Цикл занятий по развитию связной речи у детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Данное занятие по лексической теме "Хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-образовательные цели.

Формирование представлений о труде хлеборобов, о труде людей в пекарне. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб»:

Хлеб, зерно, пшеница, рожь, колос, усик, сноп, тракторист, комбайнер, мельник, пекарь, булка, пряник, сушка, печенье и др.;

Золотой, длинный, круглый, белый, свежий, ржаной, вкусный и др.;

Растить, ухаживать, убирать, сеять, вымолачивать, печь, мелить (муку).

Совершенствование навыков рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них. Совершенствование грамматического строя речи, употребление уменъшительно - ласкательных суффиксов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, диалогической речи, зрительного внимания, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательный  цели. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к хлебу.

Оборудование.

Картины по теме. Сноп из колосков, поднос с хлебобулочными изделиями.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Хлеб». Поход с родителями в хлебный магазин.

Рассматривание картин по теме «Хлеб».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент (формирование положительной установки детей на участие в занятии. Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи.)

Логопед и дети встречают в «Русской избе» членов жюри по старинному русскому обычаю с хлебом солью.

Логопед приглашает детей и гостей пройти в логопедический кабинет для продолжения занятия.

Логопед: А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!                        (ответ: ХЛЕБ)

Логопед: Молодцы! это хлеб. Ребята сегодня к нам в гости пришли «КОЛОСКИ». Они хотят пригласить вас окунуться в мир волшебного превращения вот этого (показывает зерно пшеницы) маленького зернышка в этот большой, свежий, мягкий, душистый и ароматный каравай.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

                          Я.Аким

2. Рассматривание картин и беседа по ним. (Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи, зрительного внимания)

Логопед: сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут его для нас, а «КОЛОСКИ» послушают вас. А я предлагаю вам совершить незабываемую экскурсию.

Логопед: Куда мы пришли?

Дети: на поле.

Логопед: Что мы видим на поле?

Дети: Трактор пашет землю.

Логопед: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая.

Логопед: Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Логопед: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле? Дети: Сеют зерно.

Логопед: Правильно!

Логопед: Посеяли зерно. Наступила осень. Пошли дожди. Первые заморозки легли на землю. Но выпал первый снег и накрыл своим покрывалом поля. Время шло и наступила долгожданная весна.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Логопед: Весной колоски потянулись к солнышку, подросли. И вот наступило долгожданное лето. Зерна созрели, стали золотыми. Пришла пора убирать хлеб. Посмотрите, какие колоски ржи и пшеницы. Ребята, «колоски» хотят, что бы мы их сравнили.

Колосок ржи длинный, тонкий, у него длинные усики. Зерна у ржи тоже длинные.

Колосок пшеницы короче, усики короткие, а зернышки круглые.

Золотой простор бескрайний, Там работают комбайны. Мы говорим: «ХЛЕБ».

Логопед: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер

Логопед: Что делает комбайн с колосками?

Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному рукаву высыпают в грузовую машину и везут на мельницу.

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Логопед: На мельнице зерна растираю - мелют. Получается мука.

Муку везут в пекарню. Что из муки можно испечь? Как сказать двумя словами? Дети: Хлебобулочные изделия.

Тесто тужится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «ХЛЕБ».

Логопед: В каком магазине можно купить хлеб?

Дети: В булочной.

Логопед: Но прежде чем мы с вами пойдем в булочную, я предлагаю вам отдохнуть.

3.Подвижная игра «ХЛЕБ». (координация речи с движением)

Мы вспахали землю плугом,

Хлеб посеяли с любовью,

Время шло

И хлеб подрос.

Золотые рожь, овес!

Мы серпом их срежем, срежем

И в снопы их свяжем, свяжем.

Будем их сушить в тепле.

Мы на мельницу свезем их.

Нам муки намелет мельник.

А в пекарне пекарь знатный,

Испечет нам свежий хлеб,

Золотистый и душистый,

Ароматней просто нет.

СУРИНА О.М.

4. Пауза перед посещением булочной. (логопед читает стихотворение «Пекари», сюрпризный момент.)

Когда под звездным небом

Все по домам уснут,

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Бегут машины с булками.

На цыпочках машина,

Чтоб спящих не будить,

Спешит по магазинам

Поклажу развозить.

Машина за машиной

Шуршат неслышно шины...

Заря займется алая,

И пекари усталые

Халаты снимут белые;

- мы эти булки сделали,

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи, и сушки.

Катали мы рогалики

И маком посыпали.

Шоферы помогали нам:

Возили их - не спали.

Мы все трудились от души

Садитесь, ешьте, малыши!

Логопед: Вот мы с вами и в булочной. Посмотрите, сколько хлебобулочных изделий нам привезли.

5.Игра «Назови ласково». (лексико-грамматическая игра, употребление уменьшительно - ласкательных суффиксов)

Хлеб - хлебушек

Буханка- ...

Сушка- ...

Кекс - ...

Баранка - ...

Пряник - ...

Булка - ...

6. Игра «Кого чем угостим». (совершенствование грамматического строя речи)

Логопед: А теперь давайте поиграем еще в одну игру.

С подноса вы берете угощение. Я начинаю предложение, а вы должны его закончить.

Я угощу Сашу ... . и т.д.

7.Организация окончания занятия.

Вот видите, ребята, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Я думаю, что вы тоже будете бережно, уважительно относится к хлебу.

Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе

 Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста "Здравствуй, зима!"

В занятии используются мнемоквадраты для составления рассказа о зиме.Цель: уточнение и закрепление представлений у детей о признаках зимы....

Конспект занятия по развитию связной речи у детей подготовительной группы. Тема: «Что за прелесть эти сказки».

Программное содержание:Развивать у детей творческое мышление, фантазию при составлении сказок по иллюстрациям, по сюжету, по названию сказки, по пословице, по набору игрушек.Учить связно, послед...

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Конспект итогового занятия по развитию связной речи у детей 6-7 лет с ОНР.

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Логопедическое занятие по развитию связной речи для детей с общим недоразвитием речи с интеграцией изобразительной деятельности «Мой ласковый и верный друг»

В занятии дошкольники обучаются составлять описательный рассказ о домашнем животном – собаке посредством создания проблемной ситуации. К детям приходит герой, роль которого исполняет взрослый человек....

Конспект открытого группового логопедического занятия по развитию связной речи для детей комбинированной подготовительной группы с тяжелым нарушением речи (ОНР – III уровня) с использованием современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС (

Тема: «День защитника Отечества».Цель: Актуализация лексической темы: «День Защитника Отечества».Коррекционно-образовательные цели: закреплять представления о российской армии и профессиях в...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...