Тема: «Формирование речевого дыхания у детей»
методическая разработка (логопедия) по теме
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov.rech_.dyhaniya.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование речевого дыхания у детей»
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.
Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усвоению рефлекторных связей, положительно влияет на функции нервно-регуляторных механизмов, управляющих дыханием.
Цель коррекционно-логопедической работы: выработать сильную, направленную, длительную, плавную, ротовую воздушную струю.
Ниже предложены варианты разнообразных игр для детей любого возраста. Здесь можно найти игры, как на развитие речевого дыхания, так и на развитие носового дыхания. Преимущество их в том, что все игры без особого труда могут сделать родители малышей в домашних условиях.
Лети, бабочка.
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 4 яркие бумажные бабочки (желтая, оранжевая, малиновая, золотая)
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Взрослый показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Оборудование: одуванчик
Ход игры: Взрослый достает одуванчик, затем показывает, как можно подуть на него, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на одуванчик. Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно - чтобы пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.Так же можно проводить игру на воздухе- на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и подуть на них.
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: китайский колокольчик
Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребенка расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее - звук стал громче.
Воздушный шарик
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол. Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Плыви, кораблик!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: пластмассовый кораблики; таз с водой.
Ход игры: На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш корабль. А теперь ты попробуй. Молодец!Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Буль-буль
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть. Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю! По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Многие дети, которые привыкли пить сок из пакетиков через трубочку, не сразу понимают, что от них требуется, могут начать пить воду (поэтому на всякий случай лучше использовать очищенную питьевую воду). В этом случае сначала стоит предложить подуть через трубочку на кусочек ватки на столе или на ладошку, чтобы почувствовать выходящий из трубочки воздух. Другая из возможных проблем - ребенок может кусать и грызть мягкую трубочку или перегибать ее. В этом случае можно использовать корпус гелевой ручки - прозрачную трубочку из твердой пластмассы. Кроме этого, ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.
Мыльные пузыри
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: мыльные пузыри
Ход игры: Играем с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей.
Аленький цветочек
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажный цветочек.
Ход игры: Перед началом занятия подготовьте бумажный цветок. Предлагается подуть ребенку на лепестки так, чтобы они зашелестели. Давай с тобой подумаем на цветок так, чтоб лепестки зашелестели.
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры сделайтеигрушку-вертушку из бумаги.Предлагаем подуть ребенку на вертушку так, чтоб она закрутилась. Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Замело елочку
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: елочка, снег (из пенопласта), коктейльная трубочка
Ход игры: Ребенку предлагается подуть на пенопласт через трубочку так, чтобы елочка покрылась снегом. Посмотри, какая у нас красивая елочка, а снега на ней совсем нет! Давай подумаем на снег так, чтобы он покрыл нашу елочку.
Мяч в воротах
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: футбольные ворота, бумажный мяч, футболист
Ход игры: Ребенку предлагается подуть на мяч так, чтоб загнать его в ворота. Давай с тобой поиграем в футбол, нужно забить мяч в ворота.
Мельница
Цель: формирование плавного, сильного, длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: ветряная мельница
Ход игры: Ребенку предлагается подуть на ветряное колесо так, чтоб оно завертелось. Какая солнечная сегодня погода, но к сожалению безветренно, а для того чтобы работала наша мельница, нужен ветер. Давай с тобой изобразим его.
Запасливые хомячки
Цель: тренировка носового дыхания.
Ход игры. Взрослый рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи
Рекомендации для родителей и педагогов...
Формирование речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие дыхания у детей....
"Формирование речевого дыхания у детей с нарушением звукопроизносительной стороны речи".
Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений....
Дыхательная гимнастика как основа формирования речевого дыхания у детей с нарушениями речи.
Работа над речевым дыханием является крайне важной при организации коррекционного процесса учителем-логопедом. Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. По...
Практическая реализация коррекционных технологий по формированию речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Речевое дыхание – способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе....
Формирование речевого дыхания у детей с нарушением речи(Здоровьесберегающая технология)
Речь-высшая псхическая функция человека.Так можно ли говорить о здоровье ребенка, если одна из важнейших психических функций нарушена?Объектом деятельности логопеда в условиях ЦВЛ "Детская психиа...
Формирование речевого дыхания у детей с ТНР, как основа логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Материал предназначен для родителей и воспитателей....