Тест на предрасположенность к дисграфии и дислексии
тест по логопедии (подготовительная группа) по теме
Материал предназначен для учителей-логопедов, воспитателей и родителей и представляет собой тестововые задания и критерии оценки полученных результатов..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disleksiya.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, я работаю логопедом уже 10 лет . И всех детей, которые выпускаются из группы НПОЗ, я профилактически проверяю на предрасположенность к дислексии с помощью «методики раннего выявления дислексии (МРВД)», разработанной А.Н. Корневым (см. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Спб.,1997 )
Предлагаю всем методику и правила оценки выполнения заданий
«Рядоговорение" Инструкция: «Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели». Допускается помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления.
Оценки: правильно ответил на оба вопроса- 0 баллов, правильно ответил на один вопрос- 2 балла, не ответил ни на один вопрос- 3 балла.
Примечание: Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространственной и временной последовательности.
«Ритмы» Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
- Простые ритмы - !! !, ! !!, !! ! !, ! ! !!, ! !!!, если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
- Сложные ритмы - !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерии выполнения те же, что и в простых ритмах.
Оценки : выполнены оба задания – 0 баллов, выполнены только простые ритмы – 2 балла, не выполнено ни одного задания – 3 балла.
Примечание. Дети с дислексией выполняют это задание с большим количеством ошибок. У взрослых данный тест диагностирует поражение премоторных и височных структур правого полушария.
Тест «Кулак – ребро – ладонь» Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».Экспериментатор демонстрирует ребёнку трижды подряд последовательность из трёх движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребёнок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребёнок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему ещё одну попытку (если ребёнок воспроизвёл последовательность из трёх движений только один раз и после стимуляции продолжил её верно, то это ошибкой не считается). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.
Оценки: правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов; правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трёх демонстраций с 1-й попытки – 2 балла; правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после трёх демонстраций со 2-й и более попыток – 3 балла.
Примечание. Данный тест чувствителен не только к поражению двигательных систем (преимущественно премоторных их отделов), но и к модально неспецифическому дефициту сукцессивных функций. В первом случае чаще страдает переключение с одного движения на другое в автоматизированном режиме: ребёнок делает большие паузы между движениями. Во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них. Предположительно затруднения в данном задании можно связать с левополушарной недостаточностью.
Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только ч закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчёта стартового времени называет ряд из трёх цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд трёх цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведённом ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания. После этого даётся новая инструкция: «Сейчас я назову тебе ещё несколько цифр, и ты их будешь повторять , но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1» При этом для наглядности нужно поочерёдно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагаем ряд из двух цифр, затем из трёх и т.д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половину задания
Цифровые ряды
Прямой счёт
№3 3-8-6 6-1-2
№4 3-4-1-7 6-1-5-8
№5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6
Обратный счёт
№2 2-5 6-3
№3 5-7-4 2-5-9
№4 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценки: итоговый результат больше 6 - 0 баллов; итоговый результат равен 6 - 2 балла; итоговый результат меньше 6 - 3 балла.
При обследовании детей 6.5 – 7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие три оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест «Кулак – ребро – ладонь» или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптическая дисграфия и дислексия
В данном материале данна краткая информация родителям о оптической дисграфии и дислексии...
методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...
«Работа по предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Содержание коррекционной работы по развитию фонематического слуха, звукослогового анализа и синтеза, познавательных процессов, мелкой моторики рук, конструктивного мышления, сукцессивных способностей,...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИЙ И ДИСЛЕКСИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ....
Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»
Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...
«Коррекционно – развивающая работа по устранению предпосылок оптической дисграфии и дислексии у дошкольников»
Оптическая дисграфия и дислексия связана с недоразвитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, пространственных представлений....
Профилактика дисграфий и дислексий у детей с ТНР.
Методическая разработка по профилактике дисграфий и дислексий у детей с ТНР с использованием сохранных анализаторов..В работе представлены некоторые виды заданий и дидактических пособий для профилакти...
Комментарии
Классный тест! Ниночка
Классный тест! Ниночка Аркадьевна, Вы-умница!