Проектный метод в обучении дошкольников, имеющих речевые нарушения.
статья по логопедии по теме
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnyy_metod_v_obuchenii_doshkolnikov_2010.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Василенко Юлия Юрьевна
МДОУ детский сад №28
Учитель - логопед,
1 квалификационная категория
Проектный метод в обучении дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Осуществлению этой задачи в полной мере способствует проектная деятельность как одна из современных технологий образовательного процесса.
По методу проектов дошкольники “приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов”. Данный метод полезен тем, что при правильном применении он способствует развитию самостоятельности дошкольников в обучении и осуществлению непосредственной связи между приобретением дошкольниками знаний и умений и применением их в решении практических задач. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей групп, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка, имеющего речевые нарушения. Это способ взаимодействия с окружающей ребенка средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Так вся деятельность педагогического коллектива строится на проектной основе и это дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В группе детского сада, проекты планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем, рекомендованных программой, реализуемой в нашем МДОУ. Так по темам ·“Овощи и Фрукты” планируются проекты: “Где растут витамины?”, “Во саду ли, в огороде”; по теме “Одежда” – проект: “Вещи из бабушкиного сундука”; по теме “Мебель” – проект: “Откуда приходит к нам мебель”; по теме “Зима” – проект: “Как узнать зиму” и т.д.
Перед педагогическим коллективом в рамках проекта ставятся задачи:
- побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- приобщать детей к процессу познания;
- формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
- побуждать детей к совместной деятельности;
- формировать эмоциональную заинтересованность;
- развивать мышление и воображение;
- формировать различные способы общения;
- овладение различными способами решения поставленных задач.
В ходе прохождения темы у детей значительно расширяется словарный запас, формируется грамматический строй и развивается связная речь. В рамках проекта планируется работа по всем видам деятельности по программе развития и воспитания детского сада. На каждую изучаемую тему составляется проектная паутинка, в которой выделяются центры развития: центр математики, развития речи, центр книги, центр игры, центр искусства, центр движения и центр Буквоведа (в котором планируются логопедические задания по заданной теме). В каждом центре планируется работа по определенной теме в течение недели, подбирается соответствующий материал, интересные задания для работы с детьми, которые развивают творческие способности и коммуникативные навыки. В ходе реализации проекта, в течение недели, дети выполняют запланированные задания в избранных самими детьми центрах, а также в сочетании заданий из различных центров. В то же время и воспитатели, и логопед проводят свои занятия в соответствии с подобранными заданиями по центрам развития. Такие занятия интересны. На них важно продуманно, на качественно новом уровне объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интеграция, довольно легко вписывается в систему проектной деятельности, так логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду, также и воспитатели, проводя свои занятия, интегрируют разные виды деятельности. Интегрированные занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников. Включая разные виды деятельности в занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми, имеющими речевые нарушения и стабильность полученных результатов.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников и особенно детей с речевым недоразвитием, координация проектов остается гибкой, т.е. я совместно с педагогами ненавязчиво направляем работу детей:
- помогаем выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- подсказываем, какие предметы и принадлежности можно использовать;
- планируем, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;
- определяем, кого можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Главная задача педагогов при составлении такой паутинок: подобрать разнообразный материал для реализации идей в разных центрах, ориентированный на конкретных детей, на разную степень сложности и интересы. Но проект это не только план-схема и проведение интегрированных занятий с использованием разных фрагментов, это способ работы с образовательным содержанием, при котором используются все возможные формы в комплексе. Это позволяет рассмотреть явление (событие, предмет) с разных сторон, а также обеспечить каждому ребенку тот способ получения знаний, который для него наиболее приемлем.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение массажера Су-джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различ...
Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.
Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...
Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....
Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Применение массажера Су-Джок в логопедической коррекции с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
В данной педагогической технологии отражена поэтапная совместная организационная работа учителя-логопеда и педагога-психолога....
Проектный метод в обучении дошкольников, имеющих речевые нарушения.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На с...
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Использование информационно-коммуникативных технологий в организации проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками, имеющими речевые нарушения...