Цикл занятий по развитию связной речи у детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные цели.
Формирование представлений о труде хлеборобов, о труде людей в пекарне. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб»:
Хлеб, зерно, пшеница, рожь, колос, усик, сноп, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь, булка, пряник, сушка, печенье и др.;
Золотой, длинный, круглый, белый, свежий, ржаной, вкусный и др.;
Растить, ухаживать, убирать, сеять, вымолачивать, печь, мелить (муку).
Совершенствование навыков рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи, употребление уменъшительно - ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательный цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к хлебу.
Оборудование.
Картины по теме. Сноп из колосков, поднос с хлебобулочными изделиями.
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Хлеб». Поход с родителями в хлебный магазин.
Рассматривание картин по теме «Хлеб».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент (формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.)
Логопед и дети встречают в «Русской избе» членов жюри по старинному русскому обычаю с хлебом солью.
Логопед приглашает детей и гостей пройти в логопедический кабинет для продолжения занятия.
Логопед: А теперь отгадайте загадку:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет! (ответ: ХЛЕБ)
Логопед: Молодцы! это хлеб. Ребята сегодня к нам в гости пришли «КОЛОСКИ». Они хотят пригласить вас окунуться в мир волшебного превращения вот этого (показывает зерно пшеницы) маленького зернышка в этот большой, свежий, мягкий, душистый и ароматный каравай.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я.Аким
2. Рассматривание картин и беседа по ним. (Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи, зрительного внимания)
Логопед: сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут его для нас, а «КОЛОСКИ» послушают вас. А я предлагаю вам совершить незабываемую экскурсию.
Логопед: Куда мы пришли?
Дети: на поле.
Логопед: Что мы видим на поле?
Дети: Трактор пашет землю.
Логопед: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая.
Логопед: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Логопед: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле? Дети: Сеют зерно.
Логопед: Правильно!
Логопед: Посеяли зерно. Наступила осень. Пошли дожди. Первые заморозки легли на землю. Но выпал первый снег и накрыл своим покрывалом поля. Время шло и наступила долгожданная весна.
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «ХЛЕБ».
Логопед: Весной колоски потянулись к солнышку, подросли. И вот наступило долгожданное лето. Зерна созрели, стали золотыми. Пришла пора убирать хлеб. Посмотрите, какие колоски ржи и пшеницы. Ребята, «колоски» хотят, что бы мы их сравнили.
Колосок ржи длинный, тонкий, у него длинные усики. Зерна у ржи тоже длинные.
Колосок пшеницы короче, усики короткие, а зернышки круглые.
Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «ХЛЕБ».
Логопед: Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер
Логопед: Что делает комбайн с колосками?
Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному рукаву высыпают в грузовую машину и везут на мельницу.
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «ХЛЕБ».
Логопед: На мельнице зерна растираю - мелют. Получается мука.
Муку везут в пекарню. Что из муки можно испечь? Как сказать двумя словами? Дети: Хлебобулочные изделия.
Тесто тужится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «ХЛЕБ».
Логопед: В каком магазине можно купить хлеб?
Дети: В булочной.
Логопед: Но прежде чем мы с вами пойдем в булочную, я предлагаю вам отдохнуть.
3.Подвижная игра «ХЛЕБ». (координация речи с движением)
Мы вспахали землю плугом,
Хлеб посеяли с любовью,
Время шло
И хлеб подрос.
Золотые рожь, овес!
Мы серпом их срежем, срежем
И в снопы их свяжем, свяжем.
Будем их сушить в тепле.
Мы на мельницу свезем их.
Нам муки намелет мельник.
А в пекарне пекарь знатный,
Испечет нам свежий хлеб,
Золотистый и душистый,
Ароматней просто нет.
СУРИНА О.М.
4. Пауза перед посещением булочной. (логопед читает стихотворение «Пекари», сюрпризный момент.)
Когда под звездным небом
Все по домам уснут,
Запахнет город хлебом,
Что в темноте везут.
Ночными переулками
Бегут машины с булками.
На цыпочках машина,
Чтоб спящих не будить,
Спешит по магазинам
Поклажу развозить.
Машина за машиной
Шуршат неслышно шины...
Заря займется алая,
И пекари усталые
Халаты снимут белые;
- мы эти булки сделали,
Высокие батоны,
И плюшки всех фасонов,
И халы, и ватрушки,
И калачи, и сушки.
Катали мы рогалики
И маком посыпали.
Шоферы помогали нам:
Возили их - не спали.
Мы все трудились от души
Садитесь, ешьте, малыши!
Логопед: Вот мы с вами и в булочной. Посмотрите, сколько хлебобулочных изделий нам привезли.
5.Игра «Назови ласково». (лексико-грамматическая игра, употребление уменьшительно - ласкательных суффиксов)
Хлеб - хлебушек
Буханка- ...
Сушка- ...
Кекс - ...
Баранка - ...
Пряник - ...
Булка - ...
6. Игра «Кого чем угостим». (совершенствование грамматического строя речи)
Логопед: А теперь давайте поиграем еще в одну игру.
С подноса вы берете угощение. Я начинаю предложение, а вы должны его закончить.
Я угощу Сашу ... . и т.д.
7.Организация окончания занятия.
Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Я думаю, что вы тоже будете бережно, уважительно относится к хлебу.
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зима!"
В занятии используются мнемоквадраты для составления рассказа о зиме.Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о признаках зимы....
Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».
Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...
Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.
Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ. ...
Конспект итогового занятия по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....
Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»
В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....
Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (
Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...
«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...