Картотека заданий логопеда воспитателю во второй младшей группе (по Н.В. Нищевой)
материал по логопедии (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Октябрь. 1-я неделя. «Семья»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Споем вместе» [Пение гласных звуков с опорой на картинки].
Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением плачущей девочки и показывает, как девочка плачет: «А-а-а». Затем предлагает детям показать это всем вместе. Если у детей есть желание, они могут по одному показать, как плачет девочка. Далее воспитатель предлагает успокоить девочку и показать ей картинки с игрушками. Проводится работа с картинками, на которых изображены рычащий мишка (о-о-о), паровозик (у-у-у), лошадка (и-и-и).
Игра «Что звучит?» [Развитие слухового внимания. Дифференциация двух звучащих игрушек].
Воспитатель показывает детям картинку с изображением семьи, показывает и называет членов семьи, обращает внимание на погремушку и собачку-пищалку в руках детей. Достает из коробки эти игрушки и демонстрирует, как они звучат. Затем предлагает детям подержать игрушки в руках и поиграть на них, назвать их. Если в подгруппе есть неговорящие дети, нужно подготовить и картинки с изображениями данных игрушек и соотнести изображения с игрушками. После этого педагог прячет игрушки за ширму и играет на них по очереди. Дети называют звучащие игрушки или показывают их на картинках.
Подвижные игры и упражнения
Пальчиковая гимнастика «Семья».
[Развитие мелкой моторика, подражательности].
Папа, мама, брат и я — Правой рукой дети загибают по одном
пальцу на левой руке.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый
кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальну
на правой руке.
Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок
правой руки.
Русская народная игра «Ладушки»
[Создание эмоционально-положительного фона, развитие подражательности, ручной моторики].
Ладушки, ладушки, Хлопаем в ладоши.
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Кыш! Кыш! Полетели!
На головку сели! Кладем ладони на голову.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки: «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки..." «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор...»
Е.Благинина «Аленушка», З.Александрова «У нас в квартире*. А. Шлыгин «По дороге в детский сад», С. Капутикян «Маша не плачет», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Д. Габе «Моя семья», «Мама», «Братик».
Октябрь. 2-я неделя. «Игрушки»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Укачай куклу» [Уточнение артикуляции гласных звуков. Преодоление твердой атаки голоса].
Воспитатель показывает детям картинку, на которой мама укачивает ребенка, и изображает, как мама поет малышу песенку: «А-а-а»
Затем воспитатель раздает детям кукол и предлагает укачать их, спев песенку: «А-а-а».
Игра «Парные картинки» [Развитие зрительного восприятия. Расширение словаря по теме «Игрушки». Пополнение атрибутивного словаря прилагательным такой же].
Воспитатель раздает детям картинки с изображением игрушек, называет их, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем на стол выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. Воспитатель хвалит детей и еще раз называет игрушки, изображенные на картинках.
Подвижные игры и упражнения
Упражнение «Гном». Развитие подражательности, общей моторики
Дождик, дождик за окном. Четыре ритмичных
прыжка на обеих ногах,
держа руки на поясе.
Под дожем остался гном Приседаем.
Поскорей кончайся, дождик, Встаем, смотрим вверх,
тянем вверх руки.
Мы гулять идти не можем. Идем по кругу, взявшись за
руки.
Октябрь. 3-я неделя. «Игрушки»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Покажи» [Развитие оптико-пространственной функции, обучение соотнесению предмета с его словесным обозначением. Пополнение атрибутивного словаря прилагательными большой и маленький].
Воспитатель кладет на стол большой и маленький кубики, показывает их детям и называет, выделяя голосом слова большой и маленький. Затем педагог предлагает детям по очереди показать сначала большой, а потом маленький кубик, и если речевые возможности детей позволяют, назвать их.
Аналогично проводится работа с большим и маленьким мишками.
Игра «Что прибавилось?» [Развитие зрительного восприятия и внимания, пополнение словаря по теме].
Воспитатель ставит на стол две игрушки и называет их. Потом предлагает детям рассмотреть и потрогать игрушки, показать и назвать их, если речевые возможности позволяют. После этого педагог закрывает игрушки ширмой и добавляет еще одну игрушку. Убрав ширму, воспитатель предлагает детям показать и назвать игрушку, которая появилась.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Мяч» [Развитие координации движений, ловкости, общей моторики. Формирование умения договаривать слова, словосочетания].
Это мяч, круглый мяч, «Рисуем» руками большой круг.
Красный мяч, гладкий мяч. Два раза «рисуем» полукруг.
Любит мячик прыгать вскачь. Четыре ритмичных прыжка на
обеих ногах руки на поясе.
Вот так мяч, круглый мяч. «Рисуем» руками большой круг.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
А. Барто «Игрушки», О. Высотская «Детский сад», Е. Ильина «Игрушки», Л. Толстой «Был у Пети и Миши конь...», Н. Нищева «Сказка про игрушки».
Октябрь. 4-я неделя. «Части тела и лица»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Покажи на себе» [Обучение соотнесению предмета со словом. Формирование словаря по теме «Части тела и лица»].
Воспитатель демонстрирует детям большую куклу, показывает на ней и называет части тела и лица: голову, руки, ноги, спину, живот, глаза, уши, нос, рот. Затем по просьбе педагога дети показывают и называют эти же части тела и лица на себе.
Упражнение «Топай, как я» [Формирование внимания к неречевым звукам. Развитие чувства ритма].
Воспитатель встает напротив детей, лицом к ним, обращает внимание детей на свои ноги. Просит внимательно смотреть и слушать, как он будет топать. Дети смотрят, слушают и повторяют упражнение за воспитателем:
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Это я» [Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова или словосочетания].
Это глазки. Вот. Вот. Показываем сначала левый,
потом — правый глаз.
Это ушки. Вот. Вот. Беремся сначала за левое ухо,
потом — за правое.
Это нос. Это рот. Левой рукой показываем рот,
правой — нос.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину,
правую — на живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп. Протягиваем обе руки, два раза
хлопаем.
Это ножки. Топ, топ. Кладем ладони на бедра, два
раза топаем.
Ой, устали. Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки «Катя, Катя маленькая», «Потягунушки, потягунушки», «Большие ноги шли по дороге». З.Александрова «Топотушки», Е.Благинина «Как у нашей дочки...»
Ноябрь. 1-я неделя.
«Туалетные принадлежности»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Вымой руки» [Формирование гигиенических навыков. Обучение работе по элементарной схеме-алгоритму. Расширение глагольного словаря].
Воспитатель приглашает детей в умывальную комнату и предлагает рассмотреть алгоритм мытья рук. Педагог показывает картинки и рассказывает:
«На этой картинке нарисованы грязные руки. Грязные руки нужно вымыть. На следующей картинке — кран. Нужно подставить руки под струю воды и хорошо намочить их. На этой картинке — мыло. Нужно намылить руки. На следующей картинке — опять кран. Нужно смыть мыло. И на последней картинке — полотенце. Нужно хорошо вытереть руки».
Далее воспитатель предлагает детям вымыть руки, следуя схеме. Дети моют руки, а воспитатель комментирует их действия.
Упражнение «Мыльные пузыри» [Воспитание правильного физиологического дыхания, выработка направленной воздушной струи].
Педагог раздает детям игрушки «Мыльные пузыри», показывает, как нужно правильно дуть на рамку, предлагает выполнить упражнение, следит, чтобы дети не поднимали плечи и не раздували щеки. Упражнение выполняется не более трех раз, чтобы избежать голово кружения у детей.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Умывалочка» [Развитие общей моторики, координации движений. Формирование умения договаривать слова и словосочетания. Развитие подражательности].
Воспитатель произносит текст и выполняет движения, дети, подражая ему, стараются выполнять движения так же.
Мы намылим наши ручки, Круговыми движениями трем
одну ладошку о другую.
Раз, два, три. Раз, два, Три. Два раза выполняем по три
ритмичных хлопка.
А над ручками, как тучки, Выбрасываем руки вверх.
Пузыри, пузыри. Четыре ритмичных прыжка
на обеих ногах, держа руки на
поясе.
Подвижная игра «Зубная щетка» [Развитие ручной моторики, координации движений].
Эта щетка для Андрейки, По два движения указательным
пальцем правой руки вдоль правой
щеки, потом — вдоль левой.
Чисти зубки поскорей-ка. Четыре движения горизонтально
расположенным указательным
пальцем правой руки вверх-вниз.
Раз, Два, три. Раз, два, Три. Движения указательным пальцем
правой руки вдоль губ.
Вот так зубки! Посмотри! Упражнение «Улыбка».
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки «Водичка, водичка, умой мое личико», «Расти, коса», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Капутикян «Хлюп-хлюп».
Ноябрь. 2-я неделя. «Одежда»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Парные картинки» [Развитие зрительного внимания. Формирование словаря по теме. Расширение атрибутивного словаря прилагательным такие же].
Воспитатель раздает детям и называет картинки по теме «Одежда». Дети рассматривают и по возможности называют картинки. Воспитатель раскладывает второй комплект картинок и предлагает детям выбрать такие же картинки, как у них уже есть. Дети выполняют задание, воспитатель хвалит их и еще раз называет картинки.
Работа по сюжетной картинке [Обучение пониманию вопросов. Расширение словаря по теме].
Воспитатель демонстрирует детям сюжетную картинку и комментирует ее: «Катя надевает куртку. Вова надевает шапку».
Затем задает детям вопросы:
- Кто это?
- Это Катя.
- Что Катя делает?
- Надевает.
- Что Катя надевает?
- Катя надевает куртку.
- Кто это?
- Это Вова.
- Что Вова делает?
- Надевает.
- Что Вова надевает?
- Шапку.
Подвижные игры
Подвижная игра «Платье» [Развитие обшей моторики, координация речи с движением. Развитие подражательности].
Воспитатель произносит текст и выполняет движения.
Это платье для Наташки — Четыре ритмичных поворота
вправо-влево, руки на поясе.
Красные горошки. Четыре ритмичных прыжка на
обеих ногах.
А на платье два кармашка, Дети «рисуют» на животике два
кармашка.
Спрячем в них ладошки. Прикладывают обе ладошки к
животику.
Ноябрь. 3-я неделя. «Одежда»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Соберем па прогулку» [Закрепление умения выполнять двухступенчатую инструкцию. Формирование словаря по теме].
На столе стоит кукла и лежит комплект одежды для нее. Воспитатель дает всем детям по очереди по одному заданию:
- Возьми пальто и надень на куклу.
- Возьми шапку и надень на куклу.
- Возьми шарф и повяжи кукле.
- Возьми сапоги и надень на куклу.
Работа с разрезными картинками [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями одежды, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают аналогичные разрезанные картинки. Педагог просит малышей собрать картинки, чтобы они стали целыми.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Брюки» [Развитие координации движений, координация речи с движением, закрепление умения договаривать за педагогом слова и словосочетания].
Воспитатель выполняет движения и произносит текст.
Эти брюки для Илюши Дети по два раза топают сначала
правой, потом левой ногой.
Сшила бабушка из плюша. Показывают, как бабушка шила брюки.
Ходит в них гулять Илья, Идут по кругу, взявшись за руки.
Он большой, как ты и я. Поднимают руки вверх, тянутся на
носочках.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
З.Александрова «В рукавичках маленьких...», Е. Благинина «Вот какая мама!», Ф. Левстик «Кто сшил Видеку рубашку?».
Ноябрь. 4-я неделя. «Обувь»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Парные картинки» [Формирование словаря по теме. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениям обуви, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. Воспитатель еще раз называет картинки и поощряет тех детей, которые тоже это делают.
Упражнение «Поручение» [Закрепление умения выполнять двухступенчатую инструкцию. Формирование словаря по теме].
Воспитатель предлагает детям пойти в раздевалку и выполнить его задания:
- Возьми свои тапки и поставь под стул.
- Возьми свои кроссовки и поставь под скамейку.
- Возьми свои чешки и надень их.
- Возьми тапки и поставь их в шкафчик.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Тапки» [Развитие координации движений, координация речи с движением, закрепление умения договаривать отдельные слова и словосочетания].
Дети выполняют движения вместе с воспитателем и договаривая за ним слова и словосочетания.
Это тапки для Антошки, По два раза ритмично топают
каждой ногой.
Чтобы в них не мерзли ножки. Выполняют четыре ритмичных
прыжка на обеих ногах.
Топ-топ- топотушки, По два раза ритмично топают
каждой ногой.
Что за тапки? Как игрушки! Сначала левую ногу ставят
на носок, потом — на пятку,
затем — правую.
Декабрь. 1-я неделя. «Обувь»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: на трех из них изображена обувь, а на одной — одежда. Педагог объясняет детям, что картинка с изображением одежды лишняя, потому что одежду надевают на тело, а обувь — на ноги. Затем на наборное полотно выставляется аналогичный комплект, и дети сами находят лишнюю картинку. Так проводится работа с тремя комплектами.
Упражнение «Подбери обувь» [Закрепление знания детьми четырех основных цветов, умения соотносить цвета и называть их. Закрепление в пассивном словаре прилагательного такие же].
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями девочек в красном, синем, зеленом и желтом комбинезонах, предлагает детям рассмотреть картинки, показать сначала девочку в красном комбинезоне, потом — в синем, потом — в зеленом и наконец — в желтом. Если речевые возможности детей позволяют, они называют цвет комбинезонов.
Затем воспитатель раскладывает на столе картинки с изображениями обуви четырех основных цветов и просит детей подобрать каждой девочке обувь того же цвета, что и комбинезон. Когда дети выполнят задание, воспитатель подчеркивает, что у девочек сапожки такие же, как и комбинезоны.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Ботинки» [Координация речи с движением. Формирование умения договаривать слова и словосочетания].
Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним слова и словосочетания.
Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично
топаю каждой ногой.
Не ботинки, а картинки. Четыре ритмичных прыжка
на обеих ногах.
Чтобы в них гулять ходить, Ходьба по кругу друг за другом.
Бегать, прыгать и шалить. Бегут, делают два прыжка,
топают обеими ногами.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Русские народные потешки «Валенки, валенки...», «Топ-топ». 3. Александрова «Топотушки», А. Барто «Башмаки», Е. Благинина «Я умею обуваться».
Декабрь. 2-я неделя. «Мебель»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: на трех из них изображена мебель, а на одной — игрушка. Педагог объясняет детям, что картинка с изображением игрушки лишняя. так как игрушка сделана для игры, а с мебелью — нет. Затем на наборное полотно выставляется аналогичный комплект, где лишней может быть картинка с изображением обуви или одежды, и дети сами находят лишнюю картинку. Так проводится работа с четырьмя комплектами картинок.
Упражнение «Парные картинки» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме. Формирование грамматического строя речи (множественное число имен существительных)].
Воспитатель раздает детям картинки с изображениями мебели и называет их, затем предлагает детям назвать по одной картинке: стол, кровать, шкаф, диван. Затем на стол выкладывается второй комплект картинок.Дети получают задание выбрать такие же картинки, какие у них уже есть, и назвать их: столы, кровати, шкафы, диваны.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Кроватка» [Координация речи с движением формирование умения договаривать слова и словосочетания].
Вот Кирюшкина кроватка, Дети разводят руки в стороны.
Чтобы спал Кирюшка сладко, Приседают, кладут сложенные ладони
под левую щечку.
Чтоб во сне он подрастал Медленно поднимаются.
Чтоб большим скорее стал. Встают на носочки, тянутся руками
вверх.
Декабрь. 3-я неделя. «Мебель»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Отвечай» [Работа по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи].
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки, предлагает детям рассмотреть их и комментирует:
- Это Катя. Это кровать. Катя спит.
- Это Митя. Это стул. Митя сидит.
- Это Вова. Это диван. Вова лежит. Затем отрабатывается диалог:
- Кто это?
- Это Катя.
- Что это?
- Это кровать.
- Что Катя делает?
- Катя спит.
- Кто это?
- Это Митя.
- Что это?
- Это стул.
- Что Митя делает?
- Митя сидит.
- Кто это?
- Это Вова.
- Что это?
- Это диван.
- Что делает Вова?
- Вова лежит.
Упражнение «Парные картинки» [Формирование словаря по теме. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями мебели, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, какие у них уже есть. Воспитатель еще раз называет картинки и хвалит детей, которые делают то же самое.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Стул» [Координация речи с движением. Формирование умения договаривать за воспитателем слова и словосочетания].
Дети выполняют движения, подражая педагогу, и договаривают за ним отдельные слова и словосочетания.
Это стул. Сиденье, спинка, К прямой правой ладони дети
присоединяют согнутую левую,
чтобы получился стульчик.
А на спинке две картинки, Показывают два пальца на
правой руке
А еще четыре ножки, Показывают по два пальца на
обеих руках.
Чтоб сидеть под стулом кошке. Приседают, делают из ладоней
«ушки».
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Венгерская народная песенка «Рано в кровать...». З.Александрова «Прятки», П. Воронько «Спать пора», Н. Нищева «Сказка про кроватку».
Декабрь. 4-я неделя. «Новый год. Елка»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Елочные игрушки» [Работа по предметным картинкам Формирование словаря по теме. Уточнение произношения согласных звуков].
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображениями елочных игрушек: барабана, дудочки, часов. Предлагает детям послушать и повторить звуки, которые производят эти игрушки. Барабан: «бум-бум-бум», дудочка: «ду-ду-ду», часы: «тик-так».
Работа с разрезными картинками. [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениям: елочных игрушек, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают аналогичные разрезанные картинки. Воспитатель просит малышей собрать картинки, чтобы они стали целыми, еще pаз называет их, побуждает малышей к называнию картинок.
Подвижные игры и упражнения
Упражнение «Елочка» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].
Наша елочка-краса Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Поднялась под небеса. Останавливаются, тянутся рукам вверх.
Стройная Красавица Опять идут по кругу, взявшись за руки
Всем ребятам нравится.
Упражнение «Синий шар» [Развитие координации движений. Формирование умения договаривать строчки за педагогом].
Синий шар купили Светке. Дети показывают руками круг.
Ах, какой красивый! Качают головами, изображают восторг.
Он теперь висит на ветке Запрокидывают голову, смотрят наверх.
И похож на сливу. Приседают.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Е. Ильина «Наша елка», О. Высотская «Елочка», Я. Аким «Елка наряжается», Н. Нищева «Сказка про елочные игрушки».
Январь. 3-я неделя. «Продукты питания»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Пить—есть» (с картинками) [Формирование грамматического строя речи, обучение употреблению глаголов буду пить, буду есть].
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями продуктов питания и объясняет, что они должны подумать и сказать, будут есть или пить этот продукт:
- Сок.
- Буду пить.
- Суп.
- Буду есть. И т. п.
Упражнение «Отвечай» [Работа по сюжетным картинкам. Развитие диалогической речи].
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки, предлагает детям рассмотреть их и комментирует:
— Это Инна. Инна ест суп.
Это Гена. Гена пьет сок.
Это Дима. Дима ест кашу.
Затем отрабатывается диалог:
- Кто это?
- Это Инна.
- Что Инна делает?
- Инна ест суп.
- Кто это?
- Это Гена.
- Что делает Гена?
- Гена пьет сок.
- Кто это?
- Это Дима.
- Что Дима делает?
- Дима ест кашу.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Каша» [Координация речи с движением. Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания].
Эта каша для Любаши, Дети держат перед собой руки,
сложенные «ковшиком».
Пар над кашей поднялся. Тянутся руками вверх.
Где же каша? Пожимают мечами.
Нету! Вся! Отрицательно качают головой,
а потом машут рукой.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки «Кот на печку пошел», «Пошел котик на Торжок», «Люли, люшеньки, люли...», «Сорока кашу варила», русская народная сказка «Колобок».
Л.Толстой «Тетя дала Варе меду...», З.Александрова «Вкусная каша».
Январь. 4-я неделя. «Посуда»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: на трех из них изображена посуда, а на одной — игрушка. Объясняет детям, что картинка с изображением игрушки лишняя, потому что с игрушкой можно играть, а с посудой — нет. Затем на наборное полотно выставляется аналогичный комплект, где лишней может быть картинка с изображением обуви или одежды, и дети сами находят лишнюю картинку. Так проводится работа с четырьмя комплектами картинок.
Игра с мячом «Для чего?» [Формирование словаря по теме. Развитие речевого слуха. Формирование умения бросать и ловить мяч].
Воспитатель объясняет детям, что будет бросать каждому из них по очереди мяч и называть какой-то предмет посуды, они должны поймать мяч и сказать, что будут делать с помощью этого предмета:
- Чашка.
- Буду пить.
- Тарелка.
- Буду есть.
- Нож.
- Буду резать.
- Сковородка.
- Буду жарить.
- Поварешка.
- Буду наливать суп.
Подвижные игры и упражнения
Упражнение «Тарелка» [Координация речи с движением. Формирование умения договаривать словосочетания за воспитателем. Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания].
Вот тарелка для Валерки — Рисуют руками большой круг.
Желтые колечки. Рисуют указательными пальцами
маленькие круги.
Для котлеты, для пюре, Загибают на левой руке пальчики
правой рукой, начиная с большого.
Для блинов и для гречки.
Февраль. 1-я неделя. «Посуда»
Логопедические пятиминутки
Игра «Накроем на стол» [Формирование навыков самообслуживания. Расширение словаря по теме. Обучение выполнению двухступенчатых инструкций].
Воспитатель предлагает детям пригласить в гости кукол и накрыть для них праздничный стол. Дети накрывают кукольный столик белой скатертью и выполняют инструкции воспитателя:
- Возьми тарелки и поставь их на стол.
- Возьми вилки и положи их рядом с тарелками.
- Возьми ложки и положи их около вилок.
- Возьми стаканы и поставь их перед тарелками.
Когда стол накрыт, воспитатель предлагает детям посадить кукол вокруг стола и положить на тарелки угощение для них. Дети могут поиграть с куклами.
Игра с мячом «Один и два» [Расширение словаря (числительные один и два). Формирование грамматического строя речи (употребление *ен существительных единственного и множественного числа в именительном падеже)].
Воспитатель предлагает детям построиться в круг и объясняет, что будет бросать каждому по очереди мяч и называть один предмет посуды. Тот, кому бросили мяч, должен поймать его и назвать уже два предмета:
- Один стакан.
- Два стакана.
- Одна ложка.
- Две ложки.
- Одна тарелка.
- Две тарелки.
- Один нож.
- Два ножа.
- Одна вилка.
- Две вилки.
- Одна чашка.
- Две чашки.
Подвижные игры и упражнения
Игра «Чашка» [Координация речи с движением. Совершенствование умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети выполняют движения, подражая воспитателю, и договаривают за ним словосочетания.
Чашка синяя для Мити, Присели, правая рука на поясе,
как ручке чашки.
Чтобы чаю мог попить он, Встали, загибают пальчики
правой руки левой рукой на
каждое название.
Соку, сливок, лимонаду. Показывают, как украшают
чашку точками
Нам украсить чашку надо.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Русская народная сказка «Три медведя».
Н. Нищева «Сказка про большую синюю чашку».
Февраль. 2-я неделя. «Домашние птицы»
Логопедические пятиминутки
Работа с разрезными картинками [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса, уточнение звукопроизношения в звукоподражаниях].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями домашних птиц, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают аналогичные разрезанные картинки. Воспитатель просит малышей собрать картинки, чтобы они стали целыми, и еще раз назвать их. Можно предложить детям вспомнить, какие звуки издают изображенные на картинках птицы.
Игра с мячом «Кто как голос подает?» [Уточнение произношения в звукоподражаниях, закрепление умения бросать и ловить мяч].
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч всем по очереди и называет домашних птиц, а дети воспроизводят звукоподражания.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Утки» [Координация речи с движением. Совершенствование навыка договаривание словосочетаний].
Ути-ути-утки, Дети вперевалку идут по кругу друг
за другом.
Уточки-малютки. Приседают.
На волнах качались,
Брызгались, плескались. Встают, машут руками, как крыльями.
Февраль. 3-я неделя. «Домашние птицы»
Логопедические пятиминутки
Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение предикативного зря, закрепление умения бросать и ловить мяч]. Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч всем по очереди и называет домашних птиц, а дети говорят, что делает эта птица:
- Гусь.
- Шипит.
- Утка.
- Крякает.
- Петух.
- Кукарекает.
- Курица.
- Клюет.
- Цыпленок.
- Пищит.
- Утенок.
- Плавает.
Упражнение «Парные картинки» [Формирование словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями домашних птиц, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. После этого дети получают задание назвать птиц, изображенных на двух картинках, образовать множественное число существительных мужского и женского рода (утки, гуси, петухи, курицы).
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Петух» [Координация речи с движением. Развитие подражательности. Совершенствование умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают текст вслед за воспитателем.
Петя, Петенька, петух Дети стоят лицом в центр круга,
ритмично бьют руками по бокам,
Весь раскрашен в прах и пух. как крылышками.
Разноцветный, весь цветной, Идут по кругу друг за другом,
заложив руки за спину.
И кричит, как заводной: Останавливаются,
поворачиваются лицом в круг.
— Ку-ка-ре-ку! Кукарекают.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Русская народная потешка «Наши уточки с утра...», русская народная сказка «Курочка Ряба».
К. Ушинский «Петушок с семьей», Я. Тайц «Кыш», Л. Воронкова «Бедовая курица», Е. Чарушин «Гусь», «Утка», А. Барто «Кто как кричит?»
Февраль. 4-я неделя. «Домашние животные»
Логопедические пятиминутки
Игра с мячом «Кто как голос подает?» [Уточнение произношения в звукоподражаниях].
Воспитатель показывает детям фигурки домашних животных или предметные картинки с их изображениями, а дети воспроизводят звукоподражания.
Работа по сюжетной картине «Собака со щенятами» [Развитие диалогической речи, формирование умения отвечать на вопросы].
Воспитатель задает детям вопросы по картине, дети отвечают:
- Кто это?
- Собака.
- Какая собака?
- Большая.
- Что она делает?
- Сидит.
- Кто у собаки?
- Щенки.
- Какие щенки?
- Маленькие.
- Что делают щенки?
- Играют.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Корова» [Координация речи с движением. Работа над интонационной выразительностью речи. Совершенствование умения договаривать словосочетания. Развитие эмоциональной выразительности, мимики и жестов].
Дети выполняют движения и произносят текст вслед за воспитателем.
Му-му-му! — мычит корова. Дети идут по кругу, сделав «рога»
из указательных пальцев.
Забодаю Катю с Вовой. Поворачиваются в круг, делают
по два поворота вправо-влево.
Вы не пьете молоко? Ставят руки на пояс, делают
сердитое лицо.
Убегайте далеко! Разбегаются по группе.
Март. 1-я неделя. «Мамин праздник»
Логопедические пятиминутки
Беседа по сюжетной картине «Поздравляем маму» [Формирование умения отвечать на вопросы. Развитие диалогической речи. Развитие связной речи. Обучение составлению рассказа по картинке].
Воспитатель организует беседу по сюжетной картинке:
- Кто нарисован на картинке?
- Папа, мама и дети.
- Что делают папа и дети?
- Поздравляют маму.
- Что дарит маме папа?
- Цветы.
- Что дарят дети?
- Рисунки.
После этого воспитатель повторяет рассказ по картинке и предлагает детям повторить его:
— Это папа, мама и дети. Папа и дети поздравляют маму. Папа дарит маме цветы. Дети дарят рисунки.
Упражнение «Узор для мамы» [Развитие зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Закрепление знания основных цветов и геометрических форм. Развитие пальцевой моторики. Совершенствование навыков работы с кистью и клеем].
Воспитатель демонстрирует закладку с геометрическим орнаментом и предлагает детям сделать подарок для мамы. Сначала дети должны рассказать, в каком порядке расположены фигуры на закладке: «Красный кружок, синий треугольник, желтый квадрат, синий треугольник, красный кружок».
Затем дети получают все необходимое для изготовления закладки и выкладывают узор. Воспитатель проверяет
правильность выполнения задания. После этого дети приступают к наклеиванию узора.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Подарок маме» [Координация речи с движением, совершенствование умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и повторяют текст вслед за воспитателем.
Мамочка, мамуля, Дети идут по кругу, взявшись за
руки.
Так тебя люблю я. Останавливаются, прижимают
руки к груди.
Я платок тебе дарю — Протягивают руки вперед.
Вот как я тебя люблю! Идут по кругу, взявшись за руки.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Д. Габе «Мама», «Волк и козлята», Я.Аким «Мама», В. Шуграева «Маме», Е. Благинина «Вот какая мама!»
Март. 2-я неделя. «Домашние животные»
Логопедические пятиминутки
Составление предложений по сюжетным картинкам [Развитие связной речи, обучение составлению простого предложения с опорой на картинку].
Воспитатель демонстрирует детям предметные картинки и предлагает им рассказать, кто нарисован на картинках и что он делает. Дети составляют предложения: «Собака сидит. Кошка спит. Корова пьет. Лошадь скачет. Коза бодается. Свинья ест».
Рассказывание русской народной сказки «Репка» с опорой на картинки и с помощью воспитателя [Развитие памяти, мышления и связной речи].
Воспитатель раскладывает на столе комплект картинок к сказке – «Репка» и предлагает детям разложить их по порядку.
Когда дети справятся с заданием, педагог предлагает вспомнить и рассказать сказку всем вместе. Можно предложить детям попробовать рассказать сказку по одному.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Конь» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Звонко цокают копытца Дети ходят по кругу с высоким
подниманием колена.
Конь идет к реке напиться. Останавливаются, показывают
Хвост пушистый у коня, правой рукой хвостик.
Как косичка у меня. Левой рукой показывают косичку.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Русские народные потешки «Пошли коровушки...», «Из-за леса...», «Коза-хлопота...», «Кисонька-мурысенька...», «Ходит конь по бережку, русская народная сказка «Репка».
Л.Толстой «Была драка между Жучкой и кошкой...», «У Розки были щенки на дворе...», К. Ушинский «Васька», З. Александрова «Кролики», Нищева «Щенок», «Рыжий кот», «Конь», «Свинка».
Март. 3-я неделя. «Дикие птицы»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Кто кричит?» [Развитие речевого слуха. Упражнение на узнавание и различение звуковых сигналов, состоящих из 3—5 звуков].
Воспитатель демонстрирует предметные картинки и предлагает детям показать, назвать птиц, выбрать по одной картинке, по возможности изобразить, как эти птицы кричат. После этого воспитатель показывает, как кричат эти птицы. Воробей: «Чик-чирик!» Ворона: «Кар-кар!» Голубь: «Гру-гру!» Грач: «Крак-крак!» Затем педагог экранирует лицо и произносит звукоподражания, картинку поднимает ребенок, который узнал свою птицу.
Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение предикативного словаря, закрепление умения ловить и бросать мяч].
Дети стоят в кругу. Педагог бросает им мяч по очереди и называет диких птиц, дети ловят мяч, возвращают его взрослому и называют глагол, обозначающий возможные действия птиц (ворона — сидит: воробей — летит; грач — ходит; голубь — клюет).
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Ворона» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания велся за воспитателем.
На фонарь ворона села, Дети приседают.
Посидела, посмотрела. Поворачивают головы влево-
вправо.
— Кар! — она сказала громко. Нахмуривают брови, грозят
указательным пальцем правой руки.
— Не капризничает Ромка? Грозят указательным пальцем
левой руки.
Март. 4-я неделя. «Дикие птицы»
Логопедические пятиминутки
Игра с мячом «Один и много» [Формирование грамматического строя речи, обучение образованию множественного числа имен существительных. Закрепление умения бросать и ловить мяч].
Воспитатель бросает мяч по очереди всем детям, стоящим в кр и называет одну из диких птиц. Дети ловят мяч, возвращают, педагогу, образуя форму множественного числа (ворона — вороны: голубь — голуби; грач — грачи; воробей — воробьи).
Игра «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре предметные картинки, на которых изображены ворона, петух, грач и голубь. Предлагает детям рассмотреть картинки и найти лишнюю. Дети выполняют задание и с помощью педагога дают объяснения своим действиям: «Петух лишний. Он живет у человека. Это домашняя птица». Можно использовать еще 2—3 комплекта картинок: курица, гусь, голубь, воробей; цыпленок, утка, грач, петух; голубь, грач, ворона, гусь.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Воробей» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Шустро скачет воробьишка, Прыгают по кругу на обеих ногах.
Птичка — серая малышка. Выполняют по два поворота головы
По двору шныряет, влево-вправо на каждую строчку.
Крошки собирает.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
А. Барто «Страшная птица», «Птичка», Л.Толстой «У Вари был чиж...», «Птица свила гнездо...», В. Стоянов «Воробей».
Апрель. 1-я неделя. «Дикие животные»
Логопедические пятиминутки
Игра с мячом «Кто что делает?» [Расширение предикативного словаря, закрепление умения ловить и бросать мяч].
Дети стоят в кругу. Педагог бросает им мяч по очереди и называет диких животных, дети ловят мяч, возвращают его взрослому и называют глагол, обозначающий возможные действия зверей (лиса — бежит; заяц — прыгает; волк — воет; медведь — рычит).
Работа с разрезными картинками [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Формирование грамматического строя речи, обучение согласованию числительных с существительными].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями диких животных, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем лети получают аналогичные разрезанные картинки. Воспитатель просит малышей собрать картинки, чтобы они стали целыми, и назвать животных на обеих картинках, определив, сколько их: «Два зайки, две . лисы, два медведя, два волка».
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Зайка» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за педагогом.
Зайка в травке скок-скок. Дети выполняют четыре прыжка
по кругу друг за другом, держа
указательные пальцы, как «ушки».
Заика прыг за кусток. Приседают.
Смелый зайка не боится, Четыре прыжка по кругу.
Не поймать его лисице. Разбегаются, педагог ловит их.
Апрель. 2-я неделя. «Дикие животные»
Логопедические пятиминутки
Игра «Угадай, кто это» [Формирование грамматического строя речи, подбор к прилагательному существительного соответствующего рода. Развитие слухового внимания, мышления].
Воспитатель выставляет на наборное полотно предметные картинки с изображениями диких животных и предлагает детям подумать, о ком из животных он говорит, а потом назвать это животное:
- Маленький, белый, длинноухий.
- Заяц.
- Пушистая, рыжая, хитрая.
- Лиса.
- Большой, коричневый, лохматый.
- Медведь.
- Серый, зубастый, страшный.
- Волк.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с опорой на картинки и с помощью воспитателя [Развитие памяти, мышления, связной речи].
Воспитатель раскладывает перед детьми серию предметных картинок к сказке и предлагает малышам разложить картинки по порядку. Можно выяснить, кто хорошо помнит сказку и может начать рассказывать ее. Далее дети коллективно, помогая друг другу, рассказывают сказку. При необходимости детям помогает педагог.
На следующий день сказку желательно показать в настольном театре с помощью объемных фигурок, а через несколько дней приступить к подготовке театрализованного представления.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Медвежонок» [Координация речи с движением, закрепление умения договаривать словосочетания за воспитателем].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за педагогом.
Медвежонок Жак простужен, Идут по кругу, взявшись за руки,
в центре один ребенок.
Мед ему сегодня нужен. Останавливаются, протягивают
к ребёнку руки «ковшиком».
Мед дадим ему на ужин, Берут ребенка в круг, идут все
Потому что мы с ним дружим. вместе.
литературный материал по теме
Народные потешки «Заинька, походи...», «Заяц Егорка», «Дедушка Ежок», сказки «Волк и козлята», «Колобок».
А. Блок «Зайчик», П. Воронько «Испугались зайца», Е. Чарушин «Волчишко», «Еж».
Апрель. 3-я неделя. «Транспорт»
Логопедические пятиминутки
Работа с разрезными картинками [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и пространственного праксиса. Формирование грамматического строя речи, обучение согласованию числительных с существительными].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями транспорта, предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают аналогичные разрезанные картинки. Воспитатель просит малышей собрать картинки, чтобы они стали целыми, и назвать транспорт на обеих картинках, определив, сколько их: «Два автобуса. Две машины. Два самолета. Две лодки».
Игра с мячом «Угадай и назови» [Расширение предикативного словаря, закрепление умения ловить и бросать мяч].
Дети стоят в кругу, воспитатель бросает им мяч и называет транспорт, дети ловят мяч и говорят, как этот транспорт передвигается (самолет — летит; машина — едет; лодка — плывет; поезд — едет; вертолет — летит).
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Грузовик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Грузовик песок везёт Дети идут по кругу, изображая,
что крутят руль.
Удивляется народ Останавливаются, поворачиваются
лицом в круг, разводят руками,
делают удивленное лицо.
- Вот так чудо чудеса Два раза наклоняют голову вправо-
влево.
В нём песок под небеса! Тянутся на носочках, подняв руки
вверх.
Апрель. 4-я неделя. «Транспорт»
Логопедические пятиминутки
Игра с машиной с комментированием действий [Формирование грамматического строя речи, совершенствование умения употреблять простые предлоги. Развитие связной речи, формирование фразовой речи].
Игра может проводиться на ковре в центре группы. Дети располагаются полукругом. Воспитатель помещает перед ними игрушечные гараж, мост, дерево, домик. Он берет машину и начинает выполнять с ней различные действия, предложив детям комментировать их. Дети составляют предложения с предлогами:
- Машина стоит в гараже.
- Машина выехала из гаража.
- Машина едет по дороге.
- Машина въехала на мост.
- Машина стоит за домом.
- Машина стоит под деревом.
Работа может быть трудной для детей, тогда педагог сам комментирует действия, а дети повторяют предложения за ним.
Упражнение «Четвертый лишний» [Развитие зрительного внимания, логического мышления. Формирование словаря по теме].
Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки: на трех из них изображен наземный (дорожный) транспорт (автобус, машина, троллейбус), а на одной — водный (лодка). Педагог объясняет детям, что картинка с изображением лодки лишняя, потому что она не может ехать по дороге, а плавает по в затем на наборное полотно выставляются еще два—три комплекта (вертолет, машина, мотоцикл, автобус; лодка, грузовик, катер, теплоход), и дети сами находят лишнюю картинку.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Поливальная машина» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Эта «тучка» на колесах Дети идут по кругу друг за другом,
Дождь по городу везет. изображая, что крутят руль.
Станут чистыми дороги, Идут по кругу, изображая,
Если тучка их польет. что подметают метлой.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
А. Барто «Самолет», Э. Мошковская «Мчится поезд», Я. Тайц «Поезд», Д. Хармс «Кораблик», Б. Заходер «Шофер», Н. Павлова «На машине».
Май. 2-я неделя. «Лето. Цветы»
Логопедические пятиминутки
Игра «Разноцветные букеты» [Расширение словаря (одинаковые, такие же). Формирование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде и числе). Закрепление дифференциации основных цветов. Совершенствование навыков счета в пределах трех].
Воспитатель закрепляет на наборном полотне изображения ваз красного, синего, зеленого и желтого цветов и предлагает детям сказать, что они видят, какого цвета эти вазы. Затем на столе перед детьми рассыпаются изображения цветочков тех же цветов. Воспитатель вновь предлагает детям сказать, что они видят, какого цвета цветочки. Затем воспитатель предлагает поставить цветочки з вазы таких же цветов. Дети выполняют задание, воспитатель комментирует: «Ваза красная и цветочки красные. Цветочки такие же, как ваза. Цветочки и ваза одинаковые по цвету». Про оставшиеся три вазы воспитатель предлагает рассказать детям.
Работа по сюжетным картинкам [Развитие связной речи (составление предложений по сюжетным картинкам)].
Воспитатель предлагает вниманию детей картинки, по которым они уже работали с логопедом, и задает вопросы:
- Кто нарисован на этой картинке?
- Дети.
- Что они делают?
- Поливают цветы.
- Дети поливают цветы.
- Кто нарисован на этой картинке?
- Аня.
- Что она делает?
- Собирает цветы.
- Аня собирает цветы.
- Кто нарисован на этой картинке?
- Витя.
- Что он делает?
- Дарит маме цветы.
- Витя дарит маме цветы.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Одуванчик» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети выполняют движения и договаривают словосочетания вслед за воспитателем.
Как воздушный шар на ножке Дети стоят на носочках,
сомкнув руки нас головой.
Одуванчик у дорожки. Два раза делают наклоны влево-
вправо.
Одуванчик — шарик белый. Поднимаются на носочки.
Дунул я. И улетел он. Дуют, округлив губы, не раздувая
щек. Разбегаются по группе.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
И. Суриков «Лето», О. Высотская «Одуванчик», М. Познанская «Ромашка», А. Прокофьев «Мак».
Май. 3-я неделя. «Лето. Насекомые»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Парные картинки» [Формирование словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных множественного числа мужского и женского рода в именительном падеже)].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями полевых цветов, предлагает рассмотреть и назвать их. Затем выкладывается второй комплект картинок, и дети получают задание выбрать такие же картинки, как у них уже есть. После этого педагог предлагает детям назвать цветы, изображенные на двух картинках (одуванчики, ромашки, лютики).
Упражнение «Чего не стало?» [Уточнение словаря по теме. Формирование грамматического строя речи (образование и употребление существительных мужского и женского рода в родительном падеже). Развитие зрительного внимания и зрительной памяти].
Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостное изображение вазы с цветами (ромашка, одуванчик, лютик), предлагает детям рассмотреть и назвать цветы, а потом отвернуться или крепко закрыть глаза. В это время он убирает один из цветков. Дети открывают глаза, воспитатель спрашивает: «Какого цветка не стало?» (Ромашки).
Проводятся два—три аналогичных упражнения.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «Бабочка» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
Словно бант у нашей Ани, Дети бегут по кругу, изображая
Эта бабочка-краса. полет бабочки.
Кружит, вьется над цветами, Кружатся на месте, взмахивая
Где, как мед, блестит роса. руками, как крыльями.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народная потешка «Пчелы гудят».
А. Фет «Бабочка», В. Паспалеева «Пчелка», К. Малина «Послушай, божья коровка».
Май. 4-я неделя. «Лето. Игры с водой»
Логопедические пятиминутки
Упражнение «Что будешь делать?» [Расширение и уточнение предикативного словаря. Развитие ловкости, закрепление умения ловить и бросать мяч].
Дети встают в круг. Педагог бросает каждому из них по очереди мяч и называет игрушку. Дети, возвращая мяч, должны сказать, что будут делать с этой игрушкой: мяч — буду бросать; совок — буду копать; скакалка — буду прыгать; велосипед — буду кататься; формочки — буду делать куличики.
Работа с разрезными картинками [Развитие зрительного внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса].
Воспитатель раздает детям и называет картинки с изображениями игрушек (совочек, ведерко, скакалка, мяч, велосипед), предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают аналогичные разрезанные картинки. Воспитатель просит малышей собрать их, чтобы они стали целыми, положить парные картинки и назвать их: два совочка, два ведерка, две скакалки, два велосипеда, два мяча.
Подвижные игры и упражнения
Подвижная игра «После дождя» [Координация речи с движением. Закрепление умения договаривать за воспитателем словосочетания].
Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.
Мы по лужам топали, Дети топают обеими ногами.
Шлепали, плескались. Прыгают на двух ногах.
Только наши носики Дотрагиваются до носа.
Чистыми остались. Разводят руками и пожимают
плечами.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Народные потешки «Солнышко-ведрышко», «Как по лугу». А. Барто «Солнышко», А. Босев «Дождь», С.Маршак «Радуга», сказка «У солнышка в гостях».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности учителя - логопеда с детьми второй младшей группы с ОНР
Конспект неносредственной образоввательной деятельноти по формированию лексико-грамматический категорий и развитию связной речи у детей втрой младшей группы с ОНР...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Картотека заданий логопеда воспитателю
Картотека заданий логопеда воспитателю. Лексическая тема "Цирк", подготовительная к школе группа...
Картотека заданий логопеда воспитателю
Картотека заданий логопеда воспитателю. Лексическая тема "Весна. Кораблик", младшая группа...
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ по темам МЛАДШАЯ ГРУППА
Для комбинированных групп...
Конспект по ознакомлению с поэтическим произведением во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Н. Нищева «Елочка».
План работы занятия во второй маладшей группе " Заучевание стихотворения Н.Нищева "Ёлочка"...
Еженедельные задания логопеда воспитателю в подготовительной логопедической группе
Здесь собраны еженедельные задания логопеда воспитателю в подготовительной логопедической группе по лексическим темам....