Статья о нормах речевого развития у детей.
статья по логопедии по теме

Остроухова Ксения Владимировна

Статья предназначена для родителей, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_roditelyami.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Статья  о нормах речевого развитии у детей.

        Адресована: родителям, у которых есть дети от рождения до 7-ми лет.

        Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

        Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка - слух, зрение, обоняние, осязание, были тоже достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи, развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

        Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребёнка-состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания- диспепсии, хронические пневмонии, хронические тонзилит, аденойды и др. Они ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

        Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребёнок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти- десяти месяцам ребёнок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и большего количества слов (баба, кис, му, бэ и др.)

        Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании её в этот период играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот период необходимо развивать пассивный словарь

 (это те слова, которые ребёнок ещё не произносит, но соотносит с предметами, показывает его при назывании).

Постепенно у ребёнка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время формируется и фраза. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к трём годам они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется, улучшается произношение. При нормальном развитии речи е пяти годам-шести годам у ребёнка спонтанно коррегиурются физиологические нарушения звукопроизношения.

        К семи годам ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный активный словарь и практически овладевает грамматически правильной речью.

        Необходимо знать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Таким образом, речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

        Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, чистое произношение ребёнком звуков и слогов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости к школе.

        Желаю всем удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Статья на тему: Формирование словаря детей 4-5 лет в норме речевого развития.

Материал собран для сравнительных характеристик развития словаря у детей данного возраста в норме речевого развития и у детей с ОНР....

Консультация (Статья) для родителей "Речевое развитие у детей младшего возраста"

Уровень развития речи находится в прямой  зависимости  от развития тонкой моторикиРечевое развитие ребенка - одна из актуальных задач современного дошкольного образования...

Статья на тему речевое развитие для детей 2-3

Статью составила воспитатель : Подорожняя Татьяна ВикторовнаРечевое развитие для детей 2-3 летДети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меня...

Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет

Буклет-консультация для родителей Особенности и нормы речевого развития у детей 2-3 лет...

Статья. Развитие этических норм речевого поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Этапы обучения и развития у детей этических норм речевого поведения....

Научная статья "Проблемы задержки речевого развития у детей"

В настоящее время увеличивается количество детей с нарушениями речи.  Отставание в усвоении родного языка, в сравнении с нормальным темпом развития, является наглядным свидетельством задержки в р...