Развитие коммуникации с помощью пальчиковых игр, у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по логопедии по теме
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативной сферы, а так же мелкой моторики.
Эти игры могут сопровождаться стихотворным текстом, а могут и обходиться без него. В некоторых играх можно отработать звукоподражание детей животным, слуховое внимание, скорость реакции, умение сотрудничать и конечно же общаться со взрослыми и другими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ
(конспект выступления)
тема: Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр, у детей дошкольного возраста
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то чаще всего задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Эти игры могут сопровождаться стихотворным текстом, а могут и обходиться без него. В некоторых играх можно отработать звукоподражание детей животным, слуховое внимание, скорость реакции, умение сотрудничать и конечно же общаться со взрослыми и другими детьми.
- Предлагаю педагогам ненадолго превратиться в детей и поучаствовать в играх. Давайте поиграем…
Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире
Все вы знаете считалочку: «Раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: «Чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
А пальчики-мальчики умеют обыгрывать эту считалочку. Хотите научиться? Повторяйте за мной.
- Раз (хлопок в ладоши).
- Два (левая рука — перед лицом, ладонь смотрит вправо; правая рука зажата в кулак, упирающийся в ладонь левой руки; локоть правой руки на уровне плеча).
- Три (хлопок в ладоши).
• Четыре (правая рука — перед
лицом, ладонь смотрит влево; левая
рука зажата в кулак, упирающийся в
ладонь правой руки; локоть левой
руки на уровне плеча).
• Жили (хлопок в ладоши).
• Мыши (кулачок правой руки
упирается в ладонь левой).
• На (хлопок в ладоши).
- Квартире (кулачок левой руки упирается в ладонь правой).
- Чай пили (кисти обеих рук соединены боковыми сторонами, собраны в чашечку).
- Чашки били (ладони резко расходятся в разные стороны, лицевая сторона смотрит вниз).
- По-турецки говорили (руки скре-
щиваются до локтя плавными, волнообразными движениями кистей).
- Чаби(соприкасаются подушечки больших и указательных пальцев обеих рук один раз).
- Чиляби(встречаются подушечки больших и средних пальцев один раз).
- Челяби(встречаются подушечки большых и безымянных пальцев один раз).
- Чаби-чаби(встречаются подушечки больших пальцев и мизинцев обеих кистей рук два раза).
Примечание. Движения руками выполнять в достаточном напряжении. Во время соединения подушечек пальцев четко проговаривать слова «чаби-чиляби, чиляби-чаби-чаби».
Поздоровайтесь с гномом Кешей
Пальцы, которые не работают, сжаты в кулак. При рукопожатии ребенок должен сказать вежливые, ласковые слова, что обычно говорят при встрече: «Доброе утро, милый Кеша»; «Дорогой Кеша, как поживаешь?»; «Здоров ли ты, Кеша?»; «Приятно встретиться, Кеша» и т. д.
- Посмотрите: кто пришел? (Показать тряпичную игрушку, например гнома Кешу.)
Он хочет с вами поздороваться. Руки у него маленькие, слабые. Кеша с каждым хочет поздороваться. Пожмите ему правую руку своим большим пальцем и мизинцем правой руки. Остальные пальцы: указательный, средний и безымянный — подушечками прижмите к ладони.
А теперь большим и мизинцем левой руки пожмите гному левую руку, не забывайте сказать ему доброе, ласковое слово либо поприветствовать его.
Утята
У меня в руке волшебная кисточка, и сейчас она превратит ваши пальчики в утят. Средний палец — утка-папа, у папы голос низкий. Безымянный палец — утка-мама, у мамы голос нежный. Мизинец — это утенок, у утенка голос высокий, пронзительный, тонкий.
Как утка-папа кричит? Басом: «Кря, кря».
А утка-мама? Нежно: «Кря, кря, кря».
А утенок? Пищит: «Кря, кря, кря».
- Указательные пальцы свернули в колечко и положили в ложбинку больших пальцев. Подушечки средних пальцев и больших соприкасаются. Так крякает утка-папа громко, зычно: «Кря, кря, кря».
- При соединении подушечек безымянных пальцев и больших — крякает утка-мама («Кря, кря, кря»).
А когда работают подушечки мизинцев и больших пальцев, крякает утенок: «Кря, кря, кря, кря, кря, кря» (быстро, тоненьким, пискливым го-лоском).
Выгляни в окошко
Пальцы сжаты в кулаки.
Кулаки — это домики, в которых живут Иваны. У домиков по три окна: третье — верхнее, расположено между указательными и средними пальцами. Второе — среднее, расположено между средними и безымянными пальцами. Первое — нижнее, между безымянными и мизинцами. Какое окно я назову, в то и выглянут ваши Иваны.
• Среднее (дети хлопают три раза, за это время они должны представить,
где расположено это окно, в которое
выглянет Иван, после чего сразу
приводят пальцы рук в нужное поло
жение, а именно: подушечки больших
пальцев обеих рук выглядывают
между первыми фалангами средних и безымянных пальцев, все пальцы собраны в кулак).
На сигналы «нижнее, верхнее» пальцы детей занимают соответствующие положения.
Поймай рыбку за хвостик
Дети, встаньте в круг. Рассчитайтесь на 1—2-й. Кто из вас получил номер
1 — рыбак; дети под номером 2 — рыбки. Повернитесь лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, соединены пальцы и ладони. Все дружно говорим:
• Рыбак сидит на берегу и ловит
рыбок в сеть свою (ладони и пальцы
плотно прижаты).
- Раз, два, три (дети, выполняющие роль рыбки, делают скользящие движения вниз по кистям рук рыбаков до ладоней, на мгновение замирают).
- Лови (дети-рыбки резкими, скользящими движениями вниз по ладоням убирают пальцы-хвостики, а дети-рыбаки сгибают пальцы на обеих руках, пытаясь поймать рыбку за хвостик, т. е. за кончики пальцев; затем они меняются ролями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»
Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...
Развитие детской речи через пальчиковые игры у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте основной вид деятельности –это игра. Большой опыт накапливается ребенком в игре. В процессе игры дошкольник черпает представления, которые он связывает со словом. Самыми си...
Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на
Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...
«Развиваем речь с помощью пальчиковых игр у детей младшего возраста»
laquo;Развиваем речь с помощью пальчиковых игр у детей младшего возраста»...
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"
Вебинар "Развитие мышления и элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера"...
КОНСПЕКТ НОД ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РИСОВАНИЕ «ЗАЙЧИКУ НА ПОМОЩЬ» 3 СМЕШАННАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 3 ДО 5 ЛЕТ.
Ход занятия:Организационный момент.В группу вбегает испуганный зайчик и прячется под столом. Оглядывается и видит детей.Зайчик: Вы не видели волка?Дети: Нет.Зайчик: Фух (потирает лоб) еле удрал&helli...
Семинар-практикум для педагогов " Развитие познавательных способностей с помощью ТРИЗ технологий у детей дошкольного возраста"
Презентация иллюстритует игры и методы ТРИЗ используемые в работе с детьимми среднего возраста...