"Мой любимый город"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предлагается, как меропритие организованной совместной деятельности с детьми старшей речевой группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_lyubimyy_gorod_zanyatie.docx | 40.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы
(2-й год обучения; диагнозы: общее недоразвитие речи, II - III уровень речевого развития),
с использованием инновационных технологий:
элементов ТРИЗ и РТВ
Проводит: учитель – логопед Еремеева Любовь Николаевна
Тема: «Мой любимый город»
Цель: сформировать первые представления о стране и городе,
в котором мы живём; развивать речь младших дошкольников.
Задачи: 1. Образовательные:
- Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, гербе и основных достопримечательностях: Петропавловской крепости, Стрелке Васильевскогj острова (Ростральных колоннах), Дворцовом мосте, Адмиралтействе, Дворцовой площади, Зимнем дворце, Александровской колонне.
- Расширять словарь за счёт имён существительных (страна, город; крепость, ангел; колонна, маяк; городской транспорт, пассажир, мост; шпиль, площадь, Эрмитаж; архитектор, реставратор, экскурсовод, экскурсия, петербуржец).
2. Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях.
- Развивать логическое мышление и зрительное восприятие.
- Повышать уровень математических умений и навыков детей. (Порядковый счёт в пределах 10. Игра «Лабиринт». Конструирование по чертежу. Решение задач).
- Развивать интонационную выразительность, четкость дикции.
- Координировать речь и движения. Учить ориентироваться в пространстве.
- Развивать память и коммуникативные навыки детей. Научить называть свой домашний адрес.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук. (Пальчиковая гимнастика.)
3. Коррекционные:
- Учить отвечать на вопросы взрослого полными ответами.
Развивать связную речь.
- Учить образовывать множественное число имён существительных.
- Учить согласовывать существительные с числительными 2 и 5.
- Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать учить употреблять предлоги в распространённых предложениях.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).
- Вызывать познавательный интерес к Санкт – Петербургу, восхищение его красотой.
Оборудование:
- видовые фотографии (из настенного иллюстрированного календаря);
- открытки с достопримечательностями Санкт – Петербурга:
Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова (Ростральные колонны), Дворцовый мост, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Зимний дворец, Александровская колонна; и портрет Петра I
- экскурсионные билеты и схематичное изображение маршрута экскурсии;
- лабиринт на каждого ребёнка
- картонные фигуры, изображающие 5 автобусов и 4 тролейбуса;
- схематичное изображение моста и картонные фигурки изображающие транспорт: машины, корабли, самолёты
- чертёж постройки из деревянного строительного материала (здание Адмиралтейства) и деревянный строительный материал – кубики.
- музыкальный материал
Ход экскурсии:
- Организационный момент – сообщение детям темы совместной деятельности.
Логопед:
Ребятами мы отправимся на автобусную экскурсию по центру нашего города.
Воспитатель – почтальон заходит в группу.
Почтальон:
- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, куда я попала?
- А на какой улице находится ваш детский сад?
- Здорово! Я попала в детский сад, который находится по адресу: улица Профессора Попова, дом 33! Ребята у меня для вас есть письмо. Хотите его получить?
- Тогда отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы:
- В какой стране мы живём?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Любите ли вы свой город Санкт – Петербург?
- Ребята, а вы хотите отправиться на экскурсию
по центру нашего города?
- Вы ответили на мои вопросы. Получите письмо.
Логопед:
- Ребята, нам прислали билеты на автобусную экскурсию по центру города.
- Сейчас я раздам вам билеты. На билете есть цифра – это номер вашего места в автобусе.
- Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным билетам.
- Все удобно уселись? Наш автобус отправляется на экскурсию по центру Санкт – Петербурга…
- Основная часть: Автобусная экскурсия.
Логопед: - На экскурсию мы едем
Город свой узнать хотим.
Вдоль по улицам поедем
Вправо, влево поглядим. Играет песня «Автобус»…
- Петропавловская крепость (элементы занятия математикой):
развитие логического мышления – лабиринт
Логопед:
- Наш город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов мира. 300 лет тому назад среди болот и лесов царь ПётрI (показывает портрет ПётрI) заложил новый город. Назвал он его святым именем – в честь апостола Петра.
- Указ был царя: строить град из камней,
Улицы шире тянуть и длинней. (Е.С. Ефимвский)
- На одном из островов Невы – Заячьем острове – возвели неприступную для врагов Петропавловскую крепость. (Показывает детям фотографию Петропавловской крепости).
- На Заячьем острове крепость стоит,
И ангел над крепостью этой парит.
- Жив и в наши дни старинный обычай – каждый день со стены Петропавловской крепости ровно в полдень слышен пушечный выстрел.
- Каждый день в крепости пушка палит.
«В городе полдень!», - она говорит.
- Пушка палит. Всем понятно без слов:
Полдень. Пробило двенадцать часов!
(Е.С. Ефимвский)
Логопед:
- Ребята, комендант Петропавловской крепости приготовил для вас задание: «Надо пройти по лабиринту и найти пушку». (Садятся за столы. Выполняют задание коменданта. Простым карандашом проводят линию – «путь к пушке» в лабиринте).
Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы отправляемся на Стрелку Васильевского острова.
2. Стрелка Васильевского острова (развитие грамматического строя речи: согласование существительного с числительными 2 и 5) и (элементы занятия математикой: развитие логического мышления – решение задач)
Логопед:
- По берегам Невы и на её больших и малых островах стали постепенно строить наш замечательный город Санкт – Петербург. На самом большом – Васильевском острове – было возведено много красивых зданий. Но главным украшением острова стало место, называемое Стрелкой Васильевского острова. Здесь река Нева расходится на два широких рукава: Большую и Малую Неву. Прежде тут находился порт, а знаменитые Ростральные колонны были маяками – они указывали путь прибывающим кораблям. Теперь порт перенесён в другое место, и факелы на Ростральных колоннах зажигают только по торжественным дням (Показывает детям фотографию Стрелки Васильевского острова).
- Только в праздник. Посмотри –
Горят ростральные огни.
- Ребята, как и по другим улицам нашего города, по Стрелке Васильевского острова ездят машины, автобусы, троллейбусы. Как одним словом можно назвать машины, автобусы, троллейбусы?
- Машины, автобусы, троллейбусы – это городской транспорт. По улицам города ездят грузовые и легковые машины – одни из них возят грузы, а другие людей. Кроме машин, есть ещё автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут перевезти сразу много людей – пассажиров. Такой городской транспорт называется пассажирским.
Логопед: Водитель автобуса приготовил для вас математические задачи:
1 задача. На Стрелке Васильевского острова стояли 3 экскурсионных автобуса, к ним подъехали ещё 2 автобуса с туристами. Сколько автобусов стоит на Стрелке Васильевского острова? (на фланелеграфе выкладываются фигурки автобусов, согласно тексту задачи).
2 задача. Итак, на Стрелке Васильевского острова стоит 5 экскурсионных автобусов. К троллейбусной остановке подъехали 4 троллейбуса. Скажите, чего больше автобусов или троллейбусов мы видим? На сколько автобусов больше, чем троллейбусов? Скажите, чего меньше троллейбусов или автобусов мы видим? На сколько троллейбусов меньше, чем автобусов?
3 задача. В троллейбусе ехали 9 пассажиров. На остановке из троллейбуса вышел 1 пассажир. Сколько пассажиров осталось в троллейбусе?
Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы по Дворцовому мосту отправляемся к зданию Адмиралтейства.
3. Дворцовый мост (развитие грамматического строя речи: понимания и употребления предлогов – игра «Определи место»)
Логопед:
- Знамениты на весь мир наши петербургские мосты. Многие мосты не простые, а разводные. По ночам они разводятся с помощью специальных механизмов, давая путь большим кораблям. На этой фотографии вы видите Дворцовый мост. (Показывает детям фотографию Дворцового моста). Дворцовый мост – один из самых красивых мостов города. Днём по мосту ходят пешеходы и ездят машины, а ночью пролёты моста подняты и под мостом могут пройти большие корабли. А вот над мостом пролетают самолёты.
Игра «Определи место» (понимание и употребление предлогов)
Логопед:
- Ребята, я вам предлагаю задание:
«Определите место машины, корабля и самолёта по отношению к мосту».
Логопед раздаёт детям машины, корабли и самолёты, сделанные из картона и предлагает определить их место по отношению к мосту на фланелеграфе.
Логопед начинает игру:
- ПО мосту едут машины.
Тот, у кого машина, прикрепляет её на мост и говорит: «Машина едет ПО мосту».
- ПОД мостом плывут корабли.
- Тот, у кого корабль, прикрепляет его под мостом и говорит: «Корабль плывёт ПОД мостом».
- НАД мостом летят самолёты.
Тот, у кого самолёт, прикрепляет его над мостом и говорит: «Самолёт летит НАД мостом».
Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы по Дворцовому мосту подходим к зданию Адмиралтейства.
4. Здание Адмиралтейства (элементы занятия математикой: развитие логического мышления – конструирование по чертежу, игра «Реставратор»
Логопед:
- Вот здание Адмиралтейства. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).
- Здесь шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане
Кораблик золотой.
- Есть гордость Петербурга –
Кораблик золотой.
Он высоко на шпиле
Над самою Невой.
Логопед:
- Река Нева дала имя самому первому проспекту нашего города. (Показывает детям фотографию Невского проспекта.)
- Невским проспектом любуетесь вы?
Начало своё он берёт у Невы.
Логопед:
- Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства.
- Ребята, красивы памятники и дворцы нашего города! А вот о том, какими они будут, думало очень много архитекторов. Строили их из камня и металла ещё большее число людей. Труд их был тяжёл и сложен, потому что тогда ещё не было таких машин, которыми пользуются строители в наше время. Но стоят эти памятники сотни лет, украшая и прославляя Санкт – Петербург. Наша задача – беречь эти памятники, следить за тем, чтобы они не ломались и не портились. Для этого время от времени специалисты – реставраторы чинят старинные здания и ухаживают за ними. Даже после того, как некоторые памятники были разрушены во время войны, реставраторы смогли собрать их по маленьким кусочкам и восстановить.
Логопед предлагает детям стать реставраторами; он делит детей на две команды, каждая команда получает чертёж здания Адмиралтейства
Игра «Реставраторы» (конструирование из кубиков по чертежу).
- Вы реставраторы! Каждая команда получила чертёж здания Адмиралтейства, а на ковре есть строительный материал – деревянный конструктор. Задача каждой команды по чертежу выстроить здание Адмиралтейства. ( По чертежу на ковре из конструктора строят здание Адмиралтейства).
Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы от здания Адмиралтейства отправляемся на Дворцовую площадь.
5. Дворцовая площадь (развитие фонематического восприятия – игра «Поэты»)
Логопед:
- Дворцовая площадь – это самая красивая и самая главная достопримечательность нашего города. (Показывает детям фотографию Дворцовой площади.)
- Убранства города венец –
Дворцовая площадь и Зимний дворец.
- Дворцовой площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев мира – Эрмитаж. (Показывает детям фотографию Зимнего дворца.)
- Площадью зовётся место,
Где просторно и не тесно,
Потому, что здесь строенья
Разместились в отдалении,
Ну, а в центре, например,
Может быть фонтан и сквер,
Куполами храм сиять
Или памятник стоять. (Е.А. Никонова)
Логопед: В центре Дворцовой площади стоит Александровская колонна.
- А вот Александровский столп знаменитый:
Ангел парит над конной гранитной. (Е.С. Ефимвский)
Логопед:
- На Дворцовой площади в Санкт – Петербурге проходят праздничные концерты и военные парады. Какой праздник совсем скоро – 9 мая будет отмечать наша страна? Правильно. 9 мая наша страна отмечает праздник – День победы в Великой Отечественной войне! На Дворцовой площади будет военный парад.
- Наш город Санкт – Петербург так красив, что о нём хочется говорить стихами. Давайте попытаемся закончить стихи про свой любимый город.
Игра «Подскажи словечко»
- Великий творец
Создал Зимний …(дворец или сад).
- Над Невою в полный рост
Поднялся Дворцовый … (флаг или мост).
- От зари и до зари
Горят на Невском … (фонари или лампы)
- Шпиль Адмиралтейства
Узнали мы с тобой –
В небесном океане … (кораблик золотой или катер золотой)
- В полдень слышат наши ушки,
В крепости стреляет … (пистолет или пушка)
Логопед: У нас получились замечательные стихи о нашем любимом городе.
- Наша экскурсия закончилась и нам пора возвращаться домой. А, вот и наш автобус, он приехал за нами на Дворцовую площадь (показывает детям на стулья, поставленные в два ряда, как сидения в автобусе).
- Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным билетам. Ребята, я каждого из вас довезу до дома, но для этого пусть каждый пассажир назовёт мне свой домашний адрес. (Каждый ребёнок называет свой домашний адрес. Занимает своё место в автобусе).
- Все удобно уселись? Наш автобус отправляется. Едем домой.
- Подведение итогов занятия, оценка работы детей.
Логопед: Ребята, мы возвращаемся домой. Давайте вместе вспомним, где мы были и что видели, а поможет нам это сделать пальчиковая гимнастика «Прогулка по Санкт – Петербургу»
- Мы по городу гуляли,
Много нового узнали:
Крепость в городе стоит,
А вокруг Нева бежит;
Мост Дворцовый разводной
Протянулся над Невой;
На Ростральных колоннах огни,
Радуют нас в особые дни;
В центре колонна, вокруг много места –
Площадь Дворцовая всем нам известна.
Адмиралтейство – кораблик на шпиле.
Всё мы запомнили. Всё изучили.
По улицам города едем домой.
Вот остановка! Водитель, стой!
Логопед: Ребята, расскажите, где мы с вами были и что видели:
- Куда мы ездили на автобусе?
- Как называется крепость на Заячьем острове?
- Где стоят Ростральные колонны?
- По какому мосту мы подошли к зданию Адмиралтейства?
- Какая самая главная достопримечательность нашего города?
- Как говорят поэты о красоте нашего города?
- Вам понравилась экскурсия?
- Я рада слышать, что экскурсия вам понравилась. Я очень надеюсь, что в выходной день вы со своими родителями побываете в центре Санкт – Петербурга и сфотографируетесь на фоне достопримечательностей родного города. Рассмотрите вместе с родителями эти фотографии и уточните, что это за памятники, здания, мосты и парки. Потом свои фотографии принесите в детский сад, и мы оформим фотоальбом «Мой город - Санкт – Петербург».
Стихи к открытому занятию.
Валера - Указ был царя: строить град из камней, Улицы шире тянуть и длинней. (Е.С. Ефимвский) Владик - На Заячьем острове крепость стоит, И ангел над крепостью этой парит.
| Артур - Каждый день в крепости пушка палит. «В городе полдень!», - она говорит.
Матвей - Пушка палит. Всем понятно без слов: Полдень. Пробило двенадцать часов! (Е.С. Ефимвский) |
Настя - Только в праздник. Посмотри – Горят ростральные огни. | Коля - Здесь шпиль Адмиралтейства Узнали мы с тобой – В небесном океане Кораблик золотой. Лена - Есть гордость Петербурга – Кораблик золотой. Он высоко на шпиле Над самою Невой. |
Никита - Невским проспектом любуетесь вы? Начало своё он берёт у Невы. | Вадим - Площадью зовётся место, Где просторно и не тесно, Потому, что здесь строенья Разместились в отдалении, Максим Ну, а в центре, например, Может быть фонтан и сквер, Куполами храм сиять Или памятник стоять. (Е.А. Никонова) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»
Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...
Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ
Интерактивное музыкальное занятие с использованием мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие даёт возможность способствов...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста
Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...
Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"
В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....
Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы
Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...
Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)
Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...