ручной праксис
статья по логопедии по теме
небольшая статья для воспитателей как лдогопедических, так и массовых групп, в которой мною предложены некоторые упражнения для пальчиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_praksis.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
РУЧНОЙ ПРАКСИС
В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
У ДОШКОЛЬНИКОВ.
«Истоки способностей и дарований
находятся на кончиках пальцев».
Сухомлинский.
Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. У детей с речевой патологией страдает мелкая моторика. Чтобы нарушения не зашли далеко, необходимо уделять большое внимание занятиям, стимулирующим развитие тонкой моторики руки, координации движений. Это всевозможные игры с пальчиками типа: «Сорока-Ворона», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит», «Маленькие ножки». Все движения дети сопровождают словами, что стимулирует не только развитие ручного праксиса, но и речевое развитие.
Хорошо использовать упражнения с бумагой: складывание и разворачивание, скручивание, скатывание, перелистывание, разрывание. Полезно практиковать различные задания по оригами: изготовление игрушек из бумаги. Многолетняя практика показала, что полезны следующие упражнения:
Перебирая пальцами, дети производят вращение карандаша, Бабины с нитками, гладкого бруска сначала всеми пальцами, а потом двумя, тремя.
Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации.
Рисование и штриховка карандашами (фломастеры не рекомендуются, т.к. для выполнения задания их нужно держать неправильно, может закрепиться).
Для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций хороши задания типа «дорисуй недостающие детали».
Чтобы сделать работу по развитию мелкой моторики пальцев регулярной и результативной, нужно использовать в этих целях элементы пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика – один из сильнейших стимуляторов развития мелкой моторики и речи ребенка. Пальчиковую гимнастику, потирание, придавливание и растирание пальцев можно проводить не только в середине занятия, но и в его начале. Движения, сопровождаемые интересным текстом, не только дают отдых, но и развивают воображение, мышление, память, речь. Для расслабления мышц кистей рук, развития мелкой моторики пальцев и речи можно использовать следующую пальчиковую гимнастику:
«Дружба"
Дружат в нашей группе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются ритмично в "замок").
Мы с тобой подружим маленькие пальчики (ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать (руки вниз, встряхнуть кистями).
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. (загибают мизинец)
Этот пальчик чистить стал. (загибают безымянный палец)
Это резал. (загибают средний палец)
Этот ел. (загибают указательный палец)
Ну, а этот лишь глядел. (загибают большой палец и щекочут ладошку).
«Сидит белка»
Сидит белка на тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (загибают большой палец)
Воробью, синичке, (загибают указательный палец)
Мишке толстопятому, (загибают безымянный палец)
Заиньке усатому. (загибают мизинец)
«За сливами»
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел, (пальцы в кулаке, поднять большие пальцы)
Указательный с порога указал ему дорогу, (движение указательных пальцев)
Средний палец – очень меткий, он сбивает сливы с ветки, (щелчки средними)
Безымянный поедает, (касание безымянными пальцами больших)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (пальцы в кулаке, копательные движения мизинцами)
При проведении описанных игр воспитатель сначала сам прочитывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми. При повторении игры дети полностью выполняют движения и лишь частично текст, заканчивая фразу, начатую воспитателем. В дальнейшем дети заучивают стихотворение наизусть и сопровождают движения пальцев соответствующим текстом стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая работа по формированию пальцевого праксиса у дошкольников
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук – поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пал...
Ручной праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников
Ручеой праксис в коррекции речевых нарушений у дошкольников...
программа коррекционной работы по стабилизации психоэмоционального развития ребенка и развитию ручного праксиса
в данной программе раскрыт авторский подход к проблеме развития ручного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, раскрыты направления работы по стабилизации психоэмоциональн...
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУЧНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАCТА
Для того, что бы овладеть разными видами ручного труда, изобразительной деятельностью, лепкой, рисованием и другими видами детской продуктивной деятельности, очень важно в раннем возрасте обратить вни...
Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ"
Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ". Описание видов пластилинографии: прямая, обратная, мозаичная, мн...
Семинар-практикум для педагогов «Использование игр на развитие ручного праксиса»
Цели: повышение знаний педагогов в вопросах развития речевой деятельности в педагогическом процессе; - показать, как в различных видах деятельности можно использовать задания на развитие мелкой мотори...
Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника
Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида являетс...