Формирование эмоциоанальной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Скотникова Елена Сергеевна

В работе представлена система методических приемов по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Имеются приложения по планированию, конспекты занятий, игры по теме, комплексы гимнастик, диагностический инструментарий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в старшей группе

Подготовительный этап

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи

(сентябрь – декабрь)


п/п

цель

Блок деятельности


1


Изучение и уточнение эмоциональных состояний


  1. Беседы.
  2. Игры «Разные настроения».


2


Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние


  1. Мимические средства (мимическая гимнастика).
  2. Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
  3. Графические изображения лица.
  4. Цветовая характеристика эмоций.
  5. Игры «Обезьянки», «Книга настроений», «Зеркальный кубик», «Кубик эмоций», «Наседка и цыплята», «Лото настроений», «Собери лицо», «Нарисуй клоуна», «Комната смеха», «Через стекло», «Следствие ведут малыши», «Угадай по описанию».


3


Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей


  1. Чтение небылиц «Так бывает или нет», «Первый раз в детском саду», «Обычный, странный», «Разные колеса», «У тебя у самого свой ум» В.Даля.
  2. Упражнение (ТРИЗ), «Хорошо – плохо», «Я думаю-он думает…».
  3. Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
  4. Игры «Чья песенка», «Кто так танцует», «Что тебе снится», «Подбери к мелодии цвет», «Азбука настроений», «Встреча настроений».


4


Формирование воспроизведения ритма речи


  1. Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков: «По какой дорожке скачет лягушка», «Высоко-низко»; «Полет пчелы».


5


Формирование восприятия выразительности речи


  1. Игры «Кто так говорит», «Какое настроение у ежика», «Какая маска говорит».


6


Использование междометий в экспрессивной речи


  1. Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.


7


Использование фразы с нужной интонацией.


  1. Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
  2. Игры «У меня есть кот», «У меня есть собака», «Мама пришла».

 


8


Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи


  1. Диалоги.
  2. Стихотворения.
  3. Игры-драматизации «Перчатки», «Котята», «Сказка о глупом мышонке», «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

Основной этап

Формирование эмоциональной лексики

(январь – май)


п/п

Цели и задачи

Блок деятельности


Словообразование


1


Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением


  1. Игры «Ласковые имена», «Оденем кукол на прогулку», «Накрой на стол», «Большой – маленький».


2


Образование слов со значением увеличительности (суффикс «ищ»)


  1. Игры «Братец Ик и Братец Ищ», «Гномы и великаны»


3


Образование слов-синонимов


  1. Игры «Слова – друзья», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».


4


Образование слов-антонимов


  1. Игры «Наоборот», «Вредный попугай», «Слова – враги».


5


Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)


  1. Игра «У кого больше», «Раскрась слова», «Подбери к цвету слово»


Образование словосочетаний


1


Добавление слов в словосочетании


  1. Подбор существительных к прилагательным.
  2. Игры «Про кого можно сказать», «Подбери словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».


2


Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени


  1. Игры «Подбери слова к цвету», «Угадай кто веселее», «Разложи и расскажи», «Кто лучше», «Расскажи кто как одет»


3


Образование словосочетаний с синонимически близкими словами


  1. Игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи».


4


Образование словосочетаний со словами противоположного значения


  1. Игры «Скажи наоборот», «Вредный попугай», «Хорошо – плохо», «Красивое и безобразное», «Испорченный телефон».


Составление предложений


1


Составление предложений с заданным словом


  1. Игра «Составь предложение».


2


Составление деформированного предложения


  1. Игры «Подружи  слова», «Помоги Незнайке», «Верно – неверно».


3


Распространение предложений с помощью синонимов


  1. Игра «Снежный ком», «Кто скажет лучше», «Подбери красивые слова».


4


Составление предложений с противительным союзом «А»


  1.  Игры «Наоборот», «Вредный Буратино», «Я начну, а ты продолжи».


5


Составление предложений, с союзом «потому что»


  1. Игры «Я начну, а ты продолжи», «Почему так бывает», «Почему и потому».


Обучение рассказыванию


1


Составление рассказов по графическим схемам


  1. Игры «Прочитай письмо», «Напиши письмо другу».


2


Составление рассказов по серии сюжетных картин


  1. Расположение в нужном порядке картинок.
  2. Определение эмоционального состояния героев.
  3. Рассказывание «по цепочке».
  4. Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
  5. Инсценировка рассказа.


3


Составление рассказа по сюжетной картине


  1. Беседа по вопросам.
  2. Рассказ, составленный из ответов детей.
  3. Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
  4. Составление рассказа «по цепочке».
  5. Самостоятельное рассказывание.

Планирование коррекционной работы по развитию эмоциональной лексики в подготовительной группе

Развитие паралингвистических средств общения и интонационной стороны речи


п/п

цель

Блок деятельности


1


Формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние


  1. Мимические средства (мимическая гимнастика).
  2. Пантамимические средства (использование пантамимических этюдов как физминутки и упражнения на релаксацию).
  3. Графические изображения лица.
  4. Цветовая характеристика эмоций.
  5. Игры «Комната смеха», «Через стекло», «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Угадай по описанию», «Зеркало движений», «Рассмеши царевну-Несмеяну», «Обезьянки», «Книга настроений», «Угадай настроение», «Кубик эмоций», «Наседка и цыплята», «Лото настроений», «Собери лицо», «Нарисуй клоуна».


2


Развитие способности понимать свои чувства и чувства других людей


  1. Чтение небылиц «Так бывает или нет», «Обычный, странный», «Разные колеса», «У тебя у самого свой ум» В.Даля.
  2. «Сказки наизнанку», «Яначну, а ты продолжи», «Нравится – не нравится»,  «Хорошо – плохо», «Я думаю-он думает…».
  3. Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения.
  4. Игры «Назови похожее», «Два зеркала», «Детективы», «Здравствуй-прощай», «Чья песенка», «Кто так танцует», «Что тебе снится», «Подбери к мелодии цвет», «Азбука настроений», «Встреча настроений».


3


Формирование воспроизведения ритма речи


  1. Ритмические упражнения. Прослушивание и отстукивание по подражанию разных ритмических рисунков:
  1. Прослушивание изолированных ударов и определение количества ударов, предъявив карточку с записанными на ней соответствующими ритмическими структурами.
  2. Прослушивание серии простых ударов и предъявление карточки.
  3. Прослушивание серии акцентированных ударов и предъявление карточки.
  4. Отстукивание подражая и исключив зрительное восприятие, предъявленных изолированных ударов.
  5. Запись условными знаками предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).
  6. Самостоятельное воспроизведение по предъявленной карточке удары и  

их серии (простые и акцентированные).

  1. Игры «Лягушка скачет», «Пчелка летит»


4


Формирование восприятия выразительности речи


  1. Игры «Сердитый дедушка», «Иностранец», «Кто так говорит», «Какое настроение у ежика», «Какая маска говорит».


5


Использование междометий в экспрессивной речи


  1. Проговаривание с нужной интонацией междометий на материале стихов и историй рассказываемых логопедом.


6


Использование фразы с нужной интонацией в экспрессивной речи


  1. Проговаривание с нужной интонацией предложений сопряженно, отраженно, самостоятельно.
  2. Игры «иностранец», «Подарок», «Мама пришла», «День рождения Маши», «Новая игрушка», «В гостях у Петрушки», «В зоопарке».

 


7


Умение дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи


  1. Диалоги.
  2. Стихотворения.
  3. Игры-драматизации «Три поросенка», «Рукавичка», «Сказка о глупом мышонке», «волк и семеро козлят», «Лиса и волк», «Три медведя» и др.

Формирование эмоциональной лексики


п/п

Цели и задачи

Блок деятельности


Словообразование


1


Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением


  1. Игры «Ласковые имена», «Оденем кукол на прогулку», «Накрой на стол», «Большой – маленький».


2


Образование слов со значением увеличительности (суффикс «ищ»)


  1. Игры «Братец Ик и Братец Ищ», «Гномы и великаны»


3


Образование слов-синонимов


  1. Игры «Слова – друзья», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».


4


Образование слов-антонимов


  1. Игры «Наоборот», «Вредный попугай», «Слова – враги».


5


Образование прилагательных путем чистого или префискального повтора (добрый – добрый, добрый – предобрый)


  1. Игра «У кого больше», «Раскрась слова», «Подбери к цвету слово», «Разложи по цветам».


6


Образование превосходной степени прилагательных (грустный – наигрустнейший)


  1. Игра «У меня столько, а у тебя еще больше».


Образование словосочетаний


1


Добавление слов в словосочетании


  1. Подбор существительных к прилагательным.
  2. Игры «Про кого можно сказать», «Подбери словечко», «Я начну, а ты продолжи», «Кто больше».


2


Образование словосочетаний от прилагательных в сравнительной и превосходной степени


  1. Игры «Подбери слова к цвету», «Угадай кто веселее», «Разложи и расскажи», «Кто лучше», «Расскажи кто как одет»


3


Образование словосочетаний с синонимически близкими словами


  1. Игры «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Слова-друзья».


 4


Образование словосочетаний со словами противоположного значения


  1. Игры «Скажи наоборот», «Вредный попугай», «Хорошо – плохо», «Красивое и безобразное», «Испорченный телефон».


5


Образование словосочетаний путем добавления главного слова к зависимому


  1. Игра «Подбери слово», «Скажи какой», «Я начну, а ты продолжи», «Кто скажет больше», «Укрась слово».


6


Образование словосочетаний путем добавления зависимых слов к главному


  1. Игры «Подбери словечко», «Про кого так говорят», «Загадки - подсказки».


Составление предложений


1


Составление предложений с заданным словом


  1. Игра «Составь предложение», «Прочитай предложение по схеме», «Напиши» предложение».


2


Составление деформированного предложения


  1. Игры «Подружи  слова», «Помоги Незнайке», «Верно – неверно», «Опять двойка».


3


Распространение предложений с помощью синонимов


  1. Игра «Снежный ком», «Кто скажет лучше», «Подбери красивые слова».


4


Составление предложений с противительным союзом «А»


  1.  Игры «Наоборот», «Вредный Буратино», «Я начну, а ты продолжи».


5


Составление предложений с использованием прилагательных в превосходной и сравнительной степени


  1. Игры «Цветик – семицветик», «Расскажи о друге», «Вы поедете на бал», «Готовимся к празднику».


6


Составление предложений, с союзом «потому что»


  1. Игры «Я начну, а ты продолжи», «Почему так бывает», «Почему и потому».


Обучение рассказыванию


1


Составление рассказов по графическим схемам


  1. Игры «Прочитай письмо», «Напиши письмо другу».


2


Составление рассказов по серии сюжетных картин


  1. Расположение в нужном порядке картинок.
  2. Определение эмоционального состояния героев.
  3. Рассказывание «по цепочке».
  4. Составление рассказа, придумывание к нему названия и дополнение его описания предыдущего события.
  5. Инсценировка рассказа.


3


Составление рассказа по сюжетной картине


  1. Беседа по вопросам.
  2. Рассказ, составленный из ответов детей.
  3. Составление плана рассказа с использованием опорных схем, картинок, пиктограмм.
  4. Составление рассказа «по цепочке».
  5. Самостоятельное рассказывание.


4


Творческое рассказывание


  1. Придумывание конца рассказа;
  2. Самостоятельное сочинение рассказов и историй: «Что было дальше», «Сказки наизнанку», «Салат из сказок», «Перевирание сказки», «Сказка-калька».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Основные цели и задачи формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР и способы их реализации в процессе логопедической работы....

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"

Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...

Формирование глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР через использование дидактических игр

При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формир...

Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня на основе развития невербальных и вербальных средств общения. Эта цель реализуется через задачи:1....

Анализ работы по внедрению методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня».

Исследование эффективности применения методики И.Ю. Кондратенко «Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня» в группе компенсирующей напра...