Рабочая программа учителя-логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_logopeda.rar | 100.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по периодам
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Множественное число имен существительных с окончаниями -ы, -и (начинает логопед, продолжает воспитатель).
- Родительный падеж имен существительных единственного числа с окончаниями -ы, -и (нет руки, нет воды).
- Имена существительные единственного и множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с родовой принадлежностью имен существительных путем подстановки притяжательных местоимений мой, моя (мужской и женский род).
- Множественное число имен существительных с окончаниями -а (дома, глаза).
- Множественное число глаголов изъявительного наклонения в 3-м лице настоящего времени (идет — идут), согласование имен существительных и глаголов в числе (продолжает воспитатель).
- Практическое знакомство с категорией завершенности и незавершенности действия (что делает? что сделал?)
- Практическое знакомство с приставочными глаголами (шить — пришить — загнить — вшить — вышить — подшить).
- Согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени в роде (надел'— надела).
- Практическое знакомство со словами противоположного значения (чистый — грязный, холодный — горячий, длинный — короткий, день — ночь, верх — низ и др.).
- Подбор определений к словам-предметам (имен прилагательных к именам существительным), их согласование в числе и роде в именительном падеже.
- Первые упражнения в образовании относительных прилагательных (темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Дом»).
- Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов в, на (на вопросы: куда? где?); без (с родительным падежом существительных: без чего? — без дома, без куртки и т.д.); у (у кого? — с родительным падежом существительных с окончаниями -ы, -и: у Вовы, у Коли).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Продолжение работы над усвоением лексико-грамматического материала первого периода.
- Практическое знакомство с категорией одушевленности (кто? что?).
- Закрепление понятия рода имен существительных в связи с числительными один, одна, два, две (можно начать в первом периоде).
- Практическое знакомство с родственными словами.
- Родительный падеж имен существительных единственного числа в значении принадлежности (ножка стола, следы зайца).
- Суффиксы -онок, -енок, -ата, -ята в названии детенышей животных.
- Увеличительный суффикс -ищ.
- Родительный падеж имен существительных множественного числа с окончаниями -ов, -ев, -ей и без окончания.
- Расширение значения слов-действий, подбор предметов к действиям: летает — птица, шар, самолет, бабочка и т.д. (продолжает воспитатель).
- Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде, числе (продолжает, воспитатель).
- Формирование умения различать оттеночные значения приставок в глаголах: у-, при-; от-, под-; на-, за-, пере- (летает, ходит, бегает).
- Глаголы совершенного и несовершенного вида в практических упражнениях (строил — построил, варил — сварил и др.).
- Образование относительных прилагательных (соотнесенность с продуктами, растениями, сезонностью, материалами) и согласование их с существительными именительного падежа в роде и числе.
- Прилагательные с уменьшительным значением (суффиксы -оньк-, - енък).
- Имена прилагательные с противоположным значением (антонимы).
- Притяжательные имена прилагательные.
- Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (именительный, родительный, дательный, винительный падежи). Практические упражнения в понимании и активном употреблении предлогов под, над (куда? где?)); с, со из (откуда?); из (из чего? сделан предмет); с (с чем? с кем?).
- Окончание -ах в словосочетаниях существительных множественного числа в предложном падеже с предлогами на, о (на санках, о зайчатах).
- Личные местоимения с предлогом у, у меня, у него и др. (продолжает воспитатель).
- Согласование имен существительных с именами числительными (один, одна, два, две, три, четыре, пять).
3-й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление тем, начатых в первом и втором периодах.
- Родовая принадлежность имен существительных среднего
рода (мое, оно, одно).
- Употребление личных местоимений вместо имен собственных.
- Активизация приставочных глаголов в речи детей, правильное употребление грамматических форм глаголов, усвоенных ранее.
- Слова-признаки действия (как?) в практических упражнениях (быстро — медленно, громко — тихо и др.).
- Усвоение будущего сложного времени глаголов: буду строить
(продолжает воспитатель). - Изменение глаголов настоящего времени по лицам в единственном и множественном числе, практическое употребление слово
сочетаний «местоимение + глагол». - Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже (добавляются творительный и
предложный падежи). - Понимание и активное употребление в практических упражнениях конструкций с предлогами о, к, от, за (куда? где? за чем?).
Формирование предложения
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
а) преобразование форм повелительного наклонения глаголов в форму изъявительного наклонения при демонстрации действий (Вова, иди! Вова идет);
б) выделение слов-предметов и слов-действий по вопросам:
Кто это? Что делает?;
в) подбор действий к предмету: (Вова идет (бежит, прыгает...);
г) составление простых нераспространенных предложений
по демонстрации, по картине.
- Формирование понятий «слово», «предложение»; графическая запись предложения из двух слов.
- Формирование предложения из нескольких слов в последовательности:
а) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного, подобный именительному): Ната моет руки;
б) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение (винительный падеж существительного с окончанием -у): Коля надевает шапку,
в) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в дательном падеже): Портниха шьет платье Оле;
г) подлежащее + сказуемое + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Мальчик вытирается полотенцем;
д) подлежащее + сказуемое + прямое дополнение + косвенное дополнение (существительное в творительном падеже): Девочка намыливает руки мылом.
- Графическая запись предложения из 3-4 слов.
- Распространение предложений однородными членами:
а) подлежащими: Девочки и мальчики срывают яблоки;
б) сказуемыми: Девочка срывает яблоко и кладет в корзину;
в) дополнениями: Дети собирают огурцы и помидоры.
- Обучение умению заканчивать предложение нужным по смыслу словом или словосочетанием.
- Формирование конструкций с противительным союзом -а при сравнении двух предметов: Помидор красный, а огурец зеленый.
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом периоде типов (по демонстрации, по сюжетным картинкам, по ситуации, по предметным картинкам).
- Обучение умению составлять предложения по опорным словам, данным в нужной форме.
- Распространение предложений определениями.
- Выделение из предложения слов-признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
- Составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда?
- Закрепление конструкций с союзами а, и при сравнении предметов: Снег белый, и мел белый, и заяц белый, а белка не белая.
- Формирование предложений со словами «Сначала..., а потом...».
3-й период (апрель, май, июнь)
- Закрепление умения правильно строить предложения указанных в первом и втором периодах типов на более широком и сложном материале.
- Распространение предложений словами-признаками действия (обстоятельствами), отвечающими на вопрос как.
- Составление предложений по опорным словам, данным в начальной форме.
- Составление предложений типа «подлежащее + сказуемое + инфинитив глагола + 1-2 косвенных падежа»: Оля хочет поймать бабочку сачком.
- Формирование сложноподчиненного предложения с союзами потому что, чтобы.
- Учить детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки:
а) конец предложения;
б) вопрос;
в) восклицание.
Развитие разговорно-описательной речи
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Формирование диалогической речи:
а) понимание, выполнение заданий (инструкций) логопеда типа: встань, садись, отнеси, принеси, открой, закрой, убери, подними, опусти, позови;
б) ответы на вопросы логопеда:
- отрицательным или утвердительным словом;
- одним словом или словосочетанием;
- простым нераспространенным предложением;
- простым распространенным предложением;
в) обучение умению самостоятельно задавать вопросы: кто это? что делает? что? кому? чем? (начало работы); самостоятельно отдавать приказания, задания, поручения; отчитываться о выполнении поручения одним словом, предложением.
- Объединение простых предложений в короткий рассказ.
- Заучивание коротких стихов, потешек, загадок, рассказов.
- Составление коротких рассказов-описаний предмета (элементарных).
- Обучение пересказу художественных текстов (ребенок вставляет нужное слово, словосочетание или предложение; логопед использует наводящие вопросы, картинки).
2-й период (декабрь, январь, февраль, март)
- Выполнение заданий, требующих понимания признаков предмета (цвет, размер, форма).
- Речевое обозначение выполненных заданий.
- Совершенствование разговорной речи, умения вести несложный диалог (самостоятельно задавать вопросы: куда? где?).
- Овладение элементарными формами описательной речи,
обучение детей умению сравнивать два предмета одной родовой
группы, разных родовых групп.
- Заучивание стихов, диалогов, коротких рассказов.
- Проведение бесед по сюжетным картинкам, формирование умения объединять отдельные высказывания в связное сообщение.
- Обучение умению составлять рассказ по сериям сюжетных картинок.
- Дальнейшее обучение пересказу с использованием вопросов логопеда, картин и плана рассказа.
- Драматизация стихов, диалогов, коротких сказок, рассказов.
3-й период (апрель, май, июнь)
1. Дальнейшее развитие диалогической речи, проведение более сложных диалогов с использованием вопросов: с кем? с чем? где? куда? откуда? когда? почему? зачем?
- Расширение рассказов-описаний предмета, описание ситуации и сюжетной картинки.
- Сравнение двух, трех, четырех предметов по их признакам и действиям.
- Учить рассказывать стихи, загадки, диалоги, соблюдая интонационно-смысловую выразительность.
- Составлять рассказ по сериям сюжетных картинок по заданиям:
- вставить пропущенное звено;
- по цепочке.
- Составление рассказов из деформированного текста в три-
четыре предложения (нарушена последовательность событий).
- Пересказ сказок, рассказов по данному плану, по цепочке, с изменением лица.
- Первые шаги в обучении детей творческому рассказыванию
(придумывание начала и конца рассказа) — с детьми, имеющими
довольно высокий уровень развития связной речи.
Фонетика и фонематический слух
1. Знакомство со звуками окружающего мира, их вычленение, узнавание и артикулирование.
2. Понятие «звук», «слог», «слово».
3. Знакомство с протяжённостью слов.
4. Гласные звуки А, О, У, И, Ы.
5. Интонационное выделение звуков в слоге, слове.
6. Согласные звуки Н, М, П, Т, К, Х, X', П', Т', К', Л', j, С.
7. Определение наличия (или отсутствия) заданного звука в слове.
8. Выделение первого звук из начала слова, последнего – из конца слова.
9. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.
10. Определение отличия в названиях картинок.
11. Определение места заданного звука в слова.
12. Учить раскладывать картинки в 2 ряда с заданными звуками.
13. Учить подбирать слова с заданным звуком.
14. Анализ и синтез коротких слов, состоящих из 2-3 звуков с помощью специальных символов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...