Формирование интонационной выразительности речи
статья (логопедия) по теме

Сапунова Ирина Викторовна

Статья для воспитателей логопедических групп и учителей-логопедов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией.

(консультация для педагогов)

В логопедической литературе дизартрия определяется как нарушение не только звукопроизношения, но и просодической стороны речи, что обусловлено органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. При стертой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения имеются нарушения просодической структуры высказывания. Интонации складываются из нескольких компонентов: частоты основного тона (мелодика), интенсивности (фазовое ударение), длительности (темп), паузы и тембра. Они тесно взаимосвязаны.

Работе по оформлению интонационной выразительности речи должны предшествовать ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы. Работа над ритмом производится в 2-х направлениях: восприятие и воспроизведение различных ритмических структур. С этой целью детям предполагается послушать изолированные удары и их серии (простые и акцентированные, чередующиеся громкие и тихие). Затем определяется, какое количество и какие удары были услышаны. После эти удары отстукиваются детьми по подражанию.

Этапы работы по формированию интонационной выразительности:

I этап - формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи.

Задача этапа: показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием интонаций, которая достигается изменением высоты, силы, тембра, модуляции голоса, что помогает выразить чувства; познакомить с различными видами интонаций.

Последовательность работы на 1-м этапе:

  1. Формирование общих представлений о выразительности речи. Детям читается дважды один и тот же рассказ, первый раз - без интонационного оформления, второй - выразительно. Выясняется, какое чтение больше понравилось и почему; объясняется, что голос можно изменять, что голосом можно передать вопрос, просьбу, удивление и т.д.
  2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Детям предъявляется предложение, произнесенное повествовательной интонацией, и определяется, что в нем выражается (спрашивается или сообщается о чем-то). Далее уточняются звуковые средства выражения ("Когда мы что-то сообщаем, то говорим спокойно, не изменяя голоса"). Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически. Затем дети придумывают предложения, которые можно сказать спокойно; проводится знакомство с "точкой". После знакомства со знаком, дети выделяют из текста повествовательные предложения (поднимают карточку с точкой)...
  3. Знакомство с вопросительной интонацией средствами ее выражения и способами обозначения. Проводится аналогичным образом. Фиксируется внимание детей на том, что в конце вопросительного предложения голос повышается.
  4. Знакомство с восклицательной интонацией средствами ее выражения и способами обозначения. Осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями (тип: Ой! Ах! Ура!), проведение беседы по содержанию каждого из них. Детям объясняется, что восклицательно можно произнести целое предложение, уточняется, что при его произнесение или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Далее работа идет аналогично.
  5. Дифференциация интонационных структур предложений в импрессивной речи.

II этап: Оформление интонационной выразительности в экспрессивной речи.

Задачи этапа: формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи. В качестве подготовительных упражнений используются упражнения, направленные на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости и модуляции. Работа идет по следующим направлениям:

  1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения.

а),        работа над ритмикой голоса: произношение односложных слов (простых, со стечением согласных, в структуре нераспространенного предложения); произношение слов разнослоговой структуры с различными гласными, находящимися в разном положении по отношению к ударному слогу; произнесение группы слов без пауз в структуре словосочетаний и предложений с различными комбинациями по месту ударения.

б),        отработка интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.

  1. отработка конструкции с интонационным центром в конце предложения;
  2. отработка конструкции с передвижением интонационного центра в неконечную позицию.
  1. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения
  1. отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова
  2. с вопросительным словом.

Закрепление в стихах сначала сопряженного со взрослым, затем по подражанию и самостоятельно.

  1. Работа над интонационной выразительностью восклицательных предложений.
  1. отрабатывание выражения различных эмоциональных состояний с помощью междометий на материале картинок и стихов.
  2. отработка интонационной конструкции, выражающей обращение, требование, восклицание. Проводится в процессе сопряженного проговаривания , повторения и самостоятельного произношения соответствующих речевых образцов.
  3. Закрепление восклицательной интонации в стихах.
  1. Дифференциация интонационной структуры предложений в экспрессивной речи. Проводится на материалах считалок, знаков, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосом героев.

Автор: Сапунова И.В.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №21 Василеостровского района отделения дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

Семинар-практикум "Формирование интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста"

В материале раскрываются  этапы работы по формированию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста. Содержит теоретическую и практическую части....

Опыт работы по теме "Формирование интонационной выразительности речи у детей с ОНР"

Я думаю, что это материал поможет воспитателям и логопедам обучать дете й интонационной выразительности....

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...