Конспект интегрированного занятия для детей логопедической группы.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Совместная деятельность музыкального руководителя и логопеда с детьми с нарушением речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_logopedicheskoy_gruppe.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе
на тему: «Зима – Пекариха»
Программное содержание:
- побуждать детей рассуждать, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, аргументировано высказываться;
- закреплять у детей знания о зимнем времени года, о зимующих птицах;
- развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляцию у детей;
- закреплять правильное произношение звуков в стихах и чистоговорках;
- продолжать учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах и словах;
- развивать музыкальный звуковысотный тембровый динамический слух;
- продолжать развивать умение сочетать выполнение движений с речевым сопровождением и ритмом дыхания;
- развивать у детей умение произносить звукоподражания в медленном и быстром темпе, высоко и низко под музыку и без неё.
Оборудование:
Фонограмма музыкального отрывка с топотом копыт; спокойная, мелодичная музыка для фона; презентация слайдов с изображением: зимнего пейзажа и скачущей тройки, домик Зимы, синица, воробей, снегирь, заяц, лиса, дети, лепящие снеговика, снеговик; деревянные ложки; колпачок и нос для снеговика; снежок; мольберт; проектор и экран; схема радиограммы; пирог и сушки для угощения.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, беседы с детьми о зимнем времени года, о зимних явлениях природы, зимующих птицах, разучивание музыкального материала.
Ход занятия.
Звучит мелодия песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи», на экране слайд №1.
Дети встают друг за другом и на «саночках» въезжают в зал, останавливаются возле своих мест и садятся.
Муз. рук. (в руках снежок): Закружилась метель во дворе, задул холодный северный ветер,
Зима снежной бахромой украсила деревья и кусты, надела на дома снежные
шапки. Но дети всё равно идут гулять на улицу, катаются на лыжах, санках,
коньках, лепят снеговиков.
Как вы думаете, ребята, почему говорят, что зима – это хорошо!
(дети размышляют и отвечают, передавая друг другу снежок, означающий очерёдность ответа.)
Дети (поочерёдно): Я думаю, зима хорошо, потому что…(мне нравится зимой…; я люблю зиму за то, что…)
Варианты ответов:
- зимой очень красиво, когда лежит снег;
- зимой можно кататься на коньках, лыжах;
- природа зимой отдыхает; трава, деревья и другие растения находятся в состоянии покоя – «спят»;
- без снега не будет хорошего урожая, т.к. снег не только защищает растения в сильные морозы, но и даёт им влагу весной и т.д.
Муз. рук: Да, ребята, вы правильно сказали, что зима приносит много радости, она очень
нужна окружающей природе и нам с вами.
Как – то раз на телеге с мукою
Проезжала зима над рекою.
(На экране показывается слайд с изображением тройки лошадей).
Запряжены в телегу белоснежные кони.
Давайте, отправимся вслед за Зимой.
( на экране слайд с изображением зимнего пейзажа и мчащейся тройки)
Дети встают в рассыпную по залу. Проводится речевая игра «Едем на лошадке» автор Т. Тютюнникова.
Едем, едем на лошадке
По дороге зимней, гладкой.
(дети цокают языком)
Санки скрипят,
(произносят «Ш! Ш!...»)
Бубенчики звенят
(«Динь – динь! Динь – динь!» в высоком регистре)
Дятел стучит,
(«Тук – тук! Тук – тук!» в среднем регистре)
Вьюга свистит,
(звук [с] на продолжительном выдохе, то вытягивая губы трубочкой, то раздвигая их в стороны)
Белка на ёлке
Орешки грызёт
(«Ц! Ц! Ц!» коротко и остро)
Рыжая лисичка
Зайца стережёт.
(«Ф…Ф…» сердито и энергично)
Холод, холод,
Стужа, стужа.
(«Бр – р…»)
Снег пушистый
Кружит, кружит…
(«О-о-о» несколько раз поднимаясь на одном дыхании в верхний регистр и опускаясь в нижний)
Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:
(дети цокают языком)
С горки – ух!
(«У – ух!» делают глиссандо с верхнего звука до нижнего)
В ямку – бух!
(«Бух!» в нижнем регистре)
Приехали!
Садятся на места.
Муз. рук: Веселится Зима – спозаранок
Напеку я блинов да баранок,
Да залягу под ясень, да буду
Есть одна их по целому пуду!...
Вдруг задели за ветер колёса,
И свалилась телега с откоса.
Полетела с телеги мука,
И на землю упали снега.
- Нет, - подумала Зима.-
Была я, видно, не права:
Надо, чтоб на пироги,
Ко мне гостьюшки пришли.
Логопед: Стала зима думать, кого можно пригласить на пироги.
Видит: сидит на крыше дома синичка – невеличка.
(здесь и далее на экран проецируется изображение птиц: синички, воробья, снегиря)
Дети поочерёдно рассказывают четверостишья.
- Скачет шустрая синица
Ей на месте не сидится.
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок.
- Воробушек – пташка
Серая рубашка.
Откликайся воробей
Вылетай – ка не робей.
- Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом
Тут как тут!
Логопед: Увидела Зима зайца.
Заяц только услышал про пироги и баранки, сразу стал облизываться.
Вот так. (выполняют круговые движения языком).
( на экране появляется изображения зайца, вслед за которым появляется изображение лисы).
Позвала Зима и хитрую лису.
Чистоговорка «Лиса».
Са – са – са – идёт рыжая лиса. (дети по очереди мягко вытягивают вперёд руки)
За – за – за – щурит хитрые глаза. (прикасаются указательными пальцами к уголкам глаз)
Ицу – ицу – ицу – мы заметили лисицу. (приставляют ладонь ко лбу)
Се – се – се – подошли мы к лисе. («проходятся» пальчиками по бёдрам).
Логопед: Оглянувшись вокруг Зима заметила ребятишек, лепящих снеговика.
(На экран проецируется изображение детей лепящих снеговика)
Проводится пальчиковая игра «Снеговик».
Логопед: Давай, дружок,
Смелей, дружок!
(зовёт детей, машет руками)
Кати по снегу
Свой снежок.
( дети, наклонившись и опустив руки вниз, имитируют скатывание снежного кома, встают в рассыпную)
Он превратится
В толстый ком
(разводят руки в стороны, показывая величину кома)
И станет он Снеговиком.
(ставят руки на бока, выполняют повороты корпуса влево и вправо)
Его улыбка, так светла!
( выставляют руки вперёд, затем разводят в стороны)
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(показывают ладонями на голову, приставляют руки к носу «буратино», одна рука на поясе, второй имитируют метлу)
Он песню с нами запоёт
(качают головой влево, вправо)
И в гости весело пойдёт!
(шагают на месте, перестраиваются в круг)
(На экране слайд с изображением снеговика)
Логопед: Ребята, а давайте оживим снеговика!
Для этого нам нужно сказать волшебные слова:
«Трек – трак – трик, оживи наш снеговик!»
Дети: Трек – трак – трик, оживи наш снеговик!»
Проводится музыкально – ритмическая игра «Снеговик Егорка» (дети стоят по кругу, в центре стоит ребёнок – снеговик).
Лихо, сдвинув набекрень
Старое ведёрко,
Прислонился на плетень
Снеговик Егорка.
(дети, взявшись за руки, идут по кругу)
У него пылает нос
Весело и ярко.
(останавливаются, приставляют руки к носу, показывая длинный нос)
На дворе стоит мороз,
(скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам)
А Егорке жарко.
(вытягивают руки вперёд)
Приглашает он ребят
(манят руками)
Прокатиться с горки.
(поднимают обе руки вверх и опускают вниз)
Глазки весело блестят,
Радостно Егорке.
(руки на поясе, качают головой из стороны в сторону)
Раз – два! Раз – два – три!
(хлопают в ладоши)
Нас, Егорка, догони!
(хлопают ладошками по коленкам)
Дети разбегаются, «Снеговик Егорка» их догоняет.
Снеговик выходит в центр зала, здоровается с детьми, картавя и шепелявя.
Логопед: Ой, ребята, что – то я совсем ничего не понимаю, что сказал нам снеговик?
Давайте мы ему поможем и научим, как нужно правильно говорить,
Покажем ему, какие мы внимательные.
Проводится упражнение на дифференциацию звуков [c] и [ш] в слогах и словах.
Ша – са, шу – су, аш – яс, ош – ос, шо – со, ши – сы, уш – ус, са – ша, су – шу, яш – аш,
ши – ис, со – шо, сы – ши, еш – ес.
- Молодцы, а теперь слова:
Шайка – сайка, шок – сок, шут – суд, шитый – сытый, шутки – сутки, шип – сип, пошёл – посол.
Саша – саша – саша (ударение на второй слог) сошо – сошо – сошо.
- Ребята, скажите, а какие звуки вы слышали чаще?
Дети: [c] и [ш].
- Дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам.
Дети дают характеристику: [c] – согласный, глухой, твёрдый, мягкий, парный.
[ш] - согласный, глухой, твёрдый, парный.
Логопед: А теперь давайте, вместе со Снеговичком расскажем чистоговорку про наш язычок.
Снеговик выходит со своего места и проговаривает за детьми чистоговорку, радуясь тому, что научился говорить.
Дети: Язык вверх – ша – ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са – са,
Сахар, масло, колбаса.
Снеговик протягивает радиограмму.
Снеговик: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться в этой радиограмме.
Мне очень важно знать какая погода нас ожидает в ближайшее время.
Логопед: Конечно же, мы поможем тебе, дорогой Снеговичок!
(показывает карточки) Стрелочка вверх указывает на звук [ш],
а стрелочка вниз указывает на звук [c].
Дети расшифровывают «радиограмму».
- Молодцы, правильно расшифровали радиограмму и вот, что получилось:
«В ближайшее время нас ожидает снег, метель, понижение температуры».
Муз. рук: А между тем, Зима принялась за дело: замесило тесто,
растопила печь. А как вы думаете, из какой муки пекла Зима пироги?
Дети: Из снежной, белой, пушистой, ледяной.
Муз. рук: Птицы, узнав о приглашении и услышав треск брёвен в печи
застучали своими крепкими клювами, прося пирогов.
Проводится игра «Ритмическое эхо» ( дети под стульчиками берут деревянные ложки).
- Сначала Синички - невелички!
(заданный педагогом ритм прохлопывает первая группа детей)
- Потом воробушки пташки!
(ритм прохлопывает вторая группа детей)
- И наконец, чернокрылые, красногрудые снегири!
(третья группа детей прохлопывает заданный ритм)
- Затем все птицы разом застучали своими клювами, прося пирогов!
(все три подгруппы прохлопывают ритмический рисунок, заданный педагогм)
Логопед: Скоро, скоро будут пироги готовы!
Дети выбегают со своих мест и встают в рассыпную.
Проводится музыкальная пальчиковая игра «Пироги пшеничные».
Мы печём пшеничные
Пироги отличные.
(«пекут пирожки» прижимают неплотно ладони друг к другу то сверху, то снизу)
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(поднимают вверх плечи и разводят руки в стороны)
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
( поднимают руки вверх, загибают поочерёдно на руках пальцы, начиная с мизинца)
И другие, все, кто может,
(манят руками)
Пусть приходят с ними тоже.
(вытягивают руки вперёд, слегка наклонившись)
Тесто замесили мы,
(разминают пальцами бёдра)
Сахар не забыли мы,
(быстро перебирают пальцами» сыплют сахар»)
Пироги пшеничные
(прижимают неплотно ладони друг к другу)
В печку посадили мы.
(вытягивают прямые ладони вперёд, прикасаясь их боковой частью друг к другу)
Печка весело горит,
(руки вверху быстро шевелят пальцами «огонь»)
Наша мама говорит:
(руки перед грудью полочкой)
- Крошки, что останутся,
(«крошат крошки»)
Птичкам всем достанутся!
(стучат пальцами по коленям)
Логопед (выносит пирог и баранки): Угощайтесь дорогие дети пирогами, а наши гости сушками. Давайте похвалим и поблагодарим Зимушку за вкусное угощение.
Дети: Спасибо Зима – рукодельница, Зима – искусница!
Муз. рук: Повеселившись, гости отправились по домам: птицы улетели, снеговик убежал,
а ребята уехали на лыжах.
Дети уходят из зала, подражая движениям лыжников под мелодию из песни «Кабы не было Зимы».
Использованная литература:
1.М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия. М., 2007 г.
2. Т. Тютюнникова «Бим! Бам! Бом!» сто секретов музыки для детей СПб., 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе по изодеятельности по теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах»
Конспект интегрированного занятияв старшей логопедической группе по изодеятельностипо теме «Головные уборы» - «Шапка для кота в сапогах» Программное содержание: Поддерживать у детей потребность в ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Путешествие в осенний парк»...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: "Чудесный мир красок"
Формирование умения использовать цвет, как средство выразительности, при создании художественного образа....
Конспект интегрированного занятия в средней логопедической группе "Путешествие в сказку"
Интегрированное занятие в средней логопедической группе, направленное на обучение детей устанавливать соотношения между предметами по длине, ширине, высоте, закреплять знания о геометрических фигурах,...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе на тему: "Как дети лесной фее помогали" (лексическая тема "Насекомые")
Цель: закрепление у детей умений проводить слоговой анализ слов; развитие связной речи путем составления различных видов предложений.Задачи:пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматическо...
Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Предлагаемое занятие для детей логопедических групп. Будет полезно для педагогов дошкольных учреждений....
Конспект интегрированного занятия для детей логопедических групп (логоритмика, бумагокручение, художественное творчество). Тема «Зима»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающими в логопедических группах....