Мастер-класс для педагогов ДОО "Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы".
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду по теме

 Коробкова Татьяна Викторовна
Главной целью данного мастер-класса является повышение профессионального мастерства педагогов дошкольных организаций по изготовлению тряпичной куклы "Пасхальный зайчик".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №4 «Тополёк» ст. Гиагинской»

Мастер-класс для педагогов ДОО на тему:                                            Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы                                 «Пасхальный зайчик».

Коробкова Татьяна Викторовна

воспитатель

высшей квалификационной  категории

Мастер-класс для педагогов ДОО на тему: Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы «Пасхальный зайчик»

Слайд 1

Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению тряпичной куклы «Пасхальный зайчик».

Слайд 2

Ход мастер – класса:

1. Оргмомент

Здравствуйте, гости званые,

 Гостьюшки, мои желанные.

 Много гостей, много и новостей.

А чтоб мастер-класс был веселей

                 На приветствие приглашаю гостей.

Собрались все гости в круг.          (становятся в круг)

Я - твой друг и ты - мой друг!      (разводят руки в стороны попеременно)

Дружно за руки возьмёмся           (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся.             (улыбаются)

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём.                         (ходьба по кругу)

Слайд 3

2. Теоретическая часть.

В корзину я спрятала игрушку.

Детей  любимую зверюшку.

Ребята подарков от него ждут.

Пасхальным зайчиком зовут.

Сегодня мой мастер – класс посвящен теме: Методические приёмы обучения дошкольников изготовлению традиционной народной тряпичной куклы «Пасхальный зайчик».

«Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в прошлом красоту находим, Хоть новому принадлежим».  Знакомство с традиционными русскими тряпичными куклами позволит нам  познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа.

Слайд 4

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.

Слайд 5

Актуальность: Сегодня интерес к народному творчеству необычайно велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят неожиданное отражение элементы русского народного костюма и т.д. Знакомство детей с традиционными русскими тряпичными куклами позволит познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную коллекцию или станут необычным подарком. Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.

На сегодняшний день мною накоплен практический материал в данном направлении, которым я бы хотела с вами поделиться.

Слайд №6

   Изготавливать русских народных кукол я начинаю с детьми старшего дошкольного возраста. Создавая куклу, дети не просто повторяют и копируют то, с чем я их знакомила, но и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Куклы наших бабушек». Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости, от общения друг с другом.

Слайд 7

Происхождение выражения «Гостинец от зайчика!» В детстве, когда мне дарили подарки, я не раз слышала от родителей, но чаще от бабушек и дедушек: «Это тебе гостинец от зайчика». Откуда пошло это выражение, как оно появилось, почему именно от зайчика? Я долго не могла понять. Думала, что это сказочный зайчик встретился по дороге и дал гостинец, чтобы они мне передали. А оказалось всё очень просто. В старину на Руси к празднику Пасха женщины делали тряпичную игрушку «Пасхальный зайчик». Игрушка была не простая – с сюрпризом. Чтобы доставить ребёнку двойную радость от получения такой игрушки – в неё вкладывали сюрприз – Пасхальное яйцо или куличик. А когда взрослые дарили детям этот подарок, то приговаривали: «Это тебе гостинец от зайчика»! Вот откуда и появилась эта фраза.

Слайд 8

      В своей работе по изготовлению тряпичных кукол я опираюсь на следующие методы и приёмы:

Словесный метод: беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные, поощрение (похвала ребенка, положительное стимулирующее оценивание, одобрение выбранного ребенком направления деятельности или способа выполнения задания).

Информационно-рецептивный: (характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью между деятельностью педагога и ребенка): рассматривание, напоминание, частичный показ, объяснение, сопровождаемое показом, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.

Эвристический (направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии): выполнение действий с детьми по пооперационным картам или схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт.

   В рамках времени мастер – класса мы не можем рассмотреть все приёмы.

     Я предлагаю изготовить куклу «Пасхальный заяц», используя 2 методических приема, а именно: выполнение действий с детьми, с проговариванием; выполнение действий по пооперационным картам или схемам.

     Эти приёмы эффективны в работе с детьми и дают возможность решать задачи различных образовательных областей.

    Рассмотрим первый приём выполнение действий с детьми, с проговариванием.

    Я буду педагогом, а вы будете выполнять, роль детей.

Слайд 9

Демонстрация приёма:

Материалы и инструменты: - ножницы; - лоскуток размером приблизительно 13 на 30 см; - набивочный материал; - цветные нити для обвязывания, ленточки, кружева, тесьма для украшения.

   Для того чтобы процесс изготовления куклы стал более доступным, я использую приём – выполнение действий по пооперационным картам или схемам. Этот приём эффективен, когда дети уже овладеют базовыми навыками изготовления куклы. По таким картам детям проще и интереснее работать, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают четкую последовательность выполнения действий. Однако, схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец. Пооперационную карту можно развернуть и потрогать на ощупь детали. И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психо-физиологическим особенностям дошкольника, а именно особенностям восприятия новой информации. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации: зрение, осязание, слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

Слайд 10

Изготовление: Берём прямоугольный лоскут ткани и складываем вдоль пополам лицевой стороной наружу.

Слайд 11

  Заложить верхний уголок внутрь. Закрепить, обмотав ниткой, заложенный уголок, выполнить несколько обхватов петлей, нитку не обрывать. Вот какие замечательные ушки у зайчика получились!

Слайд 12

   В разворот ткани кладем ватный шарик и выполняем несколько витков нитками, оформляя голову.

Слайд 13

   Нижний край ткани закатать валиком на 1/3 длины. Повернуть деталь так, чтобы валик – лапки зайца – оказались под головой. Закрепить витками область под грудью.

Слайд 14

   Туловище закрепляем, обмотав ниткой вокруг талии и крест-накрест на грудке и на спине.  

Слайд 15

    В образовавшуюся петлю можно положить пасхальное яйцо, кулич или конфетку. Вот такие зайчики у меня получились! Теперь можно, по желанию, их украсить – завязать красивый бантик, надеть юбочку. Всё зависит от вашей фантазии и вкуса!

3.Заключительная часть

     Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер-класса вы получили определенные представления об эффективности использования методических приёмов, и что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Рефлексия.

Подарить кукле «Пасхальный заяц» косынку:

Красный цвет-все удалось, очень интересно.

Синий цвет - удалось, но материал часто используемый.

Желтый цвет - скучно, не интересный материал.

Слайд 16

   Существует много видов изготовления «Пасхального зайца». Вот некоторые из них.

Слайд 17

   Я хочу подарить вам, коллеги пасхальных зайцев, сделанных из лоскутов ткани и вискозных салфеток.

Слайд 18

   Светлой Вам Пасхальной недели! Мира и Добра Вашим близким и родным!

   Све́тлая неде́ля (Пасхальная неделя) — праздничная неделя в народном календаре славян, длившаяся от Пасхи до Красной горки. У славян считалась началом весеннего возрождения, обновления жизни.

    Светлая седмица — в православии неделя, следующая за Пасхой. Самые светлые праздники для христиан — это Рождество Христово и Пасха.

    Пасхальная неделя (Светлая, Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская) - неделя после Пасхи. По церковному календарю, эта неделя (Светлая седмица) считается целиком праздничной.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»

Главными задачами педагогов ДОУ являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.Научить ...

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»Петрик Мария НиколаевнаМастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол»

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обменаопытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт,магниты, карточки с назван...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства и обмена опытом по изготовлению тряпичных кукол.Материалы и оборудование: материал для изготовления кукол, мольберт, магниты, карточки с назв...

Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы»

Один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга - это сказка. Она помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учи...

Мастер-класс по созданию игрового пособия по обучению дошкольников чтению

Как известно, любые занятия с детьми наиболее эффективны, если их проводить в игровой форме. Также и с занятиями по обучению грамоте. Очень важно заинтересовать ребёнка, тогда он будет учиться с удово...

Мастер - класс для воспитателей "Особенности работы по обучению дошкольников грамоте"

Цель: оказание информационной и методической поддержки воспитателям МБДОУ в подготовке детей к обучению грамоте, через игровую деятельность....