Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедичской работы с дошкольниками с нарушением зрения.
статья по логопедии по теме
В статье представлен комплексный подход к коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения в целом и отдельные многофункциональные методы и приёмы в него входящие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunkc._metody.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональные методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.
Учитель-логопед МБДОУ детский сад
компенсирующего вида № 93 Московского р-на
г. Нижнего Новгорода Зуева Ю. Ю.
Слабовидящие дети испытывают сенсорную, эмоциональную и социальную депривацию.
Развитие осмысленного видения у детей — важная задача, решаемая специалистами дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения.. Чем эффективнее зрительное восприятие, тем легче ребенок осваивает связанные с ними функции — манипулирование с предметами, передвижение в пространстве, позже чтение и письмо.
Исследователями установлена неоспоримость факта, имеющего достаточное множество доказательств, которые свидетельствуют о том, что речевые нарушения особенно обширно представлены у детей со зрительным дефектом, сложны по степени выраженности, структуре, затрагивают речь как целостную систему и требуют применения своеобразной дифференцированной системы логопедической работы.
Объясняется это в значительной мере тем, что формирование речи у детей с нарушениями зрения протекает в более сложных, чем у зрячего ребенка, условиях, ведущих к обеднению сенсорного опыта, к ограничению общения с окружающим миром (т.е. нарушения процесса формирования речи определяются не собственно слепотой или слабовидением как соматическим дефектом, а нарушением процесса взаимодействия с макросоциальной средой). Зрительная (сенсорная) депривация обуславливает нарушения микро- и макроориентировки, что объясняет трудности при усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий, замедляет формирование связной речи, что приводит к отставанию от сверстников по показателям речевого развития и, как следствие, к трудностям в социальной адаптации.
Учитель-логопед детского сада компенсирующего вида для детей с нарушением зрения на своих занятиях решает две категории коррекционных задач:
- исправление речевых нарушений;
- коррекция зрения за счёт работы над развитием зрительных функций.
Только использование комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, а также применение многофункциональных методов и приёмов обучения и коррекции даёт возможность детям с нарушением зрения достичь высокого уровня развития. В этом случае преодолевается негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.
Проблемой комплексного подхода к обучению и развитию детей с нарушением зрения занимаюсь давно. Цель его - способствовать оказанию комплексной коррекционной помощи, развивая не только речь, но и зрительные функции, интеллект, общую и тонкую моторику и пр.
Комплексное воздействие на формирование речи дошкольников с нарушением зрения рассматриваю с трёх сторон:
- Целостность образовательного процесса, интеграция в единое целое деятельности специалистов разного профиля (логопеда, дефектолога, воспитателей);
- Комплекс коррекционных задач, решаемых на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях;
- Комплекс многофункциональных методов и приёмов коррекционно-логопедического воздействия.
На первом этапе работы нами (т. е. специалистами Учреждения) были разработаны единый тематический план и система интегрированной работы специалистов Учреждения по реализации этого плана. Данная система представляет собой объединённые темами образовательные мероприятия и различные формы организации детской деятельности, проводимые специалистами разного профиля, направленные на реализацию общих образовательных, развивающих и коррекционных задач. В процессе взаимодействия специалистов происходит интеграция образовательных областей. Апробация и использование комплексного интегративного подхода подтвердили высокую эффективность и приоритетность данной формы организации работы с детьми с нарушением зрения.
На следующем этапе работы мною были разработан и доработан комплекс конспектов логопедических занятий, соответствующих тематическому плану и включающих в себя, наряду с задачами по развитию и коррекции речи, комплекс коррекционных задач, направленных на формирование зрительных функций, формирование зрительной культуры, обучение пользоваться остаточным зрением, развитие общей и мелкой моторики.
Следующий аспект комплексного воздействия на детей с нарушением зрения - использование разнообразных многофункциональных методов и приёмов обучения.
Нейрофизиологи А. Р. Лурия, И. И. Бронштейн и др. доказали чёткую взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Подбирая методы и приёмы коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения необходимо, чтобы они сочетали в себе три компонента – эмоциональный, двигательный, речевой – используя механизм их функционального единства.
Подобные методы и приёмы будут также способствовать интеграции образовательных областей и формированию как сенсорной, так и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности слабовидящего ребенка.
На подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях использую такие многофункциональные методы и приёмы обучения как: логоритмику и фоноритмику, элементы сказкотерапии, зрительные гимнастики, разнообразные пальчиковые игры и тренинги, графические модели, логопедические распевки и т. п.
Подробнее остановлюсь на некоторых из них.
Гимнастика для глаз.
Впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Э. С. Аветисовым, Е. И. Ливадо, Ю. И. Курпан в 1984 г.
Специальные упражнения для глаз способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии.
Зрительную гимнастику мы рассматриваем не только как лечебно-восстановительный метод воздействия, но и как коррекционно-развивающий. Многофункциональность этого метода заключается в том, что специальные упражнения для глаз сопровождаются словесными текстами. Содержание их разнообразно и соответствует теме того занятия, на котором используется тот или иной комплекс гимнастики. В процессе выполнения упражнений дети обучаются пространственной ориентировке (закрепляются понятия: право. лево, вверху, внизу, далеко, близко, вокруг и т.п.), у них закрепляется пространственная терминология (направо, налево, вверх, вниз и т. п.), обогащается словарь различными частями речи (соответствие текстов комплексов лексическим темам), развивается координация движений, физиологическое дыхание. Дети сидят в свободной позе, глаза плотно закрыты, все мышцы расслаблены, дыхание ровное. Использование в качестве фона спокойной музыки или звуков природы (пение птиц, журчание воды и т. п.) способствует решению ряда дополнительных развивающих задач, таких как: развитие слухового внимания («Что вы услышали?»), развитие воображения и связной речи («Опишите, что вы представили», «Представьте тот или иной предмет или явление и расскажите о нём».).
Одной из важных функций гимнастики для глаз является стимулирующая функция. В процессе выполнения комплексов упражнений снимается утомление с глаз, расслабляется зрительная система, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики используем и как компонент общей релаксации.
Активный вариант зрительной гимнастики проводим с музыкальным сопровождением или без него. В этом случае зрительная гимнастика выполняет дополнительно обще-оздоровительную функцию. Активные упражнения направлены на повышение тонуса и укрепление мышц спины, развитие чувства равновесия, координации движений и общей моторики, а также профилактику и исправление нарушений осанки, которые часто наблюдаются у детей с низкой остротой зрения.
Элементы театрализованной деятельности (теневой театр).
Использование театра на логопедических занятиях способствует интеграции образовательных областей, что обеспечивает оказание комплексного воздействие на детей дошкольного возраста с нарушением зрения.
В чём же многофункциональность театрализованной деятельности? На какие стороны общего развития дошкольников она может повлиять?
Во-первых – эстетическое и эмоциональное развитие. Театр дарит ребёнку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию, эстетически воспитывает его. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).
Во-вторых – социальное и нравственное воспитание. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. [2]
В-третьих – психическое развитие. Театр теней развивает внимание детей, умение сосредотачиваться. При разучивании роли развивается память. И, конечно же, как и в процессе любой творческой деятельности у детей развивается воображение.
В-четвёртых – познавательное развитие. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает стремление узнать что-то новое.
В-пятых - речевое развитие. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп и ритм речи, речевое дыхание). Театрализованная игра способствует развитию связной (монологической и диалогической) и грамматически правильной речи.
Участие в играх-драмматизациях создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. В процессе подготовки и проведения спектаклей дети учатся пересказывать сказки и рассказы, строить разные типы предложений, узнают новые слова, знакомятся с различными литературными и фольклорными произведениями и т. д.
Театрализованная деятельность в целом имеет и другие функциональные возможности, но меня она интересует, прежде всего, как один из методов коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением зрения.
Какой же вид театра будет наиболее эффективным в работе с данной категорией детей? Сохраняя свои функции, он должен вписаться в систему медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта,
Наибольший интерес, по моему мнению, для использования в работе со слабовидящими детьми представляет теневой театр.
В своей работе использую два вида теневого театра: кукольный и пальчиковый. Каждый из этих видов сохраняя свои изначальные функции и возможности, является и способом коррекционного воздействия на детей с нарушением зрения.
Использование и пальчикового и кукольного теневых театров способствует:
- развитию способности узнавать предмет через развитие глазодвигательных способностей;
- развитию точных прослеживающих движений глаз;
- обучению целенаправленному перемещению взгляда по объекту восприятия для обнаружения и восприятия его деталей;
- повышению точности, полноты зрительного восприятия через развитие умения пользоваться остаточным зрением;
- развитию зрительного внимания;
- обучению умению выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;
- развитию произвольного внимания и зрительного восприятия.
Значение пальчикового театра теней также состоит в том, что наряду с развитием речи и зрительных функций, у детей развивается мелкая моторика и тонкие движения кистей и пальцев рук.
Логопедическая ритмика.
Основной принцип проведения логоритмических занятий – взаимосвязь речи и движений.
Логоритмические занятия составляются с опорой на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание изменяется по мере усложнения речевого материала. Сюжетно-тематическая организация занятий наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения.
Логоритмические занятия направлены на развитие:
- всех компонентов речи,
- Слуховых функций,
- Речевой функциональной системы,
- Двигательной сферы,
- Мелкой ручной моторики,
- Артикуляционной моторики,
- Психических процессов (памяти, внимания),
- Познавательных процессов,
- Творческих способностей детей.
Логоритмические занятия включают следующие элементы, направленные на решение всего комплекса задач:
- артикуляционная гимнастика для развития артикуляционной моторики;
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
- пальчиковые игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развития общей моторики, для мышечно-двигательног и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движениями, для развития плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры для развития речи, внимания, ориентировки в пространстве;
- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи и движений;
- этюды психогимнастики для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
В то же время на логоритмических занятиях решаются и следующие специфические задачи:
- развивать рациональные способы зрительной ориентировки;
развивать зрительное внимание;
- сокращать разрыв между практическими действиями ребёнка и словесным описанием предмета;
- формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;
- обучать умению использовать слух в процессе опознания предметов;
- обучать приёмам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром.
Весь этот комплекс решаемых с помощью логоритмики задач позволяет отнести её в разряд многофункциональных и эффективных для использования в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Это далеко не все специфические методы и приёмы, используемые мною на коррекционно-логопеческих занятиях со слабовидящими детьми.
В заключении хочется отметить, что использование именно многофункциональных методов и приемов обучения, а также комплексный подход и интеграция образовательных областей являются наиболее приоритетными в коррекционно-логопедической работе со слабовидящими дошкольниками и детьми с нарушением зрения, так как способствуют наиболее эффективному (как показывают диагностические исследования) воздействию на данную категорию детей дошкольного возраста.
Главное, при организации работы с данной категорией детей, помнить о том, что новое – это хорошо забытое старое. А также, что любая деятельность требует от педагога творческого, осмысленного подхода, позволяющего построить её так, чтобы она с одной стороны - охватывала как можно больше образовательных областей и коррекционных аспектов, а с другой стороны – интересна детям, что сделает данную деятельность ещё более эффективной.
Таким образом, при правильном подборе многофункциональных заданий, упражнений и игр на логопедических занятиях не только преодолеваются речевые нарушения, повышается уровень развития всех сторон речи (что подтверждают диагностические исследования), но и идёт процесс коррекции зрительных функций и осуществляется развитие зрительной культуры слабовидящих детей. Результатом освоения зрительной культуры будет развитая культура восприятия образов, умение их анализировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные образы. А также будут созданы условия для формирования учебной деятельности и подготовки детей к обучению на следующей ступени образования.
Всё это делает логопедическую работу частью комплексной системы медико – психолого – педагогического воздействия при коррекции и компенсации зрительного дефекта, осуществляемому в Учреждении.
Литература.
- 1. Венедиктова Н. В., Сумарокова И. Г. Использование куклотерапии в коррекционной работе с незрячими и слабовидящими детьми. Н. Нов., 2008.
- 2. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения. Автореф. диссертации на соискание уч. степ. доктора педагогических наук. М., 1983 г.
- 3. Доронова Т. Н. Играем в театр., М., Просвещение, 2005 г.
- 4. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., ТЦ Сфера, 2006 г.
- 5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. М., ТЦ Сфера, 2007 г.
- 6. Мишин М. А., Тюбекина З. И. Зрительная гимнастика в условиях специального детского сада, как часть коррекционной работы учителя-дефектолога. ж. Физическое воспитание детей с нарушением зрения. № 1 2000г., стр. 44.
7. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. Под ред. Земцовой М. И., М, Просвещение, 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения».
Метод ковролинографии в сенсомоторном развитии детей с нарушением зрения....
Методическая разработка Многофункциональная игра «Шарики и колечки» для детей с нарушением зрения (амблиопия, косоглазие).
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных дидактических игр и упражнений. Я предлагаю многофункциональную игру «Шарики и колечки», которая составлена с учётом методических...
Пластилинография как метод развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.
Пластилин прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия с пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук. Это, в свою очередь, необходимо для...
Мастер-класс "Методы и приёмы коррекционной работы и профилактика нарушения зрения"
Опыт работы по применению здоровьезберегающих технологий и организация коррекционной работы по оздоровлению дошкольников через организацию НОД....
Формирование лексико-грамматических категорий у детей с нарушениями зрения по теме «Транспорт» у старших дошкольников с нарушением зрения
В условиях зрительно-сенсорной недостаточности у детей с нарушениями зрения возникает некоторая обеднённость чувственной стороны речи, сказывающаяся на развитии речевой системы в целом: в особенностях...
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...
Консультация для воспитателей: "Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения"
В данном материале говорится о методах и приемах обучения детей с нарушениями зрения. Даны не только общедидактические методы, но и специальные, направленные на развитие зрения и зрительного восприяти...