Коррекционно-развивающая программа "хочу все знать"
рабочая программа по логопедии по теме

Исинова  Надежда Николаевна

 

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. К семи годам дети говорят связно, правильно употребляя грамматичекие  категории, полно излагают свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывают рассказы и сказки. Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время показывает, что у  детей дошкольного возраста часто наблюдаются нарушения формирования различных компонентов языковой системы (это и фонетика, и лексика, и грамматика).Коррекция речевых нарушений и развитие компонентов языковой системы в дошкольном возрасте имеет практическую значимость, так как предупреждает неуспеваемость детей в школе и их дальнейшую адаптацию в социуме. Данная программа направлена на развитие лексико-грамматического строя речи  детей 6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Актуальность программы.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

 В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. К семи годам дети говорят связно, правильно употребляя грамматиче-

кие  категории, полно излагают свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывают рассказы и сказки. Анализ реальной ситуации, сложившийся в настоящее время показывает, что у детей дошкольного возраста часто наблюдаются нарушения формирования различных компонентов языковой системы (это и фонетика, и лексика, и грамматика).

 Коррекция речевых нарушений и развитие компонентов языковой системы в дошкольном возрасте имеет практическую значимость, так как предупреждает неуспеваемость детей в школе и их дальнейшую адаптацию в социуме.

1.2.   Научная обоснованность.

    Вопросы развития  речи изучались в разных аспектах многими педагогами (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б, Эльконин), логопедами (Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Т.А. Ткаченко).    

     Р.И.Лалаева,  Н.В.Серебрякова отмечали, что формирование грамматического словоизменения, синтаксической структуры предложения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка. При формировании словоизменения ребёнок должен, прежде всего, уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребёнок должен понять, что она означает [7].  

    Р.И. Лалаева считает, что "развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слов способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов" [8].

     По мнению, С.Н. Карповой, Т.Н. Ушаковой, Г.А.Черемухиной,  A.M. Шахнарович ускорить процесс осознания ребенком значения морфемы становится возможным, если выявить и сделать явной для ребенка ее связь с изменением в предметной действительности на основе материальных опор.

      К семи годам в норме ребенок осваивает грамматический строй речи в необходимом объеме, который является базой для дальнейшего осознанного обучения грамоте и письму [9]

 Цель: формирование компонентов языковой системы родного языка

  1. Задачи:
  1. Вызвать интерес к логопедическим занятиям
  2. Развитие правильного речевого дыхания
  3. Развитие крупной и мелкой моторики.
  4. Развитие артикуляционной моторики.
  5. Формирование  лексико-грамматических навыков:
  1. Развитие навыков словообразования
  2. Развитие навыков словоизменения
  3. Развитие словарного запаса
  1. Развитие связной выразительной речи.
  2. Развитие  высших психических функций.

  Методы: занятия проводятся в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Используются элементы соревнования, двигательной активности, драматизации.

  Условия формирования группы: группа формируется из числа дошколь-

   ников, посещающих занятия по подготовке к школе. Возрастной ценз:

   от 5,5 до 6 лет.

   Число участников до 10  человек.

  1. Содержание программы (общая характеристика). Программа направлена на формирование  следующих основных линий речевой деятельности: развитие качественной характеристики лексических средств; выработка умения правильно сочетать слова по смыслу; развивать внимание и интерес к слову; выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять  понимание и употребление видовых понятий, обобщающих слов; формирование морфологической и синтаксической сторон речи. На занятиях используется наглядный материал, который позволяет обеспечить высокую активность детей; полный контроль над усвоением знаний и навыков; экономное использование  учебного времени; способствует повышению эмоционального тонуса,  роста эффективности обучения.
  2. Структура занятий:
  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная  гимнастика.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Динамическая пауза.
  5. Закрепление полученных знаний на фронтальном и индивидуальном  наглядном материале.
  6.  Итог занятия.
  1. Сроки реализации программы

Программа будет реализована в течение восьми  месяцев

  1. Количество занятий - 20

          Длительность занятий -25 минут

         Периодичность встреч – 1 раз в неделю

  1. Условия реализации программы.

Программа реализуется на основании договора образовательного учреждения и ЦПМСС,  на базе образовательного учреждения.

  1. План реализации программы

Наиме-

нование мероприятия,

направление работы

Цель работы

Условия реализации

Сроки реализации

Формы работы

Исполнители

Форма отчетности

Методическое обеспечение

Входная диагностика

Определить уровень речевого развития

На  базе образовательного учреждения

За 10 дней до начала реализации программы

индивидуальная

Исинова Н.Н.

Журнал   учета видов  работ,  протокол  обследования

задания   для обследования  речи (С.А. Васильева

 Рабочая  тетрадь  по               развитию речи дошкольников)


Практические занятия



Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи, развитие словарного запаса

На  базе образовательного учреждения

С октября  по

апрель  текущего года

групповая

Исинова Н.Н.

Журнал

учета  видов  работ

  Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина  Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с ФФН. Программа  и методические рекомендации  для  ДОУ.

Повторная диагностика

    оценка   эффективности

    программы.

На базе образовательного учреждения

   Апрель- май  текущего года.

индивидуальная

Исинова Н.Н.

Журнал учета видов работ, протокол  обследования, сводная таблица

задания  для обследования  речи (С.А. Васильева       Рабочая   тетрадь по развитию речи дошкольников)

3. Предполагаемый результат

Эффективность занятий определяется по следующим показателям:

• развитие мелкой моторики пальцев рук;

• развитие подвижности органов артикуляционного аппарата;

• развитие лексико-грамматического строя речи;

• развитие словарного запаса;

• развитие связной речи;

4. Критерии эффективности программы.

   Для оценки эффективности программы  используются    задания  для

   обследования  речи (С.А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи

   дошкольников)

5. Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Количество

часов

1

 Употребление категории множественного числа существительных.

1

2

 Имена существительные  с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

1

3

 Падежные конструкции. Изменение существительных  в  единственном числе по падежам.

1

4

 Употребление категорий числа и лица глаголов настоящего времени

1

5

 Употребление категорий прошедшего времени глаголов единственного и множественного числа.

1

6

 Согласование существительных и глаголов в числе.

1

7

 Согласование  притяжательных местоимений  мой, моя, моя  с существительными мужского, женского и среднего рода.

1

8

Согласование числительных с существительными.

1

9

Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок.

1

10

Согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

1

11

Образование относительных прилагательных.

1

12

Подбор определений к предметам и объектам (цвет, форма, размер)

1

13

 Однокоренные слова. Образование сложных слов.

1

14

Составление предложений по демонстрации  действий, картине,  вопросам.

1

15

Образование приставочных глаголов.

1

16

Употребление предложных конструкций.  Простые предлоги.

1

17

Употребление предложных конструкций.  Составные предлоги.

1

18

Подбор  слов с противоположным значением.

1

19

Образование притяжательных прилагательных.

1

20

Употребление сложносочиненных предложений с разными придаточными.

1

Итого

20

 

6. Список литературы, использованной при разработке программы

     

  1. Т.Б. Филичева,  Г.В. Чиркина  Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста  с ФФН. Программа  и методические рекомендации  для  ДОУ. - М.: Школьная пресса, 2003г.
  2. С.А. Васильева   Рабочая   тетрадь по развитию речи дошкольников.- М.: Школьная пресса, 2008г.  
  3. Т.А. Ткаченко Учим говорить правильно.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003г.
  4. В.Э. Темникова Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2006г.
  5. О.С. Ушакова и др. Придумай слово: речевые игры и  упражнения для дошкольников.- М: Просвещение: Учебная литература, 1996г.
  6. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001г.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: "Союз", 2001.
  8.  Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.-103 с. 35-54.
  9.  Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: "Акцидент", 1995.- 64 с.
  10. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.-103 стр. 35
  11.  Виноградов В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия". 1998. с. 363.
  12. Выготский Л. С. Развитие устрой речи //Детская речь. 1996. Ч. 1. С. 51.
  13. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
  14.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., "Наука",1961. – с. 336.
  15.  Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие / О.Е.Грибова. – 2 – е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007. – 96 с
  16. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание. - М., Просвещение, 1990. – 220 с.

Календарно-тематическое планирование

 лексико-грамматических занятий  по программе

«Хочу всё знать» на 2012-2013 учебный год.

№ п\п

Дата

Тема

Количество

часов

1

12.10.2012

 Употребление категории множественного числа существительных.

1

2

19.10.2012

 Имена существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

1

3

26.10.2012

 Падежные конструкции. Изменение существительных  в  единственном числе по падежам.

1

4

2.11.2012

 Употребление категорий числа и лица глаголов настоящего времени

1

5

16.11.2012

 Употребление категорий прошедшего времени глаголов единственного и множественного числа.

1

6

30.11.2012

 Согласование существительных и глаголов в числе.

1

7

7.12.2012

 Согласование  притяжательных местоимений  мой, моя, моя  с существительными мужского, женского и среднего рода.

1

8

14.12.2012

Согласование числительных с существительными.

1

9

21.12.2012

Пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок.

1

10

18.01.2013

Согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

1

11

25.01.2013

Образование относительных прилагательных.

1

12

1.02.2013

Подбор определений к предметам и объектам (цвет, форма, размер)

1

13

8.02.2013

 Однокоренные слова. Образование сложных слов.

1

14

15.02.2013

Составление предложений по демонстрации  действий, картине,  вопросам.

1

15

1.03.2013

Образование приставочных глаголов.

1

16

15.03.2013

Употребление предложных конструкций.  Простые предлоги.

1

17

22.03.2013

Употребление предложных конструкций.  Составные предлоги.

1

18

5.04.2013

Подбор  слов с противоположным значением.

1

19

12.04.2013

Образование притяжательных прилагательных.

1

20

19.04.2013

Употребление сложносочиненных предложений с разными придаточными.

1

Итого

                                                                                                               20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению.

Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающие занятия в период адаптации к дошкольному учреждению....

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с дошкольниками в МБДОУ ДС №7 "Жар-птица" с использованием дистанционных технологий обучения. Коррекционно-развивающий мультимедиакурс "Развиваемся, играя"

Понятие коррекции предполагает целенаправленное психологическое воздействие с целью изменения психического состояния человека в соответствии с «нормой психического развития». Как правило, ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»

Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...