Игровые упражнения по коррекции нарушений
олимпиадные задания по логопедии (подготовительная группа) по теме
У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются речевые нарушения, которые сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом. Слог становится ведущей единицей произношения. Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. В коррекции слоговой структуры слова помогут специальные игровые упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые упражнения по коррекции нарушения слоговой структуры слова | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушения слоговой структуры слова
У многих детей в старшем дошкольном возрасте наблюдаются речевые нарушения, которые сказывается на овладении письменной речью – чтением и письмом.
Слог становится ведущей единицей произношения. Особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова.
Учитывая психологические особенности старшего дошкольника, и ведущий его вид деятельности – игру, все коррекционно-развивающие упражнения выполняются в форме игры
О чем мечтают дети?
У них мечта одна –
Пусть вечно правит миром игра!
Игры мир добр и светел
И вечен мир игры.
Он полон звонких песен
И сказки и мечты.
Он дарит радость встречи,
Ведь все мы в ней друзья.
Пусть на любой планете
Всегда живёт игра!
Игровые упражнения по коррекции нарушений
слоговой структуры слова и развитию фонематических процессов
Название игры | Содержание |
«Длинные и короткие слова» | Прослушать слово, положить фишку под соответствующе длинное или короткое слово (под полоску или картинку) |
«Эхо» | Передать слово по слогам, рядом стоящему. |
«Прошагай слово» | Прошагать на каждый слог, придуманные слова |
«Поднимись по лесенке» | Кто поднимется выше? Пальчиками подниматься по игрушечной лесенке на каждый слог слова |
«Посадим деревья» | Выбрать для «посадки» односложные слова, двусложные, трехсложные, разложить по подгруппам (сосна, ель, липа, осина, черемуха, дуб, береза, тополь, рябина, ива) |
«Магазин овощи-фрукты» | У играющих «деньги» - карточки с нарисованными двумя, тремя и четырьмя кружочками. Выбрать картинку – товар только тот, в названии которого столько слогов, сколько кружочков на карточке. |
«Зоопарк» | «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных в названии которых 1 слог, во вторую – из двух слогов» и т.д. (лев, ёж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна) |
«Найди себе пару» | Дети громко называют по слогам своё имя, затем становятся в пары, в чьём имени столько же слогов. |
«Какое слово я задумал» | Ребенок, загадав слово, ставит на наборное полотно столько фишек, сколько в нем слогов, затем называет первый слог: ка. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек: ка-бинет, ка-литка, ка-рета, ка-юта. Отгадавший становится водящим. |
«Закончи слово» | Закончит начатое слово одним слогом (двумя слогами): мо-ре, мо-да, мо-роз, мо-ряк, мо-локо, мо-нета, мо-лодой, ра-ма, Ра-я, ра-да, ра-дуга, ра-кета, ра-бота, де-ло, де-сять, де-ти. (За каждое слово ребенок получает фишку, выигрывает то у кого больше) |
«Кто быстрее» | Называется первый слог какого-нибудь слова, кто первый догадался встаёт и называет слово. Игра продолжается с сидящими детьми. |
«Путаница» | «Поменяй слоги местами и назови получившееся слово»: (ка-мас, та-пас, ты-кус, ва-тык, тя-Ка, ти-ног, ка-сум, ла-мет, па-ли, ги-но, на-вес, мА-до, на-сос, дух-воз, ба-тру, тик-лас, ши-у, тя-те, ля-Ко) |
«Придумай начало слова» | Ведущий говорит окончание слова. ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком: (-рево, -жама, -года, -бушка, -кетка, -жина, -мета, -лаки, -мидор, -реза, -лина, -дочка, -лено, -мыши, -тята, -лосы) |
«Телеграф» |
|
Игра с мячом |
|
Нанизывание колец на стержни |
|
«Запиши цифру» |
|
«Разрезные картинки» |
|
«Рассели животных по домам» |
|
«Передай мяч» |
|
«Лишнее слово» |
Мартышка, бегемот, жираф, крокодил. |
«Исправь ошибку» |
- слова написаны неправильно; - слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь даётся картинка). |
«Разбор слова по схеме» | Сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами. |
«Какие слова спрятались» | Объяснить слово пароход; из каких 2 слов оно образовано. |
«Что изменилось» | Что изменилось в слове Лис – лиса – лисица. |
«Выбери слово» | Ребёнку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово – название изображённого предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова. |
«Покажи ударный слог» | Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке. |
«Что изменилось?» | Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ – вниз; шил – сшил. |
«Будь внимательным» | Найти одинаковые звукосочетания из трёх звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения |
«Найди нужную картинку» | Рассмотреть картинки. Прослушать предложение, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображённые на этих картинках, добавить это слово. (Мальчик взял…пенал). |
«Что я видел?» | На числовую лесенку выставляются игрушки с заданным звуком. Ребенок запоминает их расположение, затем, отвернувшись, называет, что он видел. |
«Что прибавилось?» | Запомнить 4 предмета (картинки) на столе. Потом ребенок отворачивается, добавляется ещё один предмет (картинка). Назвать, что прибавилось? |
«Добавь звук» | Вставить в названное слово звук так, чтобы получилось новое слово (коты – котлы, осы – ослы и т.п.) |
«Образуй родственные слова» | К названным словам придумать родственные. (Волк – волчий, волчица, волчонок, волчище) |
«Посчитай-ка» | Посчитать нарисованные предметы: (одна лодка, две лодки… пять лодок и т.д.) |
«Всезнайка» | Ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются на заданный звук. Например: каких ты знаешь животных на звук, -рыб, -имена девочек (мальчиков) и т.д. |
«Кто больше» | Отобрать и назвать картинки с изображением растений (цветов, игрушек, животных и т.д.) в названии которых имеется заданный звук в начале слова (в середине, в конце) |
«Умные часы» | На циферблате вместо цифр – картинки на заданный звук. Установить стрелку напротив заданной картинки, назвать её |
«Весёлый поезд» | Назвать пассажиров в поезде на заданный звук (в начале, в середине, в конце слова) |
«Игра в мяч» | К началу названного слова добавить частичку вы- (по-) и вернуть мяч. (ВЫ, ПО + дал, пил, мыл и т.д.) |
«Скажи про мальчика» | «Я говорю про девочку, а ты про мальчика. Например: девочка танцевала – мальчик танцевал; бегала – бегал и др. |
«Кто больше?» | Рассмотреть сюжетную картину. Назвать картинки, в которых заданный звук находится в середине слова. |
«Один – много» | «Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». |
«Чего много?» | «Скажи чего много?» Например: лампа – ламп, малыш – … |
«Добавь слово» | Закончить предложение с опорой на картинку. Клава мыла ладони… (мылом) |
«Знаешь ли ты?» | Назвать как можно больше слов со звуком […] из названной тематической группы: (продукты питания, транспорт, овощи и т.д.) |
«Чудо-дерево» | Украсить дерево картинками, игрушками, в названии которых имеется звук […] |
«Назови ласковое словечко» | Назвать предложенные слова ласково. Например: вилка – вилочка, полка – …, кукла – …, колпак – … и т.д. |
«Новые слова» | Образовать новые слова , соединив части слов, названных логопедом. Например: велосипедная гонка – велогонка, … |
«Скажи наоборот» | Прослушать предложение и договорить слово, противоположное названному по значению. Ночью на улице темно, а днём … (светло) и т.п. |
«Ласковое имя» | Каждому ребенку придумать новое имя на основе использования первого звука настоящего имени. Например со звуком [С]: Саша – смелый, стойкий; или на основе ассоциации с каким-либо растением, явлением. Соня – солнышко и т.п. |
«Любопытный» | Водящий «любопытный» - называет звук, с которого должны начинаться ответы. Затем задаёт короткие вопросы, типа: «Кто?», «Когда?», «Куда?», «Зачем?» и т.п. Например, звук [Ш]: шапка, шла, шумный, кушать и т.п. |
«Кузовок» | Клади в кузовок все, что кончается на «ши» - игрушки, кртинки: камыши, беляши и т.п. |
«Шкатулка сказок» | Ребенок достает из шкатулки один из мелких предметов и начинает рассказывать о нем сказку или рассказ. |
«Новое слово» |
чайник + капуста = чайка малина + машина = мама |
«Придумай слово длиннее» |
аналогичное задание с картинками (выбор картинок). |
«Придумай сам» |
|
«Найди слог» | Определить какой слог пропущен: ко-…-ва; са-…-лёт. |
«Прохлопай слово, выделяя ударение» | !; !!; !!!; !!!!; !; !!; !!!; !!!; !!!. (подбор слов по ритмическому рисунку) |
«Ребусы» |
КОФ(.) ЛАС(.) КОС(.) |
Составила учитель-логопед
МБДОУ ЦРР ДС «Снежинка»
г. Муравленко ЯНАО
Атаманова Маргарита Степанвна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Систематизация игр и игровых упражнений по профилактике нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи".
Из опыта работы....
Статья "Использование игровых приемов для коррекции нарушений мелкой моторики у детей с нарушениями речи"
Игры и упражнения для развития мелкой моторики....
Игры и упражнения для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Вопросы здоровья детей всегда находятся в центре внимания воспитателя....
Презентация "Система артикуляционных упражнений в коррекции нарушений звукопроизношения у детей с НПОЗ.".
Материал подготовлен для ознакомления педагогического сообщества с работой учителя- логопеда на группе с НПОЗ, а именно, с подготовительны этапом коррекции звукопроизношения.В презентацию включены нек...
Игры и упражнения на коррекцию нарушений ОДА
Статья предлагает несколько игр и упражнений на коррекцию искривления осанки и плоско-вальгусной деформации стоп в групе детей старшего дошкольного возраста...
Игры и упражнения для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией
Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопией...
«Игры и упражнения для коррекции нарушений слоговой структуры слова»
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа....