План учителя-логопеда по профилактике речевых нарушений
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
План по профилактике речевых нарушений в ДОУ
Число речевых нарушений год от года все возрастает, и эта проблема становится все актуальней. Необходимо обращать внимание на следующие виды профилактики, которые помогут снизить количество речевых нарушений и, возможно, даже предотвратить некоторые из них.
Первичная профилактика. Предупреждение речевых нарушений.
Вторичная профилактика. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии. Третичная профилактика. Социально - трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией.
Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений по предупреждению речевых нарушений у дошкольников
. Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Если одной из задач логопеда является коррекция, исправление дефектов речи при неправильном речевом развитии ребенка, то задачей воспитателя является формирование речи детей при нормальном речевом развитии. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения.
Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Проводится конкурс «Лучший речевой уголок».
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
В этой связи одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и воспитатели группы детского сада, которую посещает ребенок, но и родители ребенка.
Очень важно, чтобы родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма своего влияния на развитие ребенка, и практические умения по оказанию ребенку действенной помощи в коррекции его развития.
Результатом взаимодействия являются достижение качества дошкольной подготовки, прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению.
Работа с родителями условно делится на 2 блока:
Цель: повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности специалистов и родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте , а также профилактику речевых нарушений в школе.
Просветительский блок
1. Выступления на родительских собраниях: « Нарушения речи у дошкольников» - Как подготовить ребенка к обучению в современной школе? «Развитие речи детей, слабо владеющих русским языком» | Все возр. группы. Ст, подг.гр. Все возр. группы. | По плану возрастных групп ДОУ. |
2. Выступление на тематическом собрании «На пороге школы» | Ст,подг.группы. | По плану ДОУ |
4.Обновление логопедических уголков. | Все возр группы | В соотв. с год. планом |
5.Консультирование родителей с целью повышения педагогической грамотности родителей. | Все возр группы | В соотв. с год. планом |
Практический блок
Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения клинических диагнозов | Все возр. группы | Сентябрь-октябрь | |||||
Обследования уровня развития речи детей в присутствии родителей. | Все возр. группы | По запросу | |||||
Предоставление сведений о результатах логопедического обследования. | По запросу родителей | Октябрь, январь, апрель | |||||
Ознакомление с направлениями коррекционной работы. | Все возр. группы | В теч.год (род.собрания, консульт) | |||||
Демонстрация приёмов работы по коррекции звукопроизношения и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых) | Все возр.группы | В теч.учебного года ( в соотв. с графиком работы) | |||||
Совместное выполнение взрослыми и детьми рекомендаций логопеда в тетрадях | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
Ознакомление с результатами промежуточного и итогового обследования. | Ст.подг. группы | Январь Апрель | |||||
Проведение мастер-классов, семинаров, практикумов: - Семинар-практикум «Артикуляционная гимнастика». «Автоматизация звуков» | Все возр. группы | Октябрь | |||||
Практикум «Как правильно произносить звуки». | Ноябрь | ||||||
Проектная деятельность «Профессии наших родителей» | Подгот. группы | Октябрь-май | |||||
Открытые занятия и мероприятия для родителей, с участием родителей - «Говорилки» -« Праздник чистой речи» | Для детей логопункта и заним. Консульт. | 1 раз в 3 месяца 1 раз в месяц | |||||
Создание памяток для родителей с заданиями, упражнениями | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
Создание и практическое применение картотеки игр и упражнений по коррекции речи для родителей детей, слабо владеющих русским языком с целью успешной адаптации в русскоязычной среде. | Ст, подг. группы | В теч.года | |||||
| |||||||
Консультации для родителей | |||||||
| Средние,старшие, подг.группы | Октябрь | |||||
| Все возр.группы | Октябрь | |||||
| Средние,старшие, подг.группы | Октябрь | |||||
| Средние,старшие, подг. группы | Ноябрь | |||||
Слюнки у трехлетнего ребенка. Что это? | Младшие группы | Ноябрь | |||||
| Все возрастные группы | Декабрь | |||||
| Все возрастные группы | Январь | |||||
Как увлечь ребенка занятиями по автоматизации звуков. | Средние,старшие, подг. группы | Февраль | |||||
| Все возрастные группы | Март | |||||
| Старшие, подг.группы | Апрель | |||||
Выставка книг «В мир детства» | Ср,ст. подг. группы | ||||||
Проектная деятельность«Профессии моих родителей» | Старшие, подг. Группы | ||||||
Взаимодействие логопеда с воспитателями групп и специалистами по профилактике и коррекции речевого недоразвития у детей. | 1.Наблюдение за ребенком в течение всего пребывания ребенка в группе. | ||||||
2.Обследование речи и состояния психических процессов у детей старших и подготовительных групп. | |||||||
3. Совместный анализ результатов обследования старших и подготовительных групп. | |||||||
4.Обследование речи и состояния психических процессов у детей средних и младших групп. | |||||||
5. Индивидуальные и коллективные консультации для воспитателей по запросу. | |||||||
6. Проведение праздников «Праздник чистой речи», «Говорилки» | |||||||
7. Выступления на совете педагогов «Формирование речевой компетентности детей в процессе подготовки к школе» | |||||||
8. Печатные консультации. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков. | |||||||
Развитие словаря дошкольника в норме и неблагоприятном развитии дошкольника | |||||||
«Нарушение речевого развития у дошкольников». | |||||||
Активизация речевой деятельности детей. | |||||||
Обучение старших дошкольников употреблению сравнений | |||||||
Фонематический и слоговой анализ и синтез слов | |||||||
9.Совместное планирование комплексов пальчиковой гимнастики на занятиях инструктора по физ.культуре. | |||||||
10.Совместное планирование комплексов артикуляционной гимнастики на занятиях муз.руководителя. | |||||||
11.Выставка книг «В мир детства» |
Учитель-логопед
План
учителя-логопеда
по профилактике речевых нарушений
на 2012-2013 учебный год
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями...
Организация деятельности учителя-логопеда с учащимися, имеющими речевые нарушения, в сенсорной комнате. Путешествие на Банановый остров
Ход занятия: 2. Основная часть.- Ребята, нам по почте пришло письмо,Вот посмотрите, какое оно!Конверт очень большой,И, наверное, он не пустой!( В конверте - географическая карта).- Ребята, ...
Театрализация в коррекционной деятельности учителя-логопеда как средство коррекции речевых нарушений.
Из опыта работы...
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями. Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, в первую очередь на его развитие влияние оказывает семья. ...
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Аннотация : Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...
Взаимосвязь в работе педагога-психолога и учителя логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения
Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, должна быть организована по принципу оказания комплексной психолого-педагогической помощи. На индивидуальных и групповых занятиях учитель-логопед и педагог...
Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Уважаемые родители! Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на его развитие всё – таки оказывает семья. И эффективность коррекцио...