Развитие описательно-повествовательной речи в подготовительной к школе группе логопедического детского сада
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Яковлева Евгения Петровна

Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Рассказы детей с общим недоразвитием речи отличаются от расказов детей массового детского сада крайним несовершенством. Настоящая работа посвящена методике обучения таких детей описательно-повествовательной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_opisatelno-povestvovatelnoy_rechi.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ОПИСАТЕЛЬНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ДЕТСКОГО САДА

В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной и другими формами связного рассказа.

Описательно-повествовательная разговорная речь психологически считается более сложной, чем разговорно-обиходная. Она отличается большей развернутостью, так как вводит слушателя в обстоятельства событий, способствует пониманию рассказа и т.д. описательно-повествовательная речь требует лучшей память, более напряженного внимания к содержанию речи. В то же время она опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Описательно-повествовательная речь  сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понятна слушателям, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.

Умение рассказывать играет большую роль в общении человека. Для ребенка это умение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представления, оценок.

Основой для становления описательно-повествовательной речи является свободное владение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между частями текста, придерживаться плана повествования и описания. Описательно-повествовательная речь требует полного раскрытия содержания темы, соблюдения необходимой лексической точности, умение выделять главное в теме, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Поэтому в массовом детском саду благодаря системе обучения дети постепенно овладевают этой формой речи. Для детей с недоразвитием речи описательно-повествовательная речь представляет очень большую трудность.

Трудности заключаются в неполной сформированности речи во всех ее компонентах (фонетике, лексике, грамматике).

Однако овладеть данным видом речевой деятельности дети могут и должны строить связные высказывания, так как без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.

Для успешного обучения дети с недоразвитием речи шести-семи лет должны овладеть основными типами связной описательно-повествовательной речи: рассказом и пересказом (в их элементарной форме). Между ними есть не только общее, типичное для повествовательной речи, но и существенное различие. В обучении рассказыванию детей с недоразвитием речи мы решили воспользоваться рекомендациями и различными упражнениями для детей массового детского сада.

Пересказ – связное изложение прослушанного художественного произведения. В данном случае ребенок излагает готовое, авторское содержание и пользуется готовой речевой формой (словарем, предложениями, их последовательностью). Выразительность речи при пересказе в большей степени подражательная, так как ребенок находится под впечатлениями исполнения произведения кем-либо из взрослых, копирует его или осознанно подбирает отдельные выразительные средства (интонация, высота голоса  др.)

Рассказ – связное развернутое изложение какого-либо факта. Для него ребенок самостоятельно отбирает содержание и речевое оформление. В рассказе в большей мере находят отражение личный опыт ребенка, его эмоции.

По содержанию рассказы условно можно разделить на два вида: фактические и творческие. Составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятия и память, а придумывая, пользуется главным образом творческим воображением.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ – это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события. Он имеет свою структуру. Важно выделять в рассказе начало (название предмета), изложение характерных внешних признаков (какой предмет, какие части у него есть, для чего они и др.), определение существенных действий предмета или действий с ним. В описательных рассказах изображаются как реально воспринимаемые предметы: картины, одежда, растения и т.д., так и воображаемые: рассказ о том какую бы игрушку сделал ребенок, какую бы картинку нарисовал для подарка и т.д.

Сюжетный рассказ – это передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица.

Поскольку рассказы детей с общим недоразвитием речи отличаются от рассказов детей массового детского сада крайним несовершенством, обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными речевыми, возрастными и психологическими особенностями детей.

Возрастной состав в нашей логопедической группе – шесть-семь лет, второй год обучения. При наличии нормального слуха и первично сохраненного интеллекта  у детей наблюдались речевые недостатки: бедность словарного запаса, недостаточное понимание значения слов, частые смешения значений слов на основе звукового и морфологического их сходства, что приводило к неправильному их употреблению, аграмматизмам. В активном словаре детей преобладали существительные и глаголы, а слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, употребляются мало. Активной речи детей преимущественно были простые предложения.

В первый учебный год мы работали в основной над развитием разговорно-обиходной речи. К концу учебного года дети овладевали развернутой фразовой речью. Словарный запас включал достаточное количество обиходно-разговорной лексики, объем понимания речи стал близок к возрастной норме. Однако дети все еще затруднялись в составлении развернутого рассказа по картинке или серии сюжетных картинок, в выделении основной мысли повествования, в определении логики и последовательности изложения событий. Рассказ у них не получался. Они называли отдельные предметы, изображенные на картинке, или, в лучшем случае, перечисляли увиденные действия.

Дети не справлялись и с пересказом простой сказки, коротенького рассказа: не всегда полностью понимали прочитанный им текст, опускали существенные для изложения детали, нарушали последовательность событий, допускали многочисленные повторы, избегали авторских оборотов не всегда правильно подбирали нужное слово и т.д.

Почти недоступным для детей явилось самостоятельное описание любимой игрушки или какого-то предложенного знакомого предмета по данному плану. Рассказ-описание выглядел очень неубедительно: дети перечисляли некоторые признаки предмета в любой последовательности, нарушали стройность повествования, перескакивали с одно мысли на другую, возвращались и повторяли то, что уже говорили. В их речи проявлялся аграмматизм, ограниченность словаря.

Чтобы преодолеть имеющиеся трудности, надо было постепенно и систематически подготавливать детей к переходу от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи должно носить коррекционный, развивающий характер (обогащение и уточнение словаря, совершенствование грамматического строя и фонетического оформления).

Обучение описательно-повествовательной речи проводилось по трем направлениям:

  1. Составление предложений полного состава сначала простых, а потом сложных конструкций.
  2. Упражнения в диалогической речи (включение в разговор более развернутых, подробных фраз).
  3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Для составления предложений использовались следующие приемы.

1. По демонстрации действий. Одному ребенку дается поручение выполнить какое-то действие, а остальные дети наблюдают за ним, а затем рассказывают о совершенном действии. Например: «Люда, положи игру в шкаф». Затем вопрос к детям: «Что сделала Люда?» Ответ: «Люда положила игру в шкаф». Предложение связано со знакомой наглядной ситуацией. В процессе этой работы воспитывается внимание к речи, умение точно описать производимые действия. Постепенно задание усложняется. Например: «Игорь, сходи к Людмиле Васильевне, попроси журнал «Веселые картинки» и принеси к нам в кабинет». Здесь необходимо запомнить все действия, их последовательность и совершенно точно передать в речевом оформлении.

Аналогично строились упражнения над составлением предложений по показу инсценировки, например: «Дети, кто к нам пришел в гости?» (К нам в гости пришел Петрушка.)

Петрушка. Здравствуйте, дети! Сегодня вы будете отгадывать, что я делаю. Он выполняет различные действия, а дети отвечают. (Петрушка поет песенку про кота. Петрушка взял гармошку и играет на ней и т.д.)

2. Ответы на вопросы: Что ты видишь? Кого ты видишь? Что ты взял? (Я вижу шкаф. Я вижу кошку с котятами.)

3. Построение предложений по картине. Составляем предложение с опорой на вопрос: «Что делает…» – и без опоры на вопрос. (Мама сидит и шьет рубашку сыну.)

4. Составить предложение с опорой на вопрос на предметную картинку (картинка щенка). (Папа принес щенка.)

5. Подобрать картинки парами и ответить на вопрос: «Кто что любит?» Используется настольная игра «Лакомое блюдо».

6. Различные игры, побуждающие составлять распространенные предложения, например: «Кто кого обогнал?», Кому дать флажок?», Что, кому?» и т.д.

7. Дополнить предложения, отвечая на вопросы:

а) по картинкам «Лена рисует (что?)… (чем?)… (Лена рисует дом красками.)»;

б) без картинок «Валя режет (что?)… (чем?)… (Валя режет хлеб ножом.)».

8. Вставить опущенные слова в предложения: «Залез я на…», Сел на…», «И поехал…».

9. Составление предложения из деформированного текста по аналогии с данным образцом. И другие виды работ.

Для упражнения детей в диалогической речи использовались следующие виды работ:

  1. Побуждение в процессе разговора к более подробному, развернутому высказыванию.
  2. Требование ответить на уточняющий вопрос.
  3. Требование дополнить сказанное по наводящим вопросам.

4. Помощь по ходу разговора в виде устного плана для какого-то объяснения. Так, например, детям предлагается сюжетная картинка «В саду зимой». Сначала нужно ответить на вопросы логопеда краткими полными предложениями. «Кто нарисован на картинке?» (Мальчик и девочка.) «А как мы их назовем?» (Мальчика – Вова, девочку – Оля.) «Что делают дети?» (Вова катает Олю на санках.) «Как вы думаете, кто из них старше?» (Вова.) «Почему вы так думаете?»

Или, например, разговор о том, какие города дети знают, как называется наш город, чем знаменит наш город, какой продукцией он делится с другими городами и селами. Спросить, где работают родители некоторых детей, на какой улице их дом, красивая ли она, почему, много ли на ней деревьев, цветов и т.д.

Обучение составлению предложений и диалогической речи проводилось в основном на индивидуальных или подгрупповых занятиях и только иногда использовалось как часть фронтального занятия. В ходе занятий обращалось внимание на неправильные ответы детей, они исправлялись. Тщательно отбирался лексический материал и включался только тот, который доступен детям в слоговом и грамматическом оформлении.

Обучение составлению предложений, а также упражнения в диалогической речи проводились по мере необходимости. Мы их рассматривали как подготовительный этап к упражнениям в связной описательно-повествовательной речи.

Упражнения в описательно-повествовательной речи (в рассказывании) проводились на фронтальных занятиях один раз в неделю. Для удобства в работе составляется перспективный план по обучению детей рассказыванию на весь учебный год. При составлении плана учитываются речевые возможности детей, возрастные особенности и связь с программой дошкольного воспитания.

Все занятия (упражнения) по обучению детей описательно-повествовательной речи разбиты по степени их усложнения на четыре группы: рассказы детей по готовому образцу, по восприятию, по памяти и по воображению.

Приведем примерный план по обучению детей описательно-повествовательной речи на один учебный год в подготовительной группе.

Месяц

По образцу

По восприятию

По памяти

По воображению

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

Сентябрь

Пересказ детьми сказки «Красная шапочка»

Составление рассказа по сюжетной картине «Шар улетел» А.И. Мамушиной из серии «Картины для детских садов»

Рассказ из личного опыта «Что я видел по дороге в детский сад»

Конец рассказа к началу, данному логопедом «Как Люба провела первый день в детском саду»

Октябрь

Драматизация сказки «Красная шапочка»

Описательный рассказ по игрушке (кукла, юла, машина, пароход, пирамидка, самолет)

Описание предмета по памяти (велосипед, на котором катался летом)

Рассказы-миниатюры «Приключения котенка в детском саду»

Ноябрь

Развлечение на тему «Осень» (фрукты, овощи, листья) Игры, загадки, рассказы и т.д.

Дидактическая игра. Рассказ-описание «Из чего сделаны предметы?»

Рассказ из личного опыта «Как я провел выходные»

Рассказы-миниатюры «Приключения котенка в детском саду» (продолжение)

Декабрь

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».

Рассказывание по индивидуальной картинке

Сюжетный рассказ на тему «Что мы делали вчера на прогулке?»

Рассказ по теме и плану «Звери в гостях у Белки и Стрелки» (сказка)

Январь

Драматизация новогодней сказки

Составление сюжетного рассказа по картине «Ёлку привезли» (из серии «Картины для детских садов»)

Сюжетный рассказ на тему «Как мы провели праздник (ёлку)»

Рассказывание инсценировки «Зайчик, лиса, волк, медведь в зимнем лесу»

Февраль

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (Соловьева О.И. Альбом по развитию речи для детских садов «Говори правильно»

Описание предмета (лыжи, санки, коньки)

Рассказ по теме и плану «Солдат Российской Армии»

Март

Пересказ сказки «Гуси-лебеди»

Сюжетный рассказ по картине «подарки маме к 8 Марта» Т. Радимовой. Из серии «Картины для детских садов»

Описать, какой подарок сделал маме

Продолжение к данному логопедом рассказу «Моя мама»

Апрель

Драматизация сказки «Гуси-лебеди»

Составление рассказа по серии картинок «Друзья птиц»

Рассказ из личного опыта «Как мы кормили птиц»

Рассказы-миниатюры «Как мальчик нашел щенка»

Май

Концерт для гостей из другого детского сада. Драматизация, кукольный театр, игры, загадки, потешки и др.

Дидактическая игра на описание действий «угадайте, что мы делаем»

Описать, что ты видел в лесу

Рассказы-миниатюры «Как мальчик нашел щенка» (продолжение)

Первая группа – рассказы для детей по готовому образцу. В нее входят следующие виды работы: пересказывание литературных текстов и драматизация литературных произведений.

Это первый вид рассказов, с которого началось обучение детей. Умение пересказывать, т.е. связно, толково, полно излагать прослушанные произведения устно, формировали с самого начала, чтобы потом закреплять это умение, но не опускать его, а усложнять, добавляя новые требования. Требования, которые предъявлялись к детям во время пересказа:

а) осмысленность, т.е. полное понимание текста;

б) полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

в) последовательность;

г) удачная замена отдельных слов синонимами, широкое использование словаря и оборотов авторского текста;

д) правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

е) культура изложения в широком смысле слова: правильная, спокойная поза во время пересказа, обращение к слушателям, интонационная выразительность речи, достаточная громкость, отчетливость произношения.

Все эти требования взаимосвязаны. Прежде чем проводить занятие по обучению детей пересказу, проводилась подготовительная работа на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми.

Вторая группа – рассказы детей по восприятию. В нее входят следующие виды работ:

а) составление рассказа по сюжету картины;

б) рассказ об игрушке;

в) дидактические игры на описание предмета;

г) рассказывание по индивидуальной картинке;

д) составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Эти рассказы дети составляют сравнительно легко, так как они основываются на различных восприятиях: зрительных, осязательных, слуховых. Предложенный предмет определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядно воспринимаемые качества облегчают подбор соответствующего словаря, например деревянный, круглый, красный. Это рассказы, которые основаны на восприятии предмета в данный промежуток времени, когда идет сам рассказ. Интервалов между восприятием и воспроизведением нет.

Прежде чем планировать такое занятие, мы проводили подготовительную работу с детьми индивидуально или с подгруппами.

Третья группа более сложных рассказов – по памяти. В нее входят следующие виды работ:

а) рассказ из личного опыта;

б) описание предмета по памяти;

в) описать, что наблюдал, делал до момента рассказа;

г) дидактические игры на описание по памяти.

Рассказ по памяти более сложен для ребенка, чем рассказывание по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс отражения действительности, но память отражает то, что было воспринято и пережито ранее. Рассказывание по памяти тренирует этот психический процесс, упражняет произвольную память, в частности процесс воспроизведения, припоминания. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти. Поэтому детям для рассказывания предлагаются интересные темы, оставившие яркий след не только в сознании, но и в чувствах детей.

К некоторым темам рассказов по памяти («Расскажи, что видел по дороге в детский сад») детям давали предварительное задание: запомни, что увидишь… и т.п., так как будешь рассказывать об этом.

Четвертая группа – рассказы по воображению. В нее входят следующие виды работ:

  1. рассказы-миниатюры;
  2. конец рассказа к началу, данному логопедом;
  3. рассказывание по предложенной теме и плану;
  4. рассказы-инсценировки.

Придуманные (творческие) рассказы детей – более сложная ступенька в формирующемся навыке описательно-повествовательной речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, облик героя, обстоятельства его жизни.

Чаще всего дети придумывают реалистические рассказы, создают образы существующих в природе предметов или явлений, хотя в их личной жизненной практике они не встречались. Дети придумывают и сказки. Как правило, они также являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт героев (медведь – неуклюжий, рассеянный; зайчик – беспомощный, простодушный; котенок – наивный, любопытный). В этих рассказах-сказках дети создают фантастические образы.

Используем также прием совместного составления рассказа. Например, предлагаем детям совместно с логопедом придумать небольшие рассказы, объединенные одним героем. Логопед начинает: «Мама купила Гале новое платье. Обрадовалась девочка, любуется платьем». Так начинался первый рассказ про Галю. «Какое могло быть новое платье у Гали? Расскажи об этом», - обращаясь к детям, логопед ставит перед ними конкретную задачу – закончить рассказ описанием. Приведем примеры рассказов детей. Ира В.: «Платье у Гали красное с белыми горошками. На шее воротничок, есть карманчики. А в кармане в одном – платочек, а в другом – конфета. Ей мама дала». Света С.: «У Гали нарядное белое платье. На нем всякие цветочки». Андрей Г.: «Мама купила для Гали платье голубое. На кармане белый голубь и есть пуговицы сзади. Галя их сама застегивает».

Далее по ходу рассказа привлекаем детей к описанию других предметов, например рассказать, какая игрушка больше всего понравилась Гале в детском саду. Дети охотно описывают различные игрушки. Придумывание рассказов-миниатюр, объединенных тематически и сюжетно одним героем, обогащает детей опытом рассказывания. Так, например, составление цикла коротких рассказов о том, как дети играют на прогулке зимой. В цикл входят миниатюры: катаемся на лыжах, строим горку, пошли в парк, катаемся на снежной машине и др. Это способствует развитию наблюдения у детей. Зрительные и слуховые впечатления подкрепляются словами, на материале которых развертывается затем творческая деятельность ребенка в момент рассказа.

Распределение занятий по группам позволило использовать все виды упражнений в связной описательно-повествовательной речи, предусмотренные программой дошкольного воспитания.

Опираясь на перспективный план фронтальных занятий по развитию описательно-повествовательной речи, строился план работы индивидуальных и подгрупповых занятий, которые проводятся с целью подготовки детей к намеченному на фронтальном занятии виду работы. Например, на сентябрь на вторую неделю запланировано фронтальное занятие на тему: составить рассказ по сюжету

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада

Итоговое занятие с детьми ,результат краткосрочной проектной деятельности...

Экскурсия детей старших и подготовительных к школе групп МДОБУ детского сада МО Кореновский район к мемориальному комплексу города Кореновска

          25 января 2019 года в рамках мероприятий месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Воинский долг – честь и судьба» дети ст...

Развитие познавательно- исследовательской деятельности детей подготовительной к школе группы посредством детско- взрослых исследовательских проектов.

Развитие познавательных интересов дошкольников   является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики....

Самообразование по теме "Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий"

Тема самообразования: «Развитие и коррекция речи детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности средствами игровых технологий». Цель самообразования по теме: Изуч...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы МАДОУ – детского сада № 366 2022-2023 у.г.

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики развития воспитанников подготовительной к школе группы МАДОУ – детского сада № 366 2022-2023 у.г....

Игры на развитие грамматического строя речи детей подготовительной к школе группы.

Картотека игр по развитию речи. Грамматический строй речи детей подготовительной к школе группы....