Сравнительный анализ речи детей в норме и с ОНР
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Сравнительный анализ речи детей в норме и с ОНР
(использованы исследования Р. Е. Левиной, А. М. Леушиной)
норма | 1-й уровень ОНР | 2-й уровень ОНР | 3-й уровень ОНР | |
Появление речи | К концу 1-го года или в начале 2-го ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью | позднее начало речи (3-4 года) | ||
Фразовая речь | Около 1,5-2 лет дети начинает говорить отдельными короткими фразами; элементы связной монологи-ческой речи появляются уже к 2-3 годам. Переход от ситуативной речи к контекстной происходит к 4-5 годам, усложняется структура предложения | фраза отсутствует; ребенок пользуется жестами, мимикой, отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями. | простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений; высказывания на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. | развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматичес-кого и фонетико-фонематического не-доразвития; активная речь – простые предложения, затруд-няется распространять простые и строить сложные предложения. |
Понимание речи | Развивается быстрыми темпами на 3-м году жизни. Ребенок пони-мает изменение слов, выраженных, суф-фиксами приставка-ми, различает от-тенки значений од-нокоренных слов, усваивает лексико-грам-матические структу-ры, отражающие временные, пространст-венные, причинно-следственные связи и отношения. | носит ситуативный характер; отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов | различаются некоторые грамматические формы и морфологические элементы языка | приближается к норме; затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении лексико-грам-матических структур, отражающих временные, пространственные, причинно–следственные связи и отношения |
Словарный запас | к концу первого - начало 2-го года появляются первые слова; к году словарь состоит из 9-12; резко возрастает на 3-м году жизни; правильно употребляет глаголы, существительные и прилагательные; имеет навык словообразования и словотворчества | резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены | значительно отстает от нормы; не знает названия основных цветов, форм размеров, частей предметов; ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества | значительно возрастает, пользуется всеми частями речи, заметно преобладание существ. и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества |
Грамматический строй речи | развитие начинается на 2-ом году жизни, к 4-5 годам усложняется строй речи; употребляет сложные грамматические формы; правильно пользуется предлогами; не делает ошибки в ударениях и падежных окончаниях | фразы нет; пользуется корневыми словами, лишенными флексий | не сформирован; попытки формирований чаще всего неудачны; смешение падежных форм, употребление существ. в И. п., а глаголов в инфинитиве; отсутствие согласований (прилагательное + существительное; числительное + существ.); пропуск предлогов, замена сложных предлогов простыми; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существ. по числам | правильно употребляет простые грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных; пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных окончаниях |
Звукопроизношение | правильное звукопроизношение формируется к 4-5 годам; произносит все звуки изолированно, в словах, фразах; нарушений звукопроизношения нет | резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков | значительно отстает от нормы; многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи | улучшается, но могут оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по артикуляции |
Слоговая структура речи | правильно произносит слова, не допускает их искажений и ошибок в них | грубо нарушена, сокращение слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова | грубо нарушена слоговая структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении гласных | нарушений меньше; в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня, особенно страдает звуконаполняемость слов |
Фонематическое восприятие | Может правильно повторить слоги с оппозиционными звуками, дифференцировать их (не смешиваемые и смешиваемые в произношении); может самостоятельно провести звуковой синтез и анализ | фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания по звуковому анализу ребенку не понятны | не определяет позицию звука в слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов | не достаточно развиты фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика связной речи детей в норме и патологии
В статье рассматривается состояние связной речи, словарного запаса, характеристика грамматического строя речи, звукопроизношение детей в норме и патологии....
Доклад на тему: "Сравнительная характеристика речи детей с ФФНР и ОНР 3 уровня".
Доклад включает в себя задачи и разделы коррекционного обучения детей с ФФНР и ОНР 3 уровня. Даётся сравнительная характеристика двух групп детей....
Сравнительный анализ развития высших психических функций у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет
Сравнительный анализ развития ВПФ у детей с ЗПР, ЗРР и нормой развития в возрасте 3-4 лет...
Развитие речи детей в норме
В данной статье рассматриваются вопросы последовательного развития речи ребенка в норме, закономерности этого процесса и условия его благоприятного протекания, раскрыты причины речевых нарушений....
Сравнительный анализ участие детей в конкурсах.
Участие дошкольников в конкурсах Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой ...
Анализ речи детей в свободной деятельности
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в до...
Развитие речи детей в норме до трёх лет
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушения речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков ...