Цикл логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Тема: Отработка лексико-грамматических категорий по теме "Посуда"  с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_teme_posuda.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Цели:

  1. коррекционно-образовательные

  1. Активизировать и уточнить  словарь  детей  по лексической  теме « Посуда», закрепить обобщающее понятие «посуда»
  2. Формировать  у  детей  навык  ответа полным предложением.
  3. Совершенствовать  процессы  словообразования и  словоизменения у детей.
  4. Учить детей  образовывать  относительные  прилагательные, употреблять  их в  разных  падежных  конструкциях и  включать их  в  предложения.
  5. Учить  детей согласовывать: прилагательное + существительное

в разных  падежных  конструкциях; числительное + прилагательное + существительное.

  1. Тренировать  детей  в  умении  пользоваться досками  логико-малыш.

  1. Коррекционно-развивающие

 

  1. Развивать когнетивные  способности  детей и конструктивные навыки.
  2. Совершенствовать  общую и мелкую моторику, скорость реакции и переключаемость, кинестетические способности.
  3. Работать над  интонационно-просодической стороной  речи детей.
  4. Тренировать у  детей  работу  рвазличных  анализаторов: слу-

хового, зрительного, двигательного, корковые зоны.

  1. Вырабатывать  у детей « языковое чутье».

  1. Воспитательные

1. Воспитывать внимательное  и бережное отношение к труду на          примере литературного  произведения.

2. Учить  детей быть внимательным к товарищам и  оказывать

    помощь, эмоциональной отзывчивости.

Закрепить правила этикета и вежливости.

Ход занятия:

  1. Орг. момент (ребята поздоровались, кто присутствует на занятии)

Л: - Ребята, пока нас не было через форточку прилетел                                  

       воздушный шар.        

Посмотрите, он принес нам письмо (логопед читает письмо...).

Письмо:

Ребята, помогите!!!

Случилась беда.Расскажу при встрече. Оживить меня можно,

если угадаете м/ф и мое имя.

Л: - Давайте поможем!

Просмотр отрывка мультфильма «Федорино горе».

Л: - Узнали как называется этот мультфильм?

Л: - Как зовут героиню?

  1. Появляется бабушка Федора (кукла би-ба-бу).

Ф: - Здравствуйте, ребята! Это я написала вам письмо. У меня пропала вся посуда, помогите ее вернуть.

Л: - Поможем?

  1. Л: А тут на столе какая-то посуда. Назовите ее.( дерев.ложка,

стекл.стакан, метал. чайник)

Л: - Из одного ли материала вся эта посуда?

Л: - У каждой посуды свой голос и она умеет разговаривать. Когда вы ушли, наша посуда тоже заговорила.Вот вам первое задание. Послушайте магнитофонную запись и узнайте кто с вами разговаривает...

Ф: - Как только угадаете голоса посуды, может она ко мне и вернется.

  1. Звучит магнитофонная запись.

Л: - Кто с вами разговаривал? (деревянная ложка).

Сравнили со звучанием деревянной ложки.

Л: - А сейчас чей голос слышали? (стеклянного стакана).

Сравнили со звучанием стеклянного стакана.

Л: - Это кто разговаривал с вами? (металлический чайник).

Сравнили со звучанием металлического чайника.

Л: - А как мы скажем про посуду из стекла? (стеклянная посуда)

- ...из дерева? (деревянная посуда)

- ...из металла? (металлическая посуда)

  1. Ф: - Ой, ребята, а у меня ведь не только эта посуда была!

Л: - Встаньте в круг. Давайте поиграем с Федорой.

  1. Игра с мячом.

2 вилки из металла — 2 металлические вилки

4 чашка из фарфора — 4 фарфоровые чашки

3 стакана из стекла — 3 стеклянных стакана

5 ложек из дерева — 5 деревянных ложек

1 ваза из хрусталя — 1 хрустальная ваза

2 подноса из пластмасы — 2 пластмассовых подноса

Ф: - Какие вы молодцы!  Но, ребята, часть посуды у меня разбилась, помогите мне ее собрать.

  1. Л: - Ребята! Садитесь за столы...

  1. Логоминутка

Ложки,              - пальцы рук согнуть в «лодочку»

Вилки               - пальцы  рук растопырить

И ножи             - ладонь на ребро поставить

Очень, очень нам нужны — грозим укозательным пальцем

  1. Л: - Перед вами разрезные картинки, соберите их.

  1. Л: - Назовите, что у вас получилось и из какого материала.

Ф: - Тогда эта посуда вернется ко мне. Смотрите не ошибитесь.

  1. Дети называют посуду и материал из которого она сделана.

(Пример:У меня получился стеклянный стакан).

  1. Л:- Скажите свое предложение с ? интонацией,плавно, тихо
  2.                                                ...   с ! интонацией,отрывисто, громко
  3. (используется интонационно-просодическая  таблица)

Л: - Ребята, послушайте как мы говорим: стеклянная чашка, фарфоровый чайник. Отгадайте загадку, про какую посуду можно сказать:

-ый? (стеклянный фужер, пластмассовый поднос и т.д.)

-ая? (деревянная ложка, стеклянная ваза)

Ф: - Какие вы молодцы! Вы опять справились. А сможете ли вы посчитать посуду?

  1. Пальчиковая гимнастика.

Соединять попарно пальцы обеих рук, проговаривая окончания.

1, 2, 3 — посчитай посуду ты...

1 металлический чайник               1 деревянная миска

2 металлических чайника             2 деревянные миски

3 …                                                  3 …

4 …                                                  4 ...

5 металлических чайников           5 деревянных мисок

  1. Л: - Многие названия посуда получила от продуктов, которые туда кладут:

Конфеты — … (конфетница)

Хлеб — … (хлебница) и т.д.

Ф: - Ой, ребятки! Что-то я запуталась в названиях такой посуды. Помогите мне.

  1. Л: - Чтобы работали успешнее, сделаем гимнастику для мозга.

  1. Упражнение «Восьмерка».

  1. Работа с лого-досками.

Что нарисовано слева? (называют)

Как назвать одним словом? (продукты)

Что нарисовано справа? (называют)

Как назвать одним словом? (посуда)

Соедините продукты и посуду в которую ее кладут. При ответе, придумайте из какого материала будет ваша посуда.

  1. Дети отвечают. (пример: хлеб я положу в деревянную хлебницу)

  1. Физ. Пауза.
  1. Упражнение на дыхание. (Под счет)
  2. Задание «Собачки».
  3. Отработка чистоговорки с движениями.

Кран с водой мы открыли

И посуду перемыли.

Терли, терли, мыли, мыли

Все кругом в воде и мыле.

  1. Ф: - Ребята,  внучок узнал про мою беду и прислал для меня посуду. Он у меня... человек, который все изобретает. Подскажите, кто он? (изобретатель)

На доске вешается картинка «Посуда будущего».

Ф: - Подскажите, что это такое, из чего она сделана и что в ней готовить-то  можно?

  1. Ответы детей.

  1. Подводятся итоги занятия. (Оценка работы детей, какие затруднения возникли, что больше всего понравилось).
  2. Федора благодарит детей за помощь и выносит угощение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Использование скороговорок на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

рРассказать  о значении скороговорок в развитии речи детей с речевыми нарушениями и пополнить логопедическую копилку текстовым материалом скороговорок....

"Случай в лесу" интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде,  местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

Использование ИКТ на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Применение компьютерных игр, программ, презентаций на занятиях логопеда и их влияние на коррекцию нарушений речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...