Организованная образовательная деятельность "Звук [B]".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование фонетико-фонологической компетенции у детей с ОНР старшего возраста. | 595.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы №2360
Организованная образовательная деятельность
в старшей логопедической группе
«Звук [B]»
подготовила
учитель-логопед Андреева Мария Владимировна
Москва, 2013 г.
Цель: Формирование фонетико-фонологической компетенции у детей с ОНР.
Задачи:
- Развивать умение определять наличие и место звука «В» в словах.
- Развивать навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
- Закреплять умение составлять схему предложения.
- Познакомить детей с буквой «В».
- Продолжать учить подбору родственных слов.
- Воспитывать у детей слухоречевое внимание.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, раздаточное дидактическое пособие «звуковые пеналы», буква «В».
Ход организованной образовательной деятельности:
- Поисковый момент (кадр №2):
Логопед: - Сегодня мы познакомимся с новым звуком. А с каким, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живёт
И чирикает она
Громко с самого утра:
- Просыпайтесь поскорей. -
Всех торопит …
Дети: - Воробей.
Логопед: - Правильно. Какой звук вы слышите в начале слова «воробей».
Дети: - Мы слышим звук «В».
Логопед: - Дайте характеристику звуку «В».
Дети: - Звук «В» согласный (есть преграда – верхние зубы касаются нижней губы), звонкий (горлышко «гудит»), твёрдый.
- Упражнение «Найди звук «В» (кадр №3).
Логопед:- Рассмотрите картинки на экране. Назовите те из них, в названии которых вы слышите звук «В». Для проверки мы щёлкнем по картинке мышкой. Если допустите ошибку – картинка исчезнет.
Дети называют картинки и проверяют себя.
- Упражнение в подборе родственных слов (кадры №4,5).
Логопед: - Вспомните, какие слова со звуком «В» вы назвали.
Дети: - Водолаз, водоросли, водопад, водяной, водомерка.
Логопед: - Какое слово «спряталось» в каждом из них?
Дети: - Это слово «вода».
Логопед: - Подберите ещё слова, в которых мы услышим слово «вода».
Дети вспоминают слова, опираясь на наводящие вопросы логопеда.
Логопед: - Где в этих словах вы слышите звук «В»: в начале, в середине или в конце слова?
Дети называют слово и определяют в нём место звука «В».
- Упражнение в определении места звука «В» в словах:
Кадр №6:
Логопед: - Рассмотрите картинки, в названии каких предметов вы слышите звук «В» в начале слова?
Дети: - Мы слышим звук «В» в начале в словах «варенье», «варежки», «валенки».
Дети могут проверить правильность своего ответа. Щёлкаем на картинку мышкой, если всё правильно – картинка «летит» к вазе. Если ответ неверный - (звук «В» слышим в середине или в конце слова) – картинка «затемняется», если в слове отсутствует звук «В» - картинка исчезает.
Кадры №7,8:
Аналогично дети ищут картинки, в названии которых звук «В» слышим в середине и в конце слова. Способ проверки тот же.
- Упражнение «Подбери схему к слову» (кадр №9).
Логопед: - Назовите картинки, подумайте, какая звуковая схема подходит к каждому слову. Проверьте себя, щёлкнув мышкой по картинке.
Дети называют картинки («волк», «вагон») и подбирают правильные схемы к ним, после чего называют последовательно все звуки в схеме.
Логопед: - У нас осталась одна схема, какие слова со звуком «В» подходят к ней?
Дети подбирают возможные слова к схеме («вата», «вода», «сова»).
- Динамическая пауза (координация речи с движением): «Любопытная Варвара».
Логопед: - Какие имена начинаются со звука «В»?
Дети называют имена («Ваня», «Василиса»).
Логопед: - Есть ещё старинное женское имя – Варвара. Предлагаю вам поиграть в игру «Любопытная Варвара»:
Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо. | Поворот головы вправо-влево. |
А потом вперед, Тут немножко отдохнет. | Расслабленный наклон головы вперед. |
Шея не напряжена, А расслаблена она. | Голову держать прямо. |
А Варвара смотрит вверх, Выше всех и дальше всех. | Наклон головы назад. |
Возвращается обратно, Расслабление приятно. | Расслабленный наклон головы вперед. |
Шея не напряжена, А расслаблена она. | Голову держать прямо. |
- Упражнение в слоговом анализе слов (кадры № 10, 11, 12).
Логопед: - Назовите картинки, определите, какие слова состоят из одного (двух, трёх) слогов. Проверьте себя, щёлкнув мышкой по картинке. Если ответ верный – картинка «улетит» к схеме.
Дополнительное задание: назвать гласные звуки в словах.
- Составление предложений по картине (кадр №13).
Логопед: - Рассмотрите картину, назовите картинки, в названии которых вы слышите звук «В». Придумайте с этими словами предложения.
Дети называют слова, придумывают предложения. Затем логопед предлагает составить схему одного или нескольких предложений.
- Знакомство с буквой «В».
Логопед предлагает рассмотреть букву «В», назвать составляющие её элементы, обвести букву по контуру.
- Итог образовательной деятельности:
Логопед: - С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие упражнения и игры вам особенно понравились?
Использованная литература:
- Зуева Л.Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф. - Москва: Астрель – АСТ, 2003.
- Егорова О.В. Звуки Ф, Фь, В, Вь. - Москва: Гном и Д, 2008.
- Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – Москва, Гном и Д, 2004.
- Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. – Москва: Гном и Д, 2000.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Институт практической психологии, 1997.
Использованные интернет-ресурсы:
http://www.detsadclub.ru/35-vospitatelu/zaryadki/384-fizminutka-lyubopytnaya-varvara
(игра «Любопытная Варвара»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа
В наше время актуальна проблема защиты прав детей. Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»
Тема: «Зимняя сказка». Программные задачи: Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...
Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»
Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел; закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...
Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Путешествуем вместе с Колобком» Образовательные предложения для целой группы детей дошкольного возраста 4-5 лет. Образовательная область: познавательное развитие.
Занятие по ФЭМП составленное в форме путешествия по сказке, где дети выполняют различные задания персонажей....
Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»
Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе «Калинка» Тема: «Чудеса леса» Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», « Познавательное развитие
Конспект организованной образовательной деятельностиво II младшей группе «Калинка»Тема: «Чудеса леса»Приоритетная образовательная область: «Познавательн...