Нормативно- правовая база на Федеральном и муниципальном уровне
материал по логопедии по теме

Сабирзянова Ирина Геннадьевна

Перечень основных Федеральных и муниципальных законодательных актов в работе учителя - дефектолога в ДОУ. В помощь молодому специалисту данного профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О ПСИХОЛОГО–МЕДИКО–ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ПМПК) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6

На основании анализа реальной ситуации психолого-медико-педагогического сопровождения и в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения Министерство образования Российской Федерации рекомендует:

Довести до сведения руководителей образовательных учреждений следующие методические рекомендации:

— о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Приложение 1);

— о формах учета деятельности специалистов ПМПк (Приложение 2).

Провести мониторинг обеспеченности ПМПк образовательных учреждений региона специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников, и направить отчет в адрес Управления специального образования Минобразования России до 20.05.2000 по предлагаемой форме (Приложение 3).

Обеспечить контроль за созданием, при наличии соответствующих кадров, ПМПк в образовательных учреждениях; определить порядок их взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), обслуживающей данную территорию (Приложение 4).

Организовать работу по повышению квалификации и обмену опытом специалистов ПМПк.

Заместитель министра

Е.Е. Чепурных

Приложение 1

о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.

2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.

4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.

5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель "дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.

6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:

— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

— выявление резервных возможностей развития;

— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;

— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.

9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.

10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.

12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.

13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).

14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ТМПК).

15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.

16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.

17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.

18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель ДОУ или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных  обсуждений на ПМПк.

19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.

20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

21. При направлении ребенка в ТМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.

Приложение 2

о формах учета деятельности специалистов ПМПк

Журнал записи детей на ПМПк

№ п/п

Дата,

время

Ф.И.О.

ребенка

Дата рождения (число, месяц, год)

Пол

Инициатор обращения

Повод обращения

График консульти-рования специали-стами

Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк

№ п/п

Дата,

время

Ф.И.О.

ребенка

Возраст

Пол

Проблема

Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк

Рекоме-нда

ции

Специалист или состав ПМПк

Карта (папка) развития обучающегося

Основные блоки

1. «Вкладыши»:

— педагогическая характеристика;

— выписка из истории развития;

при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка

2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):

— заключения специалистов ПМПк;

— коллегиальное заключение ПМПк;

— дневник динамического наблюдения с фиксацией:

времени и условий возникновения проблемы,

мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,

сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.

График плановых заседаний ПМПк

Приложение 3

Мониторинг обеспеченности ПМПк специалистами, осуществляющими психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся

Специалисты

Количество ставок по штату

Фактическое замещение (наличие реальных физических лиц)

Необходимая потребность

Штатными работниками

Работниками по совместительству

В образовательных учреждениях

В том числе в учреждениях специального образования

В образовательных учреждениях

В том числе в учреждениях специального образования

В образовательных учреждениях

В том числе в учреждениях специального образования

В образовательных учреждениях

В том числе в учреждениях специального образования

- педагог-психолог

-учитель-дефектолог

-учитель-логопед

-социальный педагог

- врач (указать специальность)

- медсестра

- другие специалисты (указать какие)

ИТОГО


Приложение 4

о порядке взаимодействия ПМПк с родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника и с ПМПк

ДОГОВОР

между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося в образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении

Руководитель образовательного учреждения

__________________________________

__________________________________

(указать фамилию, имя, отчество)

Подпись

М.П.

Родители (законные представители) обучающегося

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

(Указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей, характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными).

Подпись

М.П.

Информирует родителей (законных представителей) обучающегося об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк

Выражает согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк


ДОГОВОР

о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения

Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др ___________) и ПМПк образовательного учреждения_______________________________________________:

                            (наименование образовательного учреждения)

ПМПк обязуется:

ПМПК обязуется:

1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:

• при возникновении трудностей диагностики;

• в спорных конфликтных случаях;

• при отсутствии в школе условий для оказания необходимой специализированной психолого-

медико-педагогической помощи.

2. Информировать муниципальную ПМПК:

• о количестве детей в школе,

нуждающихся в специализированной психолого-

медико-педагогической помощи;

• о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках школы;

• об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.

1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк школы, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.

2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов школ города.

3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости- вносить коррективы в рекомендации.

4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого- медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.

Руководитель                                       Заведующий ПМПК

Образовательного учреждения                              (подпись)

                 (подпись)

Председатель ПМПк

           (подпись)

М.П.                                                    М.П.                                                                                  



Предварительный просмотр:

Закон РФ "Об образовании"


Статья 18. Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

2. Утратил силу.

3. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

4. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

5. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
POCCИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразования России)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
16.01.2ОО2г.
№ 03-51-5ин/23-03
На N _____________________

Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждениях

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии, сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно в сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ. может быть организовано воспитание и обучение практически всех категорий дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы Общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.
Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается: две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталости в степени дебильности,
Примечание 1) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).
Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (в сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

Вид нарушения

Количество детей в группе

Ясельная группа

Младшая подготовительная группа

Дети с отклонениями

Нормально развивающиеся дети

Дети с отклонениями

Нормально развивающиеся дети

Глухие

2

8

3

8

Слабослышащие

3

8

4

8

Слепые

2

6

3

6

Слабовидящие

3

8

4

10

С амблиопией и косоглазием

5

10

5

10

Легкая форма ДЦП

4

8

4

10

Др. нарушения опорнодвигательного аппарата

6

10

6

12

С задержкой психического развития

4

10

5

12

С нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени дебильности)

5

10

5

10

Не имеющие выраженных первичных
отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально-волевой сферы)

6

12

6

12

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;

- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми: с нарушением слуха - сурдопедагога, с нарушением зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушением зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками в смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержаться в приложениях 1,2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае, если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.
Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится в условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 N 129/23-16).
В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО.


Примечание 1. Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года




Предварительный просмотр:

О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ

ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Письмо Министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999[1]

В целях осуществления координации и контроля проведения аттестации дошкольных образовательных учреждений, оказания методической помощи специалистам в области дошкольного образования, а также защиты ребенка от негативных последствий непрофессионального использования методов диагностики детей дошкольного возраста Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации просит довести до сведения центров развития образования, аттестационных служб, ИПК, дошкольных образовательных учреждений следующее.

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций. Во-первых, все более массовый характер приобретает неправомерное применение тестирования детей в процессе аттестации дошкольных образовательных учреждений, при аттестации педагогических и руководящих работников, при переходе детей из дошкольного учреждения в первый класс общеобразовательной школы. В ряде случаев были даже зафиксированы отдельные попытки тестирования детей при приеме в дошкольное образовательное учреждение. Во-вторых, зачастую используются технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики. Результаты такой диагностики не отражают реальной картины развития ребенка и, следовательно, не могут повысить эффективность образовательного процесса. В-третьих, в процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации. Это приводит к некомпетентной интерпретации диагностических данных, ошибкам в определении уровня развития ребенка, что может дезориентировать педагогов и родителей при взаимодействии с детьми.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Психолого-педагогическая наука безоговорочно признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, в большой мере способствует их проявлению. В частности, введенное Л.С. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксировало именно этот известный факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы. Нельзя допустить, чтобы данные тестирования были основанием для навешивания на ребенка «ярлыка». Особенно тяжелые последствия могут иметь недостоверные результаты тестирования. Они могут оказать негативное влияние как на развитие личности, так и на дальнейшую образовательную траекторию ребенка.

Кроме того, обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметным областям (математические представления, развитие речи, изобразительная и музыкальная деятельность и т.п.) лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ обычно не только включают в себя содержание, связанное с обучением, но и достаточно подробно расписывают всю жизнь ребенка в детском саду. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может в полной мере опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для ребенка этого возраста в первую очередь важно не столько каким объемом предметных знаний определенной образовательной области он владеет, сколько то,  каким способом эти знания были ребенком освоены. Таким образом, определенный набор знаний, которым обладает дошкольник, далеко не всегда указывает на реальные результаты его образования, не говоря уже о том, что уравнивает всех детей в их  пути развития. Это еще усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые «экзаменационные» вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий.

Тенденции указанной негативной практики тестирования вызваны целым рядом объективных причин. Среди них — недостаточное внимание служб практической психологии образования к вопросам психологической помощи детям дошкольного возраста и их проблемам; недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами; особенности современной подготовки и переподготовки педагогических кадров. Выпускники учреждений профессионального образования в большей степени вооружены знаниями о возрастных особенностях и закономерностях развития детей дошкольного возраста, но не в полной мере владеют умениями выявлять и измерять уровень развития ребенка с помощью современных психодиагностических методик. Отсутствие систематических знаний в области психодиагностики приводит к тому, что практические психологи и педагоги, как правило, допускают ошибки при интерпретации полученных результатов, не умеют сформулировать обоснованные рекомендации педагогам и родителям.

Ситуация усугубляется возрастающим потоком психодиагностической литературы низкого качества. Перепечатки устаревших вариантов зарубежных тестов часто сопровождаются некомпетентной интерпретацией, содержат массу ошибок, что приводит к искажению получаемых выводов. Широкомасштабная публикация диагностических методик (с «ключами») порождает у непрофессионала впечатление об их доступности и сводит на ценность указанных методик. Для сравнения: в мировой специалист по тестированию, помимо базового психологического образования, должен получить образование в области ческой диагностики и соответствующий сертификат. Такое образование, помимо специальных навыков, включает развитие   у диагноста особых гуманистических установок и связано с приобщением к нормам профессиональной этики. Эти нормы не позволяют рассматривать ребенка как объект бесцеремонного обследования; пугать его внезапными проверками («тест» в де значит «испытание»); тестировать без согласия родителей, знакомить с результатами диагностики (составляющими конфиденциальную информацию) людей, не имеющих непосредственного отношения к обучению и воспитанию данного ребенка. В реальной практике тестирования эти нормы часто нарушаются.  Педагог, не будучи специалистом-диагностом, из лучших побуждений может сообщить результаты тестирования (например, что у ребенка низкий балл по тесту) родителям ребенка, не подготовив их соответствующим образом, или администрации школьного образовательного учреждения. Если эта информация дойдет до самого ребенка или до других детей, это может нанести существенный вред его психическому здоровью.

Кроме того, проведение диагностики всегда связано с этапом интерпретации, т.е. объяснения полученных данных с точки зрения развития ребенка. Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой  и точной информации об уровне развития и склонностях ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного или недобросовестного исследователя.

Проведение любой диагностики всегда связано с вопросами: с какой целью она проводится? как будут использованы ее результаты? Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. В этом заключается позитивная роль диагностики в системе дошкольного образования.

Однако некоторые образовательные учреждения используют систему тестирования уровня развития детей для отбора их в определенное образовательное учреждение, в каждом из которых реализуется особая образовательная программа. Тестирование развития ребенка «на входе» в определенную образовательную программу с целью его отбора вольно или невольно исходит из презумпции, что одни дети «способны» к ее освоению, а другие - нет. Тем самым делается заявка на тестирование способностей  детей в очень раннем возрасте, что буквально противоречит основным законам развития личности и психики. Кроме того, производя такого рода отбор, педагог закрывает ребенку возможность для развития в этом направлении и, возможно, навязывает ему менее перспективный путь образования, исходя из собственных представлений об уровне его развития, а не из реальных интересов ребенка. Так создается ситуация, при которой образовательное учреждение выбирает удобных ему детей, прикрываясь интересами ребенка, фактически нарушая его право на образование, вместо того чтобы обеспечивать в соответствии с законодательством право родителей на выбор образовательного учреждения для своих детей.

Особую тревогу вызывают факты нарушения государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и (или) органами, проводящими аттестацию, порядка ее проведения в дошкольных образовательных учреждениях. При выборе аттестационных технологий не учитываются Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемым в ДОУ (действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования), не выполняется приказ Минобразования России от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

В отдельных случаях это привело к ситуации, когда аттестационные технологии, используемые при аттестации учреждений общего среднего образования, механически переносятся на аттестацию дошкольных образовательных учреждений. При этом неправомерно применяются аттестационные технологии, которые включают в качестве критериев оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста. Авторы подобных аттестационных технологий пересматривают содержание Временных (примерных) требований или подменяют другими требованиями. В свою очередь, «новые» требования задают и новые способы (измерительный инструментарий) оценки деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Результаты использования «школьной» модели аттестации приводят к изменению целей деятельности педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. В этих случаях знания, умения и навыки детей становятся единственным ориентиром деятельности дошкольного образовательного учреждения, ее самоцелью, а образовательный процесс превращается в муштру, что противоречит предназначению дошкольного возраста. Это опасная тенденция, так как ребенок в этом возрасте имеет право быть любым. Система же образования должна предоставить ему наиболее благоприятные условия для развития. Именно поэтому предметом комплексной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения в процессе аттестации выступают психолого-педагогические условия воспитания и обучения - содержание и методы, характер взаимодействия педагогов с детьми и построение развивающей среды.

Вместе с тем Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в образовательном процессе не вызывает сомнения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогом в ходе планирования его деятельности, при постановке и реализации педагогических задач. Однако в условиях вариативности программно-методического обеспечения современной системы дошкольного образования психологическая или педагогическая диагностика ребенка может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью результатов педагога по данной программе.

В связи с этим многие авторы комплексных образовательных программ дошкольного образования, помимо разработки содержания методического обеспечения, ставят задачу создания диагностических методик, позволяющих оценить результаты реализации конкретной программы. Примером могут служить образовательные программы «Сообщество», «Развитие», «Из детства — в отрочество», которым присвоен гриф «Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации».

Так, образовательная программа «Сообщество» (ранее известна под названием «Шаг за шагом») ставит своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение его личности, учет его интересов и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте и стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения.

Особенность этой программы состоит в том, что дети могут сами выбирать, чем им заниматься. Но при этом педагог отбирает материалы для каждого ребенка в зависимости от индивидуальной ситуации его развития. Воспитатель должен владеть ситуацией, легко импровизировать, постоянно планировать свои педагогические действия и контролировать их результаты применительно к каждому ребенку. Для этого программа обеспечена системой диагностики, которая включает в себя как диагностику развития и актуального состояния детей, так и диагностику действий педагога. При этом диагностика развития ребенка основана не на специальных тестовых процедурах, а на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Воспитатели регистрируют  особенности его действия и поведения, избегая субъективных интерпретаций. При этом они используют различные неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием своих воспитанников, образцы детских работ, интервью и беседы. Все эти техники достаточно просты и доступны, требуют минимального предварительного обучения и дают обширный материал, позволяющий лучше понять каждого ребенка, создать условия для его развития на основе индивидуального подхода. Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют области, вызывающие озабоченность или особый интерес, и формулируют индивидуальные цели для развития детей. Цели, которые они ставят, могут быть достигнуты путем реорганизации развивающей среды и создания новых возможностей обучения для детей. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения вперед на Основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что в результате формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя, других людей.

Вторая часть диагностики, используемой в данной программе, — отслеживание собственных действий воспитателя. Программа включает в себя так называемые «исполнительские стандарты», которые детально описывают действия воспитателя по достижению целей развития для каждого ребенка. Подавляющее большинство этих исполнительских стандартов достаточно близко соответствует (если не по формулировкам, то по ценностным ориентациям) Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Педагогическая диагностика по программе «Развитие» также введена для определения продвижения детей в освоении данной программы. Она ориентирует воспитателя на анализ характера овладения материалом как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Эти занятия описаны как диагностические, но их проведение не требует дополнительного времени. В процессе проведения такого занятия воспитатель фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом анализируется один-единственный показатель, а именно — степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы оказания помощи отдельным Детям по каждому разделу программы. Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность воспитателям проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого воспитанника по различным видам деятельности. Кроме того, выявление специфики освоения программы детьми может помочь в анализе особенностей собственной работы воспитателя по каждому разделу программы.

Такое применение диагностических методик позволяет педагогу занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность как своей педагогической деятельности, так и реализуемой образовательной программы дошкольного образования. Однако в упомянутых программах диагностика должна осуществляться с учетом фактов, отраженных в настоящем Письме.


[1] Письмо печатается по сборнику «Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования» Вып. 1. –М.: Сфера, с.58.



Предварительный просмотр:

О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 июля 1997 г. № 990/14-15[1]

Одной из наиболее актуальных проблем в современном начальном образовании является проблема подготовки детей к школе.

В целях создания благоприятных условий для подготовки детей к школе Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендует организовать для детей, не воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях, занятия на базе дошкольных образовательных учреждений для детей 3—6 лет и общеобразовательных учреждений для детей 5—6 лет.

Для проведения занятий могут комплектоваться группы, ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования; консультативные группы для детей, которые могут посещать отдельные занятия с логопедом, психологом,  дефектологом в зависимости от их потребностей.

При этом необходимо проводить диагностико-консультативную работу с детьми 5 и 6-летнего возраста, направленную на выявление уровня и особенностей развития ребенка, а также выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе.

Такую работу должна осуществлять психолого-педагогическая комиссия, которая проводит обследование всех детей 5 и 6-летнего возраста, независимо от того, посещают они дошкольное образовательное учреждение или нет. По результатам обследования ребенка 5-летнего возраста комиссия дает рекомендации об оказании социально-психологической поддержки или коррекционно-педагогической помощи детям, которые в этом нуждаются. По результатам обследования детей 6-летнего возраста комиссия дает рекомендацию о целесообразности поступления ребенка в школу с 6- или 7-летнего возраста.

Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах.

1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5—6 лет:

  1. в конце учебного года, с середины мая, весь июнь, по 2  занятия в день, что составит примерно 60 занятий;
  2. один раз в неделю в течение всего учебного года, по 2 занятия, что составит примерно 68 занятии,

—ежедневные (пять раз в неделю) занятия в течение всего учебного года, по два занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня

При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25 — 30 минут

2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей:

для детей 3-х — 4-х лет рекомендуется организовывать по 2 занятия два раза в неделю; общее количество в год составляет 120,

для детей 5-и лет — три раза в неделю по 2 занятия, число занятий в год — 180,

для детей 6-и лет — пять раз в неделю по 2 занятия, число занятий в год — 300.

Занятия необходимо чередовать с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисование, конструирование на свободную тему, подвижные игры и другие виды деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 минут, среднего — 20, старшего — 25 — 30

Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями) Целесообразно провести цикл бесед (5—7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребенку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе.

Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами - дефектологами.

При организации занятий с детьми, помещающими группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения, могут использоваться программы, рекомендованные Минобразованием России (письма Минобразования России 24.03.95 №42/19-15, 29 01 96 № 90/19-15).

При организации занятий с детьми на базе общеобразовательных учреждений могут использоваться учебно-методические материалы, разработанные под руководством Н. А. Федосовой  и С. Г. Шевченко (см приложение).

Учебно-методические материалы для подготовки детей к школе будут включены в Федеральный комплект учебников на 1998/99 учебный год.

Первый заместитель министра В. Д.  ШАДРИКОВ


[1] Письмо печатается по изданию «Справочник руководителя и учителя начальной школы». – Тула: Родничок, 1999, с.17.



Предварительный просмотр:

«Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»

Постановление РФ от 12.09.2008 г. № 666

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2008 г. N 666

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 "О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);

пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);

пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 12 сентября 2008 г. N 666

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка - детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее - устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;

реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

качество реализуемых образовательных программ;

соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;

жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

18. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании".

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;

от 1 года до 3 лет - 15 детей;

от 3 лет до 7 лет - 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;

любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;

любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;

для детей, часто болеющих, - 10 и 15 детей;

для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет - 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

старше 3 лет:

10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся установления родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и компенсации ее части, см. статьи 52.1 и 52.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, см. Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69.

44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;

на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

КонсультантПлюс: примечание.

О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда см. письмо Минобрнауки РФ от 31.03.2008 N 03-599.

заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;

структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;

штатное расписание и должностные обязанности работников.

V. УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно- общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;

выдает доверенности;

открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом Росстата от 18.08.2008 N 192 утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 85-К "Сведения о деятельности дошкольного образовательного учреждения".

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

55. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

http://www.log-center.ru/userfiles/npa/N%20666.doc



Предварительный просмотр:

Администрация
города Нижневартовска
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра








от 06.11.2009 №1548


Об утверждении порядка работы и состава территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

На основании статьи 50 Закона Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 "Об образовании" (с изменениями на 17.07.2009), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 №95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии":

 

1. Утвердить:

 

- порядок работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии согласно приложению 1;

- состав территориальной психолого-медико-педагогической комиссии согласно приложению 2;

- образцы бланка письма и печати территориальной психолого-медико-педагогической комиссии согласно приложению 3.

 

2. Признать утратившим силу постановление Главы города от 06.07.2006 №562 "Об утверждении Положения о работе муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии, ее состава".

 

3. Управлению делами администрации города (Л.Е. Курнева) внести информационную справку в оригинал постановления Главы города от 06.07.2006 №562.

 

4. Управлению по информационной политике администрации города (Д.А. Бормотов) опубликовать постановление в средствах массовой информации.

 

5. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

6. Контроль за выполнением постановления возложить на директора департамента образования администрации города Н.П. Коробову, исполняющего обязанности директора департамента здравоохранения администрации города А.П. Фучежи.


Глава города :Б.С. Хохряков

 

Приложение 1  ПОРЯДОК работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Приложение 1 к постановлению администрации города

от 06.11.2009 №1548

ПОРЯДОК

работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

I. Общие положения

1.1. Настоящий порядок регламентирует деятельность территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее – комиссия).

1.2. Комиссия в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Законом Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 "Об образовании" (с изменениями            на 17.07.2009), Федеральным законом от 24.06.99 №120 "Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями на 13.10.2009), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2009 №95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии", указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, законодательными  актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящим порядком.

1.3. Комиссия имеет печать и бланк письма со своим наименованием.

II. Состав и порядок работы комиссии

2.1. В состав комиссии входят: педагог-психолог, специальный психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, специалисты медицинского профиля (детский психиатр, детский невропатолог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, педиатр).

2.2. Непосредственное руководство комиссией осуществляется руководителем комиссии, в его отсутствие - заместителем руководителя комиссии.

2.3. Заседания комиссии проводятся с 15 сентября по 15 июня еженедельно, по вторникам, четвергам и пятницам, в течение всего учебного года.

2.4. Заседания комиссии проводятся на базе образовательных учреждений города по согласованному графику в присутствии не менее 2/3 членов комиссии.

2.5. Обследование детей в комиссии осуществляется по предварительной записи на основании следующих документов:

- свидетельства о рождении ребенка;

- копии коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении);

- характеристики на обучающегося или воспитанника образовательного учреждения;

- подробной выписки из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, невропатолога, отоларинголога, офтальмолога, ортопеда), наблюдающих ребенка в детской поликлинике по месту жительства;

- образцов письменных работ по русскому (родному) языку, математике, рисунков и других результатов самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке комиссия направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства.

2.6. По результатам обследования комиссия:

- выявляет несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;

- составляет комплексное заключение в соответствии с классификациями, критериями, утвержденными Министерством здравоохранения, Министерством образования, Министерством труда и социального развития Российской Федерации;

- оказывает консультативную помощь;

- готовит рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи в организации их обучения, воспитания или дальнейшего обучения и пребывания (проживания) в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

- подтверждает, уточняет или изменяет ранее данные рекомендации.

2.7. Протокол и заключение комиссии оформляются по формам, согласно приложениям 1, 2 к настоящему порядку, в день проведения обследования, подписываются членами комиссии, проводившими обследование, и заверяются печатью комиссии.

2.8. Срок, в течение которого заключение действительно, определяется комиссией в каждом случае индивидуально.

2.9. Комиссия дает заключение об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребенка программы и вида обучения с учетом зоны его ближайшего развития.

2.10. Выписки из заключений и протоколы комиссии выдаются родителям (законным представителям) по их требованию и под роспись.

2.11. Документы хранятся у руководителя комиссии в департаменте образования администрации города в установленном порядке.

2.12. За членами комиссии на период их работы в составе комиссии сохраняется заработная плата по месту их основной деятельности.

Приложение 1 к порядку работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Приложение 2

Состав территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Приложение 2 к постановлению

администрации города

от 06.11.2009 №1548

Состав

территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Ревкова

Татьяна Владимировна

-

дефектолог дошкольного отдела департамента образования администрации города, руководитель комиссии

Исаева

Ирина Владимировна

-

психолог отдела дополнительного образования и воспитательной работы департамента образования администрации города, заместитель руководителя комиссии

Члены комиссии:

Богенчук

Евгения Владимировна

-

педиатр, заведующая отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники №4 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Бурматова

Наталья Анатольевна

-

невролог детской поликлиники №5 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Голькова

Альбина Асхатовна

-

педиатр, заведующая отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники №1 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Кошкина

Вера Алексеевна

-

офтальмолог детской поликлиники №5 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Кравченко

Татьяна Ивановна

-

учитель-дефектолог муниципальной общеобразовательной средней школы №25

Мирошниченко

Ирина Николаевна

-

детский психиатр Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Психоневрологический диспансер"

Мыскина

Татьяна Дмитриевна

-

педиатр, заведующая отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники №5 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Пахомова

Татьяна Даниловна

-

врач - психиатр высшей категории Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Психоневрологический диспансер"

Проваленок

Ольга Викторовна

-

ортопед детской поликлиники №1 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Тарлина

Елена Викторовна

-

отоларинголог детской поликлиники №1 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Хайретдинова

Ирина Анатольевна

-

социальный педагог муниципальной общеобразовательной средней школы №11

Хатыленко

Тамара Васильевна

-

учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №34 "Дюймовочка"

Шикуло

Ольга Петровна

-

педиатр, заведующая отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники №3 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника"

Юрьевцева

Галина Викторовна

-

педиатр, заведующая отделением организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях детской поликлиники №2 муниципального учреждения "Детская городская поликлиника".

Приложение 3

Образцы бланка письма и печати территориальной психолого-медико-педагогической комиссии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нормативно-правовая база ДОУ

перечень основных документов, регулируемых деятельность ДОУ...

Нормативно-правовая база ДОУ

1.Муниципальное задание...

нормативно-правовая база ФГОС ДО

Нормативно-правовая база ФГОС ДО...

Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога

Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....

Нормативно-правовая база профессиональной деятельности

Нормативно-правовая база профессиональной деятельности...

Нормативно -правовая база логопеда

Нормативно -правовая база логопеда...