Коррекция речевых нарушений в детском саду
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме
Обзор логопедической работы в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_rechevyh_narushenii_v_detskom_sadu.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых нарушений в детском саду.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к дальнейшему школьному обучению. Необходимым условием для решения этой задачи является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах.
Снижающийся уровень бытовой культуры, агрессивно – примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами, замена живого общения родителей с детьми компьютерными играми и телевизионными передачами – всё это создаёт неблагоприятные предпосылки для развития ребёнка.
Всё большее количество детей, посещающих детские сады, имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Анализ ситуации выявил необходимость открытия логопедической группы и в МДОУ детский сад № 6 «Буратино».
Логопедическая группа в нашем детском саду была открыта и начала функционировать в 2004 году. В неё зачисляются дети 5 – 6 лет, имеющие нарушения речи. Решение о приёме ребёнка в группу принимает комиссия, состоящая из учителей – логопедов, работающих в дошкольных учреждениях нашего города. В состав этой комиссии вхожу и я. В логопедическую группу в первую очередь зачисляются дети, имеющие серьёзные нарушения в речевом развитии: общее и фонетико – фонематическое недоразвитие речи, заикание.
Хотелось бы кратко описать данные речевые патологии.
Общее недоразвитие речи – это нарушение, охватывающее все системы родного языка: звукопроизношение, фонематический слух, словарный запас, грамматический строй речи.
Фонетико – фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произношения, вызванное несформированностью процессов восприятия звуков речи.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи, выражающееся в многочисленных повторениях отдельных звуков, слогов, длительных паузах в процессе самостоятельного высказывания.
Дети с вышеперечисленными речевыми проблемами составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при обучении чтению и письму.
В нашем детском саду логопедическую группу посещают 16 дошкольников с общим и фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Коррекционную работу мы строим с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Ежедневно нами проводятся общие и индивидуальные занятия, направленные на развитие всех сторон речи, подготовку к усвоению чтения и письма. Полученные детьми знания закрепляются в режимных моментах, играх, в самостоятельной речи. Работу по преодолению речевых нарушений проводит и воспитатель группы Докалова Любовь Викторовна. Родители воспитанников, посещающих логопедическую группу, принимают активное участие в коррекционном процессе, выполняют все рекомендации педагогов. Это обеспечивает хорошие результаты коррекционного процесса.
К сожалению, не все дети, имеющие те или иные патологии в развитии речи, могут быть зачислены в логопедическую группу. Количество детей с речевыми нарушениями намного больше, чем позволяют нормативы наполняемости коррекционной группы. Родителям детей, не посещающих коррекционную группу, оказывается консультативная помощь.
Хотелось порекомендовать обращать внимание на речевое развитие ребёнка с раннего возраста. Ведь становление речи начинается с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за родителями звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи. Эмоциональное общение взрослого с малышом является важнейшей предпосылкой становления речи ребёнка.
Интенсивное развитие самостоятельной речи происходит с одного года. Те слова, которые малыш сначала слышал, а затем научился понимать, он начинает поизносить сам. Именно в этот период необходимо приучать ребёнка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и стремление к познанию окружающего мира, так как ребёнок при помощи слов учится излагать свои мысли.
К двум годам у малыша появляется фразовая речь. Он способен самостоятельно произносить около трёхсот простых слов. Малыш начинает задавать свои первые вопросы: «Что это?», «Как это называется?» и ждёт от мамы и папы ответа на них.
К трём годам малыш овладевает разговорным стилем речи, может поддерживать диалог со взрослым, рассказать о различных событиях из своей жизни. Небольшие стихи и сказки, многократно прочитанные, малыш почти полностью запоминает наизусть.
В четыре года увеличение словарного запаса дает возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Малыш способен обобщать такие понятия как: игрушки, одежда, овощи, фрукты и т.д. У малыша появляется способность оценивать свою и чужую речь. Приближается к норме произношение трудных звуков, но при этом ребёнок ещё недостаточно отчётливо произносит многие слова, поэтому его речь в
целом не всегда понятна окружающим.
В пять лет дошкольник должен правильно произносить все звуки. Совершенствуется способность ребёнка различать близкие по звучанию слова, он может подобрать слово на опредёлённый звук.
В шесть – семь лет речь дошкольника приближается к речи взрослого человека, формируется способность к обучению чтению и письму.
Итак: речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе общения ребёнка с окружающими людьми и служит показателем его общего развития. В случае отставания в развитии речи сына или дочери необходимо обратиться за консультацией к логопеду, психологу.
В заключение хотелось бы дать несколько рекомендаций мамам и папам детей - дошкольников:
Становление речи происходит в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, поэтому как можно больше разговаривайте с ребёнком, стремитесь к диалогу, поощряйте детскую общительность.
Знакомьте ребёнка с окружающим миром, развивайте любознательность, отвечайте на вопросы юного почемучки.
Читайте детям сказки, рассказы, стихи. Знакомство с лучшими образцами детской литературы оказывает благотворное влияние на общее и речевое развитие ребёнка.
Развивайте мелкую моторику малыша: выкладывание фигур из счётных палочек, завязывание шнурков и тесёмок, игры с мелким конструктором развивают подвижность пальцев рук, подготавливают руку будущего первоклассника к письму.
Учитель – логопед МДОУ д/с № 6 «Буратино» Патрушева А.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.
Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...
Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада
Консультация для воспитателей ДОУ...
Консультация для логопедов и воспитателей коррекционных детских садов на тему: "Роль художественной литературы в коррекции речевых нарушений".
Данный материал раскрывает решение некоторых коррекционных задач через использование художественной литературы....
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
«Логопедическое сопровождение детей, имеющих речевые нарушения» в Детском саду «Солнышко»
Сообщение...
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»
Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...
Консультация для родителей «Логоритмика для детей, имеющих речевые нарушения в детском саду»
Что такое логоритмика в детском саду? Кому полезны такие занятия? Чем логоритмика помогает детям с тяжелыми нарушениями речи....