Говорим с пеленок
статья по логопедии по теме

Татьяна Николаевна Филиппова

Материал предназначен для родителей и педагогов, а также всех неравнодушных к речевому развитию детей. Речь начинается с первого крика ребенка, и уже в этот момент можно определить паталогию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_s_pelenok.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Филиппова Т.Н. учитель – логопед СП «ЛЕКОТЕКА»

         ГБОУ детский сад №1125 г. Москва

ГОВОРИМ С ПЕЛЕНОК


Однажды ко мне подошла дочка и спросила: «Мама, а когда я начала говорить?» Не  задумываясь, я ответила « С первого крика!» Как пулеметная очередь на меня посыпались вопрос за вопросом.  «Погорячилась…», подумала  я. И стала объяснять ей все шаг за шагом.

И тут  меня посетила мысль, а как часто вообще задумываемся мы, взрослые, над  тем, чем пользуемся каждый день, над нашим языком.  Мы на нем думаем, пишем, общаемся, шутим и отправляем смс-ки.  Помним ли мы, в суматохе будней, что это  язык Пушкина, Есенина, Блока, Цветаевой, Петра I, Суворова, Кутузова, Рахманинова, Глинки, Чайковского  и многих величайших людей России. Насколько он красив, богат, глубок и всемогущ и как ценен для каждого из нас.

Помните как у Ахматовой,

 «Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово»

То достояние, которое нам досталось от предков по сути  ВЕЛИКОЕ, и оно наше.

 А как все начиналось? Для Вас? Вашего ребенка? Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития. И самым первым речевым проявлением является крик.  Крик радости и счастья для мамы и папы, которые ждут свое чадо. Приветствие этому миру нового человека, пришедшего в жизнь.

Но, каждый родитель должен знать, основные этапы становления речи. И обратить особое внимание, если что-то пошло не так.

Первый крик носит рефлекторный характер и является реакцией на различные дискомфортные состояния (голод, боль, мокрые пеленки и пр.). У здорового новорожденного ребенка крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. А у детей с органическим поражением ЦНС, у которых в последствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще. И это первый сигнал насторожиться и обратить на это внимание. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех.  Крик меняется в зависимости от состояния ребенка. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувстве голода, дискомфорте, болевых ощущениях и т.д.) и мама по интонации крика легко узнает, что нужно ее чаду. Именно в этот период начинает формироваться интонационный язык, которым ребенок будет пользоваться всю свою жизнь. Каждый день ваш малыш издает все новые и новые звуки, и наблюдать его становиться все интереснее.

У большинства здоровых детей в это время появляется начальное гуление - «гуканье». Звуки возникают в ответ на улыбку и разговор взрослого с ребенком, происходит переход от рефлекторных звуков к звукам общения. Ребенок активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех - повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими взрослыми, у ребенка формируется комплекс оживления (эмоционально-двигательная реакция на появление взрослого). Эта реакция ни  что иное, как гуление, которое отличается от короткого  гуканья певучестью. Гуление - представляет собой певучее произнесение цепочек гласных звуков, близких к [а, у, ы], часто в сочетании с согласными [г, м]. Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление; отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.

Здоровый ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Малыш улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот кричит, если взрослый сердится и в его голосе сердитая, раздраженная, недовольная интонация. Ребенок еще не понимает смысла обращенной к нему речи, но чутко реагирует на интонацию. Общение между ребенком и взрослым строится на эмоциональной основе. Это и есть первые уроки родного языка.

Расцвет гуления приходится на 4-6 месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Крайне негативно влияет на развитие ребенка недостаточность именно эмоционально-положительного контакта со взрослым, особенно нарушение взаимосвязи матери с ребенком. Молчащие взрослые или взрослые, речь которых бедна в эмоционально-выразительном плане не вызывают у ребенка периода гуления необходимого для нормального речевого развития познавательного интереса к внешнему миру. С такими взрослыми у ребенка не возникает потребности общения.

Вообще, возраст от 2 до 6-7 месяцев относят к числу критических. Поэтому положительные материнские эмоции в этот период нужны ребенку для его полноценного развития, как пища и воздух. Разлука с матерью в возрасте с 6-7 мес. и до 3 лет может привести к тяжелейшим расстройствам развития, которые выражаются в виде психической и физической отсталости.

Наиболее тяжелые и стойкие нарушения психики развиваются у детей, лишенных матерей во второй половине первого года жизни. Даже после усыновления, будучи окруженными любовью, заботой и вниманием приемных родителей, они испытывают большие трудности при выстраивании нормальных взаимоотношений с окружающими. Их поведение отличается агрессивностью, жестокостью, импульсивностью, что является признаками проблемного развития личности.

Следующая стадия лепет, и длится примерно от 5 до 9 месяцев, который представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на) под контролем слуха. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.), роль слуха при этом весьма велика. Об этом говорит тот факт, что при врожденной глухоте у ребенка имеет место стадия гуления, но характерным является постепенное угасание звуков и полное отсутствие лепета.

При лепете развивается длительность выдоха, активизируется слуховое внимание. Часто в лепете можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть звуков вообще невозможно воспроизвести. Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие ребенка люди.

К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. Обычно они состоят из двух одинаковых слогов: мама, папа, баба, дядя. Считается, что на этой стадии ребенок наиболее чувствителен к интуитивному усвоению родного языка. Данный этап рассматривается как сензитивный (наиболее благоприятный) период для развития речи.

К концу второго полугодия появляется так называемая предметно-отнесенная речь – умение узнавать в словах людей и предметы. Услышав название любимой игрушки, ребенок поворачивает к ней голову, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже ребенок начинает уже сам требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?». Этому занятию стоит уделить столько времени, сколько хочет ребенок. Это тоже уроки языка.

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам и др.). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами.

Речь продолжает развиваться по подражанию, поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила бы образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием, как правило, выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее.

К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения.

К концу 3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи. Наряду с этим, в данном возрасте уже можно заметить неправильное формирование отдельных звуков, например, межзубное произношение свистящих согласных звуков [с, сь, з, зь, ц], заднеязычное произношение звука [р]. Многим родителям почему-то очень хочется, чтобы их малыш как можно быстрее начал произносить именно звук [р], при этом они не учитывают особенности артикуляционного аппарата ребенка. Часто в этом возрасте у ребенка еще недостаточно натренированы мышцы кончика язычка и звук [р] получается при смыкании задней части языка и мягкого неба. Звук при этом получается горловой. Этот звук - неправильный и достаточно трудно поддается исправлению.

Для правильного произношения звука [р] необходим хорошо натренированный кончик языка, который может легко вибрировать за верхними зубами и достаточной длинная подъязычная связка, которая дает возможность язычку легко подниматься к небу.

К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Любое отклонение от нормы нуждается в консультации специалиста. Чем раньше выявлено нарушение, тем быстрее и легче его удается исправить.

Любите наш родной язык, прививайте эту любовь своим детям и учите их говорить правильно. И кто знает, может именно они пополнят список великих людей, говорящих на РУССКОМ языке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга "Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок"

Конспект вечера досуга с детьми старшей группы на закрепление знаний правил пожарной безопасности....

31.03.2013 Досуговая игра «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок!»

Досуговая  игра«Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок!»для детей и родителей старшего дошкольного возраста ВЕДУЩИЙ: Мы предлагаем всем принять участие в досуг...

Рекомендации инструктора по физической культуре. «Закаляемся с пеленок!»

Известный русский педиатр, активный сторонник закаливания Г.Н. Сперанский считал, что понятие закаливания пришло в медицинскую науку из техники, где под ним подразумевается превращение относител...

Учить ли английский с пеленок?

Детство - важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени ...

Обучение с пеленок

Умные пальчики...

Методическая разработка Цикла занятий по развитию речи детей раннего возраста «Говорим с пеленок»

    Программа составлена на основе Интерактивной программы «Говорим с пеленок» (Авторы: Л. Меркушина, Г. Маниченко)      Отличительная особенность данного ц...