Рисование как средство развития цветовосприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
статья по коррекционной педагогике
Проблема развития чувства цвета у дошкольника с ОНР является важным вопросом теории практики художественной педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsvetovospriyatie.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисование как средство развития цветовосприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Токарева Галина Ивановна
Старший воспитатель
ММБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»
(Дошкольное отделение)
У детей с ОНР внимание неустойчиво, восприятие рассеяно. Проблема заключается в том, что восприятие влияет на развитие других психических процессов, сказывается на общем развитии ребенка. Так как в последнее время в детских садах детей с различными нарушениями речи становится больше, актуальность данной проблемы возрастает. В связи с этим воспитатель вместе с другими специалистами детского сада должен использовать все способы для того, чтобы помочь таким детям развиваться наравне с детьми без нарушения речи.
Проблема развития чувства цвета является важным вопросом теории и практики художественной педагогики. Актуальность вопроса, его педагогическая значимость подтверждаются тем, что в России, как и в некоторых зарубежных странах, программа ознакомления детей с цветом и его эстетикой включена в систему обучения детей дошкольного и школьного воспитания. В настоящее время интерес к данной проблеме продолжает расти. Появилось много методической литературы, в которой представлены дидактические игры, конспекты занятий для проведения данной работы с детьми.
Цвет, его восприятие играет важную роль в жизни человека. Он способен оказывать на него разнообразные воздействия: физиологическое. Эмоциональное, психологическое. Иными словами, цвет влияет на наше настроение, состояние и, даже, здоровье. Умение видеть цвета, замечать оттенки в окружающей жизни делает человека духовно богаче.
Основы цветовосприятия закладываются в раннем детском возрасте. Начинать работу по развитию цветовосприятия у детей лучше в дошкольном возрасте, тогда, когда детям свойственна природная эмоциональная отзывчивость, впечатлительность, пластичность памяти, интерес ко всему вокруг.
Многочисленные исследования ученых, педагогов, психологов подтверждают, что восприятие цвета играет большую роль в развитии и воспитании ребенка. Такие педагоги и психологи, как Монтессори, Флерина, Сакулина считали, что усвоение цвета ребенком происходит при активном участии самого ребенка в интересно организованном процессе. Они отводили большую роль взрослому, осуществляющему обучение детей и развитие у них цветовосприятия, подчеркивали необходимость учета возрастных особенностей детей.
В чем заключается значимость цветовосприятия для растущего ребенка? Его развитие положительно сказывается на развитии таких психических процессов, как внимание и восприятие, на основе которых базируется дальнейшее интеллектуальное развитие, происходит развитие речи.
Н.М.Аскарина отмечает, что своевременное развитие зрительных дифференцировок, способность наблюдать и эмоциональность, свойственная детям, делают уже на третьем году доступным элементарное понимание красивого.
Дети с нормой развития к 6-7 годам знакомы с цветовым спектром, знают цветовые оттенки и умеют их самостоятельно получать, могут широко использовать цветовую гамму при создании изображений в рисунках. Они свободно ориентируются в цветовой действительности, сравнивая цвета и видя красивые сочетания.
Однако не следует забывать, что по ряду причин развитие не каждого ребенка старшего дошкольного возраста соответствует норме. Особого подхода среди них требуют дети с общим недоразвитием речи, т.к. наряду с отставанием в развитии речи они имеют особенности развития психических процессов. Что свойственно для таких детей? Для них характерны рассеянность восприятия, неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. ОНР в свою очередь является следствием недоразвития этих психических процессов.
Без педагогического вмешательства с возрастом эти расхождения становятся все более заметными, так как самостоятельно овладеть речью дети не могут.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Своеобразие развития словарного запаса и грамматического строя речи при общем недоразвитии речи показано в исследованиях В.К.Орфинской, Б.М.Гриншпуна, Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой и других.
Большой интерес представляют работы Р.Е.Левиной, в которых используется системный подход к анализу речевых нарушений у детей.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. Исходя из коррекционных задач Р.Е.Левиной, была предпринята попытка сведения многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей.
Коррекцией речи детей с ОНР III уровня могут заниматься воспитатели детских садов. Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с ОНР, преодолеваются лишь в ходе обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в сложные виды деятельности.
Практика показывает, что именно развитие цветовосприятия помогает развивать и приводить в норму данные психические процессы, совершенствовать речь детей. Цветовосприятие детей с ОНР имеет свои особенности:
-снижение цветоразличительной функции и слабое осмысливание окраски предметов в рисунках;
-использование цвета, не соответствующего исходному, установленному в процессе предварительного анализа предмета;
-многоцветность рисунков;
-неестественная передача окраски предметов и т.д.
С целью развития цветовосприятия у детей используются различные средства: природа, интерьер, дидактические игры, искусство. Одним из таких средств является изобразительная деятельность, и, в частности, рисование.
При рисовании дети начинают лучше воспринимать цветовую палитру, смелее смешивают краски и получают новые оттенки; во время проведения игр, занятий дети свободнее общаются между собой, у них развиваются коммуникативные способности, восприятие, внимание и, следовательно, развивается связная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"
В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....
Реферат "Развитие речевой активности дошкольников с общим недоразвитием речи через реализацию проектного метода"
Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем реферата 29 листов. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется объект. пре...
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В настоящее время дети с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е...
Особенности развития мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В современной практике развития и обучения детей дошкольного возраста широко используются тетради с печатной основой (рабочие тетради), которые на наш взгляд ограничивают деятельность дошкольников: об...
Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей
консультация для родителей о роли подвижных игр для творческого развития детей...
Нетрадиционное рисование в технике "Пуантилизм" как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.
Представлен опыт работы по художественно -эстетическому развитию,средствами технологии "Пуантилизм".Раскрыты: этапы,средства,представлены детские работы в данной технике....