буквы А, У, И, вспоминают стихи про эти буквы, рассматривают их на экране (слайды 24-26 с буквами).
Знает Вова, Знает Света, У - улитка на дорожке, Буква И наискосок
А похожа на ракету. Протянула она рожки. Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
Незнайка: Спасибо, дети и мамы, что помогли мне. Я угощаю вас сладким призом (яблоками). А мамам мы приготовили памятки. Ну, что ж, мне пора уходить. До свидания.
10. Итог: Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы показали нашим мамам, как мы занимаемся и играем. Спасибо всем за участие! Молодцы. До свидания!
Дети с родителями уходят из зала под музыку (слайд 27 «До свидания!»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия педагога-психолога с детьми в старшей группе на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла».
развитие слуховой памяти, развитие зрительной памяти, релаксация, развитие чувства эмпатии...
Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»
Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...
Проект с детьми 4-5 лет на тему : ."Осень золотая в гости к нам пришла"
Проект«Осень золотая в гости к нам пришла».Участники проекта: дети средней группы №7, родители, воспитатель.Тип проекта: познавательно – речевой.Образовательные области: Познавательное развитие...
Методическая разработка на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла» в форме перспективно-календарного планирования в младшей группе по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»
Методическая разработка напралена на создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам фауны....
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла!»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития ...
Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей логопедической группы на тему «Осень золотая в гости к нам пришла»
Цель - закреплять представление детей об основных признаках временигода - осень....
Консультация для родителей: Тема "Осень золотая в гости к нам пришла".
Консультация для родителей: Тема "Осень золотая в гости к нам пришла"....