ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.
статья по логопедии на тему

 

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx27.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ  ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА.

В соответствии с ФГТ особую актуальность приобретает обеспечение равных стартовых возможностей для обучения в школе  детей с разными ограничениями в здоровье.

Основная задача коррекционно-педагогической работы   нашего ДОУ — создание условий для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Для ее решения нами используются классические и современные педагогические и психологические подходы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

 Поэтому задачу нашей работы  целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

 Принципы технологии личностно-ориентированного взаимодействия:

  1. «Необходимо любить ребенка, очеловечить среду, в которой он живет, прожить в ребенке  свое детство»  Ш.А. Амонашвили

   2. Понимание и взаимопонимание в общении с ребенком, равенство, сотрудничество, диалог

 3. Смена педагогического воздействия  на педагогическое взаимодействие

Доминанта технологии

- Выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального

субъекта познания

-  Развитие  присущих ребенку личностных качеств и способностей

- Формирование положительной  Я-концепции

- Развитие творческих способностей

- Овладение навыками самопознания

Особую актуальность приобретает личностно-ориентированный подход в коррекционной логопедической работе.

Как правило, дети с речевыми нарушениями разной этиологии имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной  депривации.

Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде

Основные задачи реализации технологий в образовательном учреждении:

- Оказание  помощи семье, воспитывающей ребенка с  нарушениями речи;

-  Своевременная диагностика и  включение ребенка в коллектив сверстников с целью коррекции речевого развития;

- Реализация развивающего обучения, направленного на формирование у детей «жизненных» и «академических» компетенций;

- Квалифицированная коррекция имеющихся нарушений психологического и речевого развития ребенка;

- Профилактика возникновения «вторичных дефектов»;

- Реализация оздоровительных мероприятий

Критерии личностно-ориентированной модели образования

Понимание детства

 Детство  - полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами.

Взгляд на природу человека, ребенка

Ребенок-субъект, выбирающий свою траекторию развития.

Источники развития в самом ребенке.

Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу.

Приоритет ценности

Личность и личностное достоинство каждого.

Свобода выбора и ответственность за него.

Творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.

Цели образования

Создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной).

Обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.

Содержание образования

Содержание образования конструируется (определяется совместно с ребенком,  исходя из его возможностей, способностей, интересов, личного опыта.)

Программа корректируется под ребенка.

Индивидуальный стандарт.

Организация образовательного процесса

Гибкое взаимодействие с ребенком, оказание ему помощи и поддержки в выборе и реализации собственной образовательной траектории. Работа с условиями, организация образовательной среды. Сбалансированность инициатив взрослого и ребенка.

Общение

Личностное общение, неформальное общение.

В большинстве случаев обращение к детям индивидуально.

Диалогический стиль общения.

Оценивание

Преобладает вертикальная оценка (сравнение ребенка с самим собой)

        Реализация принципов технологии на разных этапах работы

- Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала  и он имеет возможность выбрать понравившейся ему.

- Во время  обследования речи – основная форма диалог.

- Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой»

- Во время индивидуальных занятий учитываются все желания ребенка.

- Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка.

- Индивидуальная тетрадь ребенка  является полем его творчества.  Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой        

- Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома

На фронтальной  НОД

- Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка

- Учет   индивидуальных особенностей ребенка.

- Оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных: радость, досада, веселость и др.; психофизиологичеких - бодрость, усталость, возбужденность и др; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность.

- Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной  темы.

- Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка.

- Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

- Использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала.

- Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.

- Применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.

- Создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

- Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей.

- Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому.)

Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.

Список литературы:

  1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. - № 4. – С. 29-36.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.
  3. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – № 6. – С.67.
  4. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 1. Суть технологий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 2. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 2: лексико-...

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства. Часть 3. Соавтор учитель-логопед Попова М.Б.

Интеграция речевого и художественно-эстетического развития в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сложными видами искусства.Часть 3: развитие...

использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации

В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...