Игра-занятие «Фразовый конструктор»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Попова Наталья Ивановна

Предлагаю вашему вниманию игру, направленную на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи , развития связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

      Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на расширение и уточнение словарного запаса,  формирование грамматического строя речи.

                Игра-занятие «Фразовый конструктор»

         Описание:   планшет размером 50×80см с магнитами;  наборы карточек 8×8см:

1) предметные картинки;

2) схематические картинки;

3) серия сюжетных картинок

          В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных логопедических занятиях.

          Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

         Ход:  Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и  просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную  тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

       Варианты игр первого вида:

    Используются карточки с предметными картинками.

    «Мостик»:  Логопед выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт». «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д.

    «Добавь слова» - игра на распространение предложений. Логопед предлагает ребенку послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее логопед спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (шелковое, легкое, красивое и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»

   «Кто? Что?» Логопед предлагает составить пир помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? ( Маша поливает помидоры») и т.д. 

       Варианты игр второго  вида:

    Используются карточки со схематичными картинками.

    «Послушай, повтори». Логопед читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.

   «Выложи по порядку». Логопед читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее логопед повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ. Например:  

                                                     «Еж и кот»

Однажды к нам во двор зашел ёж. Во дворе он нашёл арбузную корку. Пока ёж ел корку, сзади к нему подкрался кот. Кот прыгнул на ежа и наколол себе лапу. Запищал кот, захромал и убежал домой.


   Варианты игр третьего  вида:

  Используются карточки  с серией сюжетных  картинок.

  «Расскажи, что нарисовано». Логопед выкладывает серию картинок в нужной последовательности, дает возможность их рассмотреть. Разбирает содержание каждой картинки, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. Долее просит рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.

«Составь рассказ». После того, как будет отработано умение составлять рассказ по серии, выложенной педагогом, можно предложить ребенку самостоятельно рассмотреть серию картинок, разложить и составить рассказ. Например:                        

                                               «Заяц и снеговик»

   

      Была зима. Однажды заяц увидел снеговика. Вместо носа у снеговика была морковка. Решил заяц её достать. Прыгал, прыгал, не смог. Тогда он принес лестницу.  Но и лестница ему не помогла. Сел зайчик около снеговика и заплакал. Но тут стало припекать солнышко. Снеговик начал таять. И морковка сама упала к зайцу в лапы.        

      Во время составления рассказов обратите  внимание ребенка на различные подробности рисунков, что поможет раз от раза делать истории все интереснее.

      На более поздних этапах можно привлекать к игре нескольких участников.  Детям раздаются карточки одной группы, и они по очереди могут выкладывать их в цепочку, а затем составить предложение или рассказ. Дети очень любят фантазировать, а данный материал очень поможет им в этом.

                                                                Учитель-дефектолог: Попова Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразовый конструктор

laquo;Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме....

Фразовый конструктор.

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе...

Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми...

Фразовый конструктор

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становл...

Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие  «Фразовый конструктор»...

«Индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием фразового конструктора».

В данном конспекте дана    индивидуальная комплексная непрерывно – образовательная  деятельность по автоматизации звука [Р] во фразах и предложениях с использованием  фразово...

Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога

Мастер-класс для педагогов по вопросам использования фразового конструктора как эффективного способа развития фразовой речи, обогащения номинативного, атрибутивного, предикативного словаря, расширению...