"Мой любимый город"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Еремеева Любовь Николаевна

Предлагается, как меропритие организованной совместной деятельности с детьми старшей речевой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_lyubimyy_gorod_zanyatie.docx40.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы

(2-й год обучения; диагнозы: общее недоразвитие речи, II - III уровень речевого развития),

с использованием инновационных технологий:

элементов ТРИЗ и РТВ

Проводит: учитель – логопед Еремеева Любовь Николаевна

Тема:                                «Мой любимый город»

Цель:      сформировать   первые   представления    о   стране   и   городе,                        

                 в котором  мы  живём; развивать речь младших дошкольников.

Задачи:   1. Образовательные:

  1. Формировать         начальные          знания      о       Санкт  –  Петербурге,         его истории, гербе и основных достопримечательностях: Петропавловской       крепости, Стрелке Васильевскогj острова (Ростральных колоннах), Дворцовом      мосте, Адмиралтействе, Дворцовой площади, Зимнем дворце, Александровской    колонне.
  2. Расширять   словарь   за    счёт  имён  существительных  (страна,  город; крепость,  ангел;  колонна, маяк; городской транспорт,  пассажир,  мост; шпиль,   площадь,  Эрмитаж;    архитектор,   реставратор,   экскурсовод, экскурсия,    петербуржец).

         2. Развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание, умение подбирать рифмы в двустишиях.
  2. Развивать      логическое      мышление     и    зрительное      восприятие.
  3. Повышать     уровень    математических    умений    и   навыков    детей.    (Порядковый счёт в пределах 10. Игра «Лабиринт». Конструирование                      по  чертежу.  Решение  задач).  
  4. Развивать      интонационную     выразительность,     четкость     дикции.
  5. Координировать речь и движения. Учить ориентироваться в пространстве.
  6. Развивать память и коммуникативные навыки детей. Научить называть      свой     домашний     адрес.
  1. Развивать    мелкую моторику пальцев рук. (Пальчиковая гимнастика.)

3. Коррекционные:

  1. Учить       отвечать       на       вопросы      взрослого      полными     ответами.  

          Развивать      связную     речь.

  1. Учить   образовывать   множественное    число   имён  существительных.
  2. Учить   согласовывать   существительные  с   числительными  2  и   5.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать учить   употреблять  предлоги  в  распространённых  предложениях.  
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать любовь к родному городу, гордость (я – петербуржец).
  2. Вызывать познавательный интерес к Санкт – Петербургу, восхищение          его       красотой.

Оборудование: 

  1. видовые   фотографии   (из  настенного   иллюстрированного    календаря);
  2. открытки        с       достопримечательностями         Санкт    –    Петербурга:

Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова (Ростральные      колонны), Дворцовый мост, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Зимний     дворец,    Александровская     колонна; и портрет   Петра I

  1.  экскурсионные  билеты и схематичное   изображение   маршрута   экскурсии;
  2.  лабиринт на каждого ребёнка
  3.  картонные фигуры, изображающие 5 автобусов и 4 тролейбуса;
  4.  схематичное изображение моста и картонные фигурки изображающие       транспорт:  машины,    корабли,    самолёты
  5. чертёж       постройки      из     деревянного     строительного      материала (здание  Адмиралтейства) и деревянный   строительный   материал   –  кубики.
  6. музыкальный материал

Ход экскурсии:

  1. Организационный момент – сообщение  детям темы  совместной деятельности.

Логопед:

Ребятами мы отправимся на автобусную экскурсию по центру нашего города.  

Воспитатель – почтальон заходит в группу.

Почтальон:

- Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, куда я попала?

- А на какой улице находится ваш детский сад?

- Здорово!  Я попала  в детский сад, который находится по адресу: улица Профессора Попова, дом 33! Ребята у меня для вас есть письмо. Хотите его получить?

- Тогда отвечайте, пожалуйста, на мои вопросы:

           -  В какой стране мы живём?

         -  Как называется город, в котором мы живём?

         -  Любите ли вы свой город  Санкт – Петербург?

         -  Ребята, а вы хотите отправиться на экскурсию

             по центру нашего города?

- Вы  ответили на мои вопросы. Получите письмо.

Логопед:

- Ребята, нам прислали билеты на автобусную экскурсию по центру города.

- Сейчас я раздам вам билеты. На билете есть   цифра – это номер вашего места в автобусе.

- Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным  билетам.

- Все удобно уселись? Наш автобус отправляется на экскурсию по                    центру    Санкт   –   Петербурга…

  1. Основная часть: Автобусная экскурсия.

Логопед:    - На экскурсию мы едем      

                      Город свой узнать хотим.

                      Вдоль по улицам поедем

                      Вправо, влево  поглядим.             Играет песня «Автобус»…

  1. Петропавловская крепость (элементы занятия математикой): 

развитие логического мышления – лабиринт 

Логопед:

    -  Наш город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов мира. 300 лет тому назад среди болот и лесов царь ПётрI (показывает портрет ПётрI) заложил новый город. Назвал он его святым именем – в честь апостола Петра.

                 - Указ был царя: строить град из камней,

                    Улицы шире тянуть и длинней.     (Е.С. Ефимвский)

- На одном из островов Невы – Заячьем острове – возвели неприступную для врагов Петропавловскую крепость. (Показывает детям фотографию Петропавловской крепости).

                     - На Заячьем острове крепость стоит,

                       И ангел над крепостью этой парит.

- Жив и в наши дни старинный обычай – каждый день со стены Петропавловской крепости ровно в полдень слышен пушечный выстрел.

                      - Каждый день в крепости пушка палит.

                        «В городе полдень!», - она говорит.

                      - Пушка палит. Всем понятно без слов:

                        Полдень. Пробило двенадцать часов!

(Е.С. Ефимвский)

Логопед:

- Ребята, комендант Петропавловской крепости приготовил для вас задание: «Надо пройти по лабиринту и найти  пушку». (Садятся за столы. Выполняют задание коменданта. Простым карандашом проводят линию – «путь к пушке» в лабиринте).

Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы отправляемся                                   на   Стрелку   Васильевского   острова.

2. Стрелка Васильевского острова (развитие грамматического строя речи: согласование существительного с числительными 2 и 5) и (элементы занятия математикой: развитие логического мышления – решение задач)

Логопед:

- По берегам Невы и на её больших и малых островах стали постепенно строить наш замечательный город Санкт – Петербург. На самом большом  – Васильевском острове – было возведено много красивых зданий. Но главным украшением острова стало место, называемое Стрелкой Васильевского острова. Здесь река Нева расходится на два широких рукава: Большую и Малую Неву. Прежде тут находился порт, а знаменитые Ростральные колонны были маяками – они указывали путь прибывающим кораблям. Теперь порт перенесён в другое место, и факелы на Ростральных колоннах зажигают только по торжественным дням (Показывает детям фотографию Стрелки Васильевского острова).

                 - Только в  праздник. Посмотри –

                    Горят ростральные огни.

- Ребята, как и по другим улицам нашего города, по Стрелке Васильевского острова ездят машины, автобусы, троллейбусы. Как одним словом можно назвать машины, автобусы, троллейбусы?

- Машины, автобусы, троллейбусы – это городской транспорт. По улицам города ездят грузовые и легковые машины – одни из них  возят грузы, а другие людей. Кроме машин, есть ещё автобусы, троллейбусы и трамваи, которые могут перевезти сразу много людей – пассажиров. Такой городской транспорт называется пассажирским.  

Логопед: Водитель автобуса приготовил для вас математические задачи:

1 задача. На Стрелке Васильевского острова стояли 3 экскурсионных автобуса, к ним подъехали ещё 2 автобуса с туристами. Сколько автобусов стоит на Стрелке Васильевского острова? (на фланелеграфе выкладываются фигурки автобусов, согласно тексту задачи).

2 задача.  Итак, на Стрелке Васильевского острова стоит 5 экскурсионных  автобусов. К троллейбусной остановке подъехали 4 троллейбуса. Скажите, чего больше автобусов или троллейбусов мы видим?  На сколько  автобусов больше, чем троллейбусов? Скажите, чего меньше троллейбусов или автобусов мы видим? На сколько  троллейбусов меньше, чем автобусов?

3 задача.   В троллейбусе ехали 9 пассажиров. На остановке из троллейбуса вышел     1 пассажир. Сколько пассажиров осталось в троллейбусе?

Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы  по Дворцовому мосту  отправляемся к зданию Адмиралтейства.

3. Дворцовый мост (развитие грамматического строя речи:                             понимания  и  употребления предлогов – игра  «Определи место»)

Логопед:

- Знамениты на  весь мир наши петербургские мосты. Многие мосты не простые, а разводные. По ночам они разводятся с помощью специальных механизмов,      давая путь большим кораблям. На этой фотографии вы видите Дворцовый мост. (Показывает детям фотографию Дворцового моста). Дворцовый мост – один из самых   красивых мостов города. Днём по мосту ходят пешеходы и ездят машины,              а ночью пролёты моста подняты и под мостом могут пройти большие корабли.      А вот над мостом пролетают самолёты.  

Игра   «Определи место» (понимание и употребление предлогов)

Логопед:

- Ребята, я вам предлагаю задание:

«Определите место машины, корабля и самолёта по отношению к мосту».

Логопед раздаёт детям машины, корабли и самолёты, сделанные из картона и предлагает определить их место по отношению к мосту на фланелеграфе.

Логопед начинает игру:

- ПО мосту едут машины.

Тот, у кого машина, прикрепляет её на мост и говорит: «Машина едет ПО мосту».

- ПОД мостом плывут корабли.

- Тот,     у      кого      корабль, прикрепляет его под мостом и говорит: «Корабль плывёт ПОД мостом».

- НАД мостом летят самолёты.

Тот, у кого самолёт, прикрепляет его над мостом и говорит: «Самолёт  летит  НАД мостом».

Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы по Дворцовому мосту  подходим     к зданию Адмиралтейства.

4. Здание Адмиралтейства (элементы занятия математикой: развитие логического мышления – конструирование  по чертежу, игра «Реставратор»

Логопед:

- Вот здание Адмиралтейства. В Адмиралтействе при царе Петре I строились первые военные корабли для Российского флота. Поэтому шпиль Адмиралтейства украшен золотым корабликом. (Показывает детям фотографию здания Адмиралтейства).

      - Здесь шпиль Адмиралтейства

         Узнали мы с тобой

         В небесном океане

         Кораблик золотой.

      -  Есть гордость Петербурга  

          Кораблик золотой.

         Он высоко на шпиле

         Над самою Невой.

Логопед:

- Река Нева дала имя самому первому проспекту нашего города. (Показывает детям фотографию Невского проспекта.)

         - Невским проспектом любуетесь вы?

           Начало своё он берёт у Невы.

Логопед:

- Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства.

- Ребята, красивы  памятники и дворцы нашего города! А вот о том, какими они будут, думало очень много архитекторов. Строили их из камня и металла ещё большее число людей. Труд их был тяжёл и сложен, потому что тогда ещё не было таких машин, которыми пользуются строители в наше время. Но стоят эти памятники сотни лет, украшая и прославляя Санкт – Петербург. Наша задача – беречь эти памятники, следить за тем, чтобы они не ломались и не портились.   Для этого время от времени специалисты – реставраторы чинят старинные здания и ухаживают за ними. Даже после того, как некоторые памятники были разрушены во время войны, реставраторы смогли собрать их по маленьким кусочкам и восстановить.

Логопед предлагает   детям    стать   реставраторами; он делит     детей    на    две   команды,    каждая   команда     получает         чертёж    здания   Адмиралтейства                                  

Игра   «Реставраторы»   (конструирование из кубиков по чертежу).

- Вы реставраторы! Каждая команда получила чертёж здания Адмиралтейства,        а на ковре есть строительный материал – деревянный конструктор. Задача каждой команды по чертежу выстроить здание Адмиралтейства.  ( По чертежу на ковре из конструктора строят здание    Адмиралтейства).

Логопед: Наша экскурсия продолжается, и мы  от здания Адмиралтейства отправляемся на Дворцовую площадь.

5. Дворцовая площадь (развитие фонематического восприятия – игра «Поэты»)

Логопед:

- Дворцовая площадь  – это  самая красивая и самая главная достопримечательность нашего города. (Показывает детям фотографию Дворцовой площади.)

       - Убранства города венец –

         Дворцовая площадь и Зимний дворец.

- Дворцовой площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев мира – Эрмитаж. (Показывает детям фотографию Зимнего дворца.)

            - Площадью зовётся место,

              Где просторно и не тесно,

              Потому, что здесь строенья

              Разместились в отдалении,

              Ну, а в центре, например,

              Может быть фонтан и сквер,

              Куполами храм сиять

              Или памятник стоять.    (Е.А. Никонова)

Логопед: В  центре  Дворцовой   площади  стоит Александровская  колонна.

           - А вот Александровский столп знаменитый:

              Ангел парит над конной гранитной.     (Е.С. Ефимвский)

Логопед:

- На Дворцовой площади в Санкт – Петербурге проходят праздничные концерты и военные парады. Какой праздник совсем скоро –  9 мая будет отмечать наша страна? Правильно. 9 мая наша страна отмечает праздник – День победы               в Великой Отечественной войне! На Дворцовой площади будет военный парад.

- Наш город Санкт – Петербург  так красив, что о нём хочется говорить   стихами.    Давайте    попытаемся   закончить   стихи  про   свой   любимый    город.

Игра «Подскажи словечко»

                        - Великий творец

                           Создал Зимний …(дворец или сад).

                      - Над Невою в полный рост

                        Поднялся Дворцовый … (флаг или мост).

                     - От зари и до зари

                        Горят на Невском … (фонари или лампы)

                       - Шпиль Адмиралтейства

                         Узнали мы с тобой

                        В небесном океане   …    (кораблик золотой  или катер золотой)

                     

                       - В полдень слышат наши ушки,

                          В крепости стреляет …  (пистолет или пушка)

Логопед:  У нас получились замечательные стихи о нашем любимом городе.

- Наша экскурсия закончилась и нам пора возвращаться домой.  А, вот  и наш  автобус, он приехал за нами на Дворцовую площадь (показывает детям на стулья, поставленные  в два ряда, как сидения   в автобусе).

- Пожалуйста, занимайте свои места согласно пригласительным  билетам. Ребята, я  каждого из вас довезу до дома, но для этого пусть каждый пассажир назовёт мне свой домашний адрес. (Каждый ребёнок называет свой домашний адрес. Занимает своё место   в автобусе).

- Все    удобно    уселись? Наш     автобус       отправляется. Едем   домой.

  1. Подведение итогов занятия, оценка работы детей.

Логопед:  Ребята, мы возвращаемся домой. Давайте вместе вспомним, где               мы были и что видели, а поможет нам это сделать пальчиковая гимнастика                 «Прогулка по Санкт – Петербургу»

                            - Мы  по городу гуляли,

                              Много нового узнали:

                              Крепость в городе стоит,

                              А вокруг Нева бежит;

                              Мост Дворцовый разводной

                              Протянулся над Невой;

                              На Ростральных колоннах огни,

                              Радуют нас в особые дни;

                              В центре колонна, вокруг много места –

                                       Площадь Дворцовая всем нам известна.

                             Адмиралтейство – кораблик на шпиле.

                                       Всё мы запомнили. Всё изучили.

                                       По улицам города едем домой.

                                       Вот остановка! Водитель, стой!

Логопед:  Ребята, расскажите, где мы с вами были и что видели:

  1. Куда мы ездили на автобусе?
  2. Как называется крепость на Заячьем острове?
  3. Где стоят Ростральные колонны?
  4. По какому мосту мы подошли к зданию Адмиралтейства?
  5. Какая самая главная достопримечательность нашего города?
  6. Как говорят поэты о красоте нашего города?
  7. Вам понравилась экскурсия?

- Я рада слышать, что экскурсия вам понравилась. Я  очень надеюсь,                   что в выходной день вы со своими родителями побываете в центре                         Санкт – Петербурга и сфотографируетесь на фоне достопримечательностей родного города. Рассмотрите вместе с родителями эти фотографии и уточните, что это за памятники, здания, мосты и парки. Потом свои фотографии принесите в детский сад, и мы оформим фотоальбом «Мой  город - Санкт – Петербург».  

Стихи к открытому занятию.

                                     

 Валера

- Указ был царя: строить град из камней,

  Улицы   шире   тянуть   и    длинней.        

                                              (Е.С. Ефимвский)                                                     

Владик

- На Заячьем острове крепость стоит,

  И ангел над крепостью этой парит.

                                         

Артур

- Каждый день в крепости пушка палит.

   «В городе полдень!», - она говорит.

                 

Матвей

- Пушка палит. Всем понятно без слов:

  Полдень. Пробило двенадцать часов!

(Е.С. Ефимвский)

Настя  

 - Только в  праздник. Посмотри –

    Горят ростральные огни.

Коля

-  Здесь шпиль Адмиралтейства

   Узнали мы с тобой

   В небесном океане

   Кораблик золотой.

Лена

-  Есть гордость Петербурга  

    Кораблик золотой.

    Он высоко на шпиле

    Над самою Невой.

Никита

- Невским проспектом любуетесь вы?

  Начало своё он берёт у Невы.

Вадим

  - Площадью зовётся место,

    Где просторно и не тесно,

    Потому, что здесь строенья

    Разместились в отдалении,

Максим

     Ну, а в центре, например,

     Может быть фонтан и сквер,

     Куполами храм сиять

     Или памятник стоять.    

                                      (Е.А. Никонова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по проекту «Мой любимый край, мой любимый город»

Закрепить знания детей об истории города, о достопримечательностях, узнать что-то новое о его прошлом. ...

Интерактивная прогулка по родному городу из цикла "Любимый город" c ИКТ

Интерактивное музыкальное занятие с использованием  мультимедийной слайдовой презентации из цикла «Любимый город» предназначено для детей 6-7 лет. Занятие  даёт возможность способствов...

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Патриотический проект "Город Пермь - мой любимый город" для детей старшего дошкольного возраста

Данный проект предназначен для педагогов дошкольных учреждений, которые работают с детьми по патриотическому вопитанию...

Развлечение ко дню города "С днем рождения,любимый город!"

В сценарии развлечения представлены: песни, стихи о Родине, родном городе Смоленске , игры и конкурсы для детей и их родителей....

Среднесросный проект "Город любимый , город родной "для детей старшей группы

Цель: Расширять и закреплять знания детей о родном городе, его истории и достопримечательностях . Расширять кругозор и обобщать словарный запас детей . Учить обобщать пройденный материал . Воспи...

Презентация "«Куса – cторонки любимой краса!» (любимый город в стихах)

Наверное, Куса ничем не выделяется среди других малых городов России. Но она по-своему неповторима и очаровательна!...