Её высочество – игра, Его величество - ребенок.
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Её высочество – игра, Его величество - ребенок. Комплексный подход к сохранению здоровья дошкольников в детском саду.
Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Одному учителю – логопеду без помощи педагогического коллектива справиться со всеми этими задачами невозможно. Использование в дошкольном учреждении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий – основа нашей работы.
Лучше всего, когда в дошкольном учреждении есть возможность создания комплекса услуг. У нас работают: и инструктор ЛФК, и медсестра по физиотерапии и массажист, и педагог – психолог, и учитель - логопед. Для поддержания психологического климата в детском саду создана сенсорная комната, «живые уголки», где малыши могут увидеть черепах, попугаев, морских свинок, аквариумы с морскими рыбами.
Это позволяет сочетать различные здоровьеформирующие технологии.
Учитывая повышенную утомляемость детей с речевой патологией, необходимо менять наглядно-игровые средства как можно чаще. Поэтому применение разнообразных игр и игрушек является насущной необходимостью в коррекционной педагогике. Игры-соревнования вызывают особый интерес у ребят именно в старшем дошкольном возрасте, когда формируется мотивация достижения успеха! Педагогам важно научить дошкольников радоваться успехам товарищей, достойно выигрывать, быть справедливыми, честными в игровой ситуации. Детям же и интересно то, что занятие проходит в игровой форме!
Некоторые из своих придумок я представляю в данной статье.
В заключении, хочу дать совет руководителям образовательных учреждений: не жалейте средств и сил для создания образовательной среды, позволяющей применять здоровьесберегающие технологии. Ваши затраты , и энергетические и финансовые, окупятся сторицей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Её высочество – игра, Его величество - ребенок.
Комплексный подход к сохранению здоровья дошкольников в детском саду.
Балашова Галина Владимировна, учитель – логопед, ГБОУ д/с 2150, г. Москва.
Рябикова Надежда Николаевна, воспитатель по физическому развитию, ГБОУ д/с 2150, г. Москва.
Разуваева Елена Александровна, педагог – психолог, ГБОУ д/с 2150, г. Москва.
Речевая патология не существует сама по себе, изолированно. К сожалению, нам, логопедам, редко встречаются воспитанники, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
К основным показателям здоровья детей относятся:
- Уровень физического и нервно-психического развития ребенка;
- Степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
- Отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития.
Наличие болезненных черт у детей с общим недоразвитием речи объясняется тем, что само речевое нарушение является следствием резидуально-органического поражения центральной нервной системы. Дети с фонетическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи отклонений в развитии психической сферы не имеют. Причины нарушений при таких речевых расстройствах («физиологической» дислалии) заключаются в слабости нервных процессов, протекающих в мозге. Механическая форма дислалии обусловлена врожденными дефектами строения органов речи: ротовой и носовой полости (губ, зубов, носовых ходов, нёба). Одним словом, логопеду необходимо исправлять не только речевой дефект, но ещё, по мере сил, работать над нормализацией психического и физического состояния ребенка.
Без помощи педагогического коллектива справиться со всеми этими задачами невозможно. Использование в дошкольном учреждении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий – основа нашей работы.
Предупреждению гиподинамии и обеспечение оптимального двигательного режима способствуют: утренняя гимнастика в группе, двигательные разминки в режиме дня, в процессе занятий с инструктором по лечебной физкультуре.
Использование различных видов гимнастики для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения, профилактики нарушений зрения.
Оздоровительные приёмы, применяемые в нашем детском саду:
Комплекс упражнение для формирования правильной осанки,
гимнастика для глаз;
общий массаж;
упражнения, многофункциональные игры для активизации мыслительной деятельности, которые целесообразно применять на логопедических занятиях параллельно с артикуляционной и дыхательной гимнастикой;
кислородный коктейль;
физиотерапия,
водолечение.
Коррекция особенностей моторного развития проводится на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда, психолога, воспитателей, тренировках с инструктором по лечебной физкультуре. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных артикуляторных поз, развитие статической выносливости, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстрой реакции на словесные инструкции, выработку навыков самоконтроля и саморегуляции.
Лучше всего, когда в дошкольном учреждении есть возможность создания комплекса услуг. У нас работают: и инструктор ЛФК, и медсестра по физиотерапии и массажист, и педагог – психолог, и учитель - логопед.
Для поддержания психологического климата в детском саду создана сенсорная комната, «живые уголки», где малыши могут увидеть черепах, попугаев, морских свинок, аквариумы с морскими рыбами.
Это позволяет сочетать различные здоровьеформирующие технологии.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С первого дня занятий формирование движений малышей происходит при участии речи. Сама речь как бы ритмизуется в движении, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. В то же время ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
На логопедических занятиях мы проводим динамические физкультминутки. Например, для веселой зарядки встаем на ковер, изображаем движения по ходу чтения стихов.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег-
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит вам и нам.
Мы теперь метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Любимое занятие дошкольников – подвижная игра. Она отличается эмоциональностью, является прекрасным способом двигательной разгрузки для детей. На этапе автоматизации звука в слогах я предлагаю ребенку не только повторить слоговой ряд, но и движения моей кисти. Так, в игровом упражнении «Серебряный ручей», мы автоматизируем изолированный звук, произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний. Произносим звук, слоги прямые и обратные с одновременным движением пальцев сначала по «водной глади», потом по «камешкам, лежащим на берегу ручья», что способствует развитию мелкой моторики. При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял упражнение без напряжения, с удовольствием [2].
Игра «Повтори – не ошибись» [3] требует работы обеих рук. Ребенок держит перед собой ладони тыльной стороной вверх. Логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его рукам и произносит закрепляемый слог. Затем те же движения повторяет ученик.
Развивая речь ребенка, логопеды уделяют много времени работе над плавностью речи, следят, чтобы выдох был полным. Длительность выдоха имеет не меньшее значение для постановки и автоматизации звуков. Игры – упражнения с гласными звуками - тот фундамент, на котором строится здание из многих этажей: формирование фонематических процессов, просодики, а затем, и развитие навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте.
При знакомстве детей с гласными звуками [а], [у],[и] и буквами А, У, И можно предложить следующую игру. Взрослый произносит звук [а], дети поднимают руки над головой и показывают беззвучную артикуляцию этого звука; звук [и] – выполнить наклоны головы в стороны и улыбнуться; звук [у] – вытянуть губы вперед. Эта же схема используется при выполнении упражнения «Определи гласный звук в середине слова». Предлагая детям показать с помощью движений, какие звуки «живут» в словах тик- так – тук, логопед сначала произносит эти слова медленно, выделяя голосом гласный звук, затем ускоряет темп речи.
Динамическая игра «Звуковой мячик» полюбилось детям потому, что можно встать в круг всем вместе [6, с. 14]. Логопед просит назвать пару по звонкости-глухости для звука [з] и бросаем мяч. Ребенок отвечает: «Звук [с] и возвращает мяч педагогу.
Игровое упражнение «Мяч в цель бросай - звуки закрепляй!» нравится всем дошкольникам старшего возраста: и мальчикам и девочкам.
Цели: создание условий для коррекции речевых нарушений с помощью игровой мотивации;
закрепление пройденного материала;
совершенствование словесно – логического мышления.
Задачи: развивать фонематический слух;
совершенствовать навыки звукового анализа слов;
закреплять знания об отличительных признаках гласных и согласных звуков, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
стимулировать двигательную активность дошкольников.
Оборудование: большие предметные картинки, мишень формата А 3, мячи красного, зеленого и синего цветов.
Правила проведения игрового упражнения:
- определить первый звук в слове,
- выбрать мяч нужного цвета,
- бросить его в цель.
Обозначаем место, с которого делаем бросок. Если не попал, можно повторить попытку. Главное – объяснить выбор мяча. Естественно, необходим тщательный выбор картинок. Не берем слова, начинающиеся на йотированные дифтонги, учитываем программу, по которой работаем над речевыми проблемами детей.
Даже игру «Брейн-ринг» можно сделать подвижной!
Она проводится со старшими дошкольниками. Дошкольники объединяются в две группы, встают по обе стороны от педагога, и им предлагается посоревноваться в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Дети по очереди (по подгруппам) называют слова на заданный звук. Победителям нужно подготовить призы, медали, чтобы подкрепить мотивацию достижения успеха [6, с. 20].
Для развития слухового восприятия я также стараюсь использовать игры, требующие движения: «Узнай, кто это?», « Узнай по звуку» » [9 , с. 30, 32].
В логопедической работе особое внимание уделяется упражнениям, сочетаются речь и движение. Множество стихов, народных потешек, скороговорок, чистоговорок помогают закреплять произношение поставленных звуков, развивать общие речевые навыки, координировать тонкие движения пальцев рук.
Придуманная мною игра «Серебряный ручей» позволяет разнообразить коррекционные занятия. В её первом варианте можно тренировать плавное произнесение ряда гласных, формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных, развивать тактильные ощущения и обогащать словарь наших маленьких «учеников». Логопед проводит кончиками пальцев по гладкой поверхности «реки» и пропевает звуки, затем просит ребенка повторить движение и попевку. Как правило, дошкольник сам описывает свои ощущения, говорит, что фольга холодная и гладкая, как лёд. Затем можно дать другой ряд гласных, увеличивая их количество.
В третьем варианте игры учитель – логопед проверяет знание гласных звуков первого ряда. Проговаривая ряд гласных звуков, и нажимая на пуговки подушечками указательного и среднего пальцев, ребенок «шагает по дорожке» из шести пуговиц. Если пуговицы не закончились, значит, какой-то звук не назван!
Все вы знаете, что есть дети, которые могут одинаково использовать и правую и левую руку. Чтобы помочь малышу в выборе ведущей руки, « рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку [2].
В структуру логопедического занятия включаются задания по формированию фонематических представлений. Они так же осуществляются в игровой форме.
Игра «Звуковая линейка», предложенная Соколовой Н., Васильевой С. знакома педагогам. В классическом варианте, предложенном авторами пособия «Логопедические игры для дошкольников» у каждого ребенка на столе лежит «Звуковая линейка». Каждая клеточка – квартира для звука. Игрушка от киндер-сюрприза ходит в гости либо к какому-то звуку, названному логопедом, или в одну из «квартир». Дети должны определить порядковый номер звука или звук по порядковому номеру.
Т.е., логопед говорит: « Эта полоска – домик для слова лейка. Лев идет в гости в третью квартиру. Назови звук, к которому он попадет» [8 , с. 12]. Мы же изготовили «звуковую дорожку» по типу «классиков», которые дети чертят на асфальте, и игра стала подвижной.
Подвижная игра «Кегельбан для дошколят», может проводиться и в кабинете логопеда, и на воздухе. Она проводится как часть занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, и направлена на развитие коммуникативных навыков и социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Для игры необходимы пластиковые бутылки с «дверцами», чтобы свободно проходила рука. Внутрь бутылок закладываем пластмассовые буквы или квадраты 4 на 4 сантиметра на магнитной основе красного, синего и зеленого цвета.
А затем размещаем их на полу или на земле. Дети объединяются в команды. Задача – бросить мяч, сбить бутылку и отнести на стол своей команды. Затем дети составляют звуковые схемы слов, которые задает логопед – в первом варианте игры. Победителем становится команда, выполнившая задание быстрее.
Во втором варианте дети составляют слова и записывают их на магнитно-маркерной доске. У каждой команды своя доска и стол для составления слов из букв. Взрослый проверяет правильность их написания, а затем дети записывают слова на доске.
При подведении итогов нужно проверить – нет ли одинаковых слов у команд, а затем подсчитать количество слов у 1 и 2 команды. Победителем станет та команда, которая вспомнила больше слов.
Идея игры принадлежит Зайцеву Николаю Ивановичу, только он наполняет бутылки слоговыми кубиками и подсчитывает очки, которые даются за составленные слова разной слоговой структуры. Мы этого не делаем. Используем лишь основу: игра тренирует бросок, точность попадания по бутылке и навыки письма.
Игры-соревнования вызывают особый интерес у ребят именно в этом возрасте, когда формируется мотивация достижения успеха. Педагогам важно научить дошкольников радоваться успехам товарищей, достойно выигрывать, быть справедливыми, честными в игровой ситуации. А детям важно и интересно то, что занятие проходит в игровой форме.
Особое внимание мы обращаем на оздоровительные технологии, оказывающие психотерапевтическое воздействие. Возрастает число эмоционально лабильных детей, даже незначительные затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Многие дети испытывают напряжение в мышцах в процессе постановки и автоматизации звуков. Использование специальных упражнений позволяет снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, успокоить детей.
Основываясь на своём опыте, хочется отметить, что куклы би-ба-бо - прекрасные помощники логопеда во время проведения релаксации. « Снятая с руки, такая куколка повисает, и тогда для детей становится понятным выражение - «расслабьте полностью мышцы»... Умело используемые куклы, помогают вызывать положительные эмоции или незаметно ослаблять нервное напряжение у детей... Например, если ребенок стесняется начать фразу, ему можно предложить начать говорить вместе с Зайчиком» [8 , с. 100].
Как известно, речевое дыхание детей с минимальным проявлением дизартрии развивается медленно. Игры – драматизации с использованием логопедических модулей позволяют разнообразить проведение дыхательной гимнастики. Например, когда я обучаю детей выполнению упражнения «Ладошки», которое входит в систему дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, то надеваю на руку перчаточную куклу – ёжика. И мы шмыгаем носиком как ёжик. При выполнении упражнения «Кошечка» можно использовать игрушку би – ба - бо – котенка.
На всех занятиях логопеда и психолога проводится дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастика. Дети старшего дошкольного возраста обучаются приёмам самомассажа языка, губ, лицевых мышц и рук. Обязательно используются динамические «мостики» между этапами занятия (с использованием различного спортивного инвентаря). Все педагоги обращают внимание на осанку детей в ходе занятий и во время режимных моментов.
В течение учебного года в нашем детском саду проходят методические мероприятия для педагогов, тренинги и мастер – классы для родителей по обучению приёмам логопедического самомассажа, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, пальчиковой и аурикулярной гимнастики, психокоррекции.
Итак, две основные задачи: развитие речи детей и проведение оздоровительной работы решаются логопедом в тесном контакте с воспитателями и другими специалистами: психологом, инструктором по физкультуре, медсестрой по физиотерапии, музыкальным руководителем, инструктором по лечебной физкультуре, массажистом. Если работа ведется в едином ключе: один дополняет другого, то коррекция детей, имеющих нарушения речи, протекает успешнее. Таким образом, создаются условия для оптимального физического и нервно-психического развития детей в нашем образовательном учреждении, и обеспечивается соответствующий уровень здоровья воспитанников.
Я рекомендую вам для решения логопедических проблем у детей в дошкольных учреждениях использовать единую систему работы всех специалистов. Будучи коррекционным педагогом на протяжении 25 лет, хочу дать совет руководителям образовательных учреждений: не жалейте средств для создания образовательной среды, позволяющей применять здоровьесберегающие технологии, тогда вы получите огромное удовольствие, присутствуя на утренниках и празднике правильной речи в конце учебного года.
Литература.
1. И. Лопухина. Речь, ритм, движение. СПб., Дельта, 1997, с. 138 - 252.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М., Эксмо - Пресс, 1998, с.134, 133.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно-отсталых дошкольников. М., Бук-мастер, 1993,
4.Панферова И.В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. М., Сфере, Ж. Логопед, №2, 2011, с.19.
5. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., Аквариум,1995.
6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб, Детство-Пресс, 2004.
7. Соколова Н., Васильева С. Логопедические игры для дошкольников. М., Школьная пресса, 2001, с. 12.
8. Успенская Л.П., Пеллингер Е.Л., Выгодская И.Г. Устранение заикания в игровых ситуациях. М. Просвещение, 1996, с. 16.
9. Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В.И. Селиверстова. М.:Просвещение,1979.
10. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб, 1999.
11. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. Мир книги, 2008, с. 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
Презентация "Деловая игра "Её величество - игра"
Презентация "Её величество - игра"...
Деловая игра Ее величество игра
Цель: Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами».Задачи:1. Совершенствовать педагогич...
Его Величество - ребенок
Родительское собрание в средней группе...
Конспект квест - игры "ЕЁ Величество математика"
Конспект для подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений "ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО МАТЕМАТИКА"...