Словесная игра, или праздник, который всегда с тобой.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме


Предварительный просмотр:

Словесная игра, или праздник, который всегда с тобой.

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко.
 

В дошкольном учреждении речевое развитие начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли, свободно владеть речевым общением.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. Также эффективно использование словесных игровых упражнений и речевых игр. Тяга детей к игре неизбывна, несмотря на быстро меняющуюся вокруг действительность.

Речевая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Любые дидактические словесные игры  –  это  игры  обучающего  характера,  с  помощью которых можно обогащать словарный запас детей, формировать речевое общение дошкольников и учить культуре поведения.

Она имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Игра способна воспитывать ребенка незаметно для него, предлагая яркие иллюстрации общения. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Словесно-речевые игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе  представлений и почти без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. С помощью словесных игр происходит речевое развитие, формируется слуховое внимание.

Словесно-речевая игра  используется и для закрепления  словаря  детей  (существительные,  прилагательные,   глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги  и  т.д.).  При проведении таких игр у детей развивается речь,  память,   внимание,   логическое   мышление,   зрительная   память. Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются  эмоциональному  воздействию.   Они   активно   включаются   в   словесно-речевые  игры.

Наш детский сад комбинированного вида. В детском саду функционирует  2 логопедические группы.

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере. Детям присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживание контактов со своими сверстниками. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. В логопедических группах просто необходимо развивать речь детей и формировать речевое общение.

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, в тесном взаимодействии логопеда и воспитателя. Мы совместно решаем основные задачи воспитательно-образовательной работы с детьми:

- охрана и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа  

жизни;

- обеспечение всестороннего психического развития и своевременной

коррекции;

- воспитание положительных качеств личности, нравственных ориентиров;

- подготовка к обучению в школе.

На родительской встрече я обратила внимание родителей на речевые проблемы их детей, на то, каким способом можно оказать ребенку помощь. Познакомив родителей с требованиями к детской речи, с упражнениями по ее развитию, совершенствованию и коррекции, я приобрела активных помощников. Я для родителей каждого ребенка провела консультацию «Использование словесно-речевых игр в формировании речевого общения детей».  Привлечение родителей к коррекционной работе обеспечило наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей.

Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, уголок ряженья, уголок изодеятельности. Ребенок в них действует добровольно, т.к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.

Приоритет в моей работе по формированию речи и речевого общения занимают словесно-речевые игры, речевые упражнения и ситуации активирующего общения, которые играют одну из главных ролей в развитии речи и пополнении словарного запаса.

Словесно-речевые игры я строю на коммуникативной и игровой мотивации, включаю в них элементы занимательности. Они возбуждают в детях положительные эмоции и стимулируют игровую и речевую активность.

Также заранее продумываю  словарную работу  (напоминание, уточнение, закрепление), организацию проведения игры  (за столом, на ковре, на улице,  в  зависимости  от  того  какой  материал используется),  подбираю слова на случай затруднения у ребенка.    Несмотря на то, что любая словесная, речевая игра – это обучающая игра  и  в  ней  обязательно  будут образовательные  задачи,   она  всегда остается  игрой. Я использую в играх спокойную доброжелательную интонацию,  продумываю,  как  заинтересовать игрой детей. В  конце  игры  итог  не подвожу, но для себя записываю полученные  результаты для дальнейшей коррекции знаний детей.

Речевые игры мы совместно с воспитателями проводим на занятиях (и в начале, и в середине и в конце занятия в зависимости от поставленных задач), и просто в промежутках между режимными моментами, и на прогулке.

Игры на обогащение словарного запаса, предметного и глагольного словаря, на внедрение качественных и притяжательных прилагательных всегда подчиняются лексическим темам, т.к. преемственность в работе логопеда и воспитателя диктует это правило.

При помощи словесных речевых игр и загадок я закрепляю знания, активизирую в речи новые для ребенка слова, упражняю детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений. Например, в речевых играх «Один – много», «Много чего?», «Какой, какая, какое?», «Чего не стало?», «Назови ласково», «Сосчитай», «Зоосад» дети упражняются в изменении слов по падежам. При проведении этих игр я даю словесный образец, которому дети подражают.

Речевые игры на развитие и активизацию словаря я провожу с мячом. Это  помогает удержать внимание дошкольника.

Этапы обучения речевым играм с мячом:

1.  Перебрасывание мяча с повтором названного слова или словосочетания

Повторяя образец воспитателя, ребёнок совершенствуется в понимании обращенного к нему слова (из-за особенности восприятия речи детьми с ОНР, ребенок слышит, но до него не доходит смысл услышанного, он не понимает, что ему говорят), учится правильным оборотам речи, которыми он ещё самостоятельно не владеет.

2.  Перебрасывание мяча с называнием антонимов («Скажи наоборот»)

3. Перебрасывание мяча с называнием синонимов и слов, близких по значению («Скажи об этом же, но по-другому», например, путь - дорога, маленький - небольшой, крошечный, малюсенький и т. п.).

4.  Перебрасывание мяча с называнием предмета какой-либо группы (на  

классификацию)

5.  Перебрасывание мяча с называнием слова на заданный звук     и т.д.

Словесно-речевые игры я провожу на занятиях и со  всей  группой,  и с подгруппой, и парами,  и индивидуально с каждым ребенком. Если дети играют в паре, я обязательно стремлюсь к тому, чтобы сильный ребенок играл со слабым. В таких случаях эффективность игры увеличивается, партнеры могут помочь друг другу, оказать посильную помощь; дети учатся ориентироваться на партнера-сверстника. Игры подбираю заранее, чтобы она приносила детям радость и пользу.

Для развития речевого общения, коммуникативности мы совместно с воспитателями используем народные подвижные игры со словами «Гуси-лебеди», «Краски», «Садовник». Такие игры развивают у детей не только коммуникативность, но и сплоченность детского коллектива. Эти игры очень нравятся дошкольникам, впоследствии они организовывают их сами на прогулках.

При организации речевых игр и ситуаций активизирующего общения  я стремлюсь к тому, чтобы дети не чувствовали обучающего воздействия. Выбираю такой стиль общения, в котором бы моя обучающая позиция заменялась партнерской. При таком взаимодействии в играх каждый ребенок получает возможность откликнуться на мое высказывание, высказаться самому, быть собеседником.

Применение словесно-игровой деятельности повышает эффективность речевого развития детей моей группы, позволяет не только сформировать у детей разнообразные умения и навыки, но и решает очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Анализ результатов исследования речевых процессов

 

Список используемой литературы

  1. И.Агапова. М.Давыдова. Развивающие игры со словами для детей.- М., 2008.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления и речи. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 112 с.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения. Методическое пособие для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
  4. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., Просвещение, 1977. – 95 с.
  5. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011.-99 с.
  6. Ладыженская Т.А., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. и др. Речевые секреты. – М.: Просвещение, 1992. – 144 с.
  7. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ.-2010.-72 с.
  8. Столяр А.А.  Давайте поиграем.  - М.: Просвещение, 1991.
  9. Тихомирова Л.Ф.,  А.В. Басов. Развитие логического мышления детей.        Ярославль: Академия развития, 1996.
  10. Шипицына  Л. М.  Азбука общения:  Развитие  личности  ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). – М.: Детство-Пресс, 2004.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Карачёва Елена Николаевна

учитель-логопед

      МДОУ «Детский сад комбинированного         вида №6 «Сказка»» п. Приволжский Волжский муниципальный район Республики Марий Эл.

(e-mail: elena.karacheva@mail.ru)

Тема:

Значение словесных игр в коррекционной работе с детьми ОНР.

2012 г.

Учителю-логопеду отводится очень важная роль, когда приходит время помогать ребенку расти и развиваться. Использование словесных игр на логозанятиях - это увлекательный способ проведения коррекционной работы, стимулирующей развитие детей.

Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, нового, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!».

Игра - это сложное, многогранное явление. В играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Словесные игры помогают сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.

Загадки, считалки, скороговорки, ребусы, грамматические примеры, анаграммы, кроссворды, магические квадраты, стихи, перевертыши и другие занимательные игры со словами, помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

Систематические занятия со словесными играми, помогают ввести детей в увлекательный мир русского языка, где они в состоянии сделать удивительные открытия, которые смогут стать факторами их интереса к школьной учёбе, что само по себе немаловажно.

Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, стараюсь варьировать таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.

Словесные игры: отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому их лучше проводить с более старшими детьми.

В словесной игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представления о ранее воспринятых предметах.

Чаще всего словесные игры используются для обогащения и активизации словарного запаса.

Все словесные игры стараюсь подбирать в соответствии с лексическими темами недели: «Игрушки», «Продукты питания», «Одежда», «Дом», «Мебель», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Части тела», «Профессии».

Предлагаю вашему вниманию часть словесных игр, ребусов, кроссвордов, которые использую в своей работе с детьми.

Игра - задание «Назови лишнее слово»

Читаете ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите ребенку определить слово, которое является «лишним».

Например:

-Храбрый, злой, смелый, отважный

-Яблоко, слива, огурец, груша

-Молоко, творог, сметана, хлеб

-Ложка, тарелка, кастрюля, сумка

Игра на внимание «Качества предметов»

В ходе этой игры ребенок вспоминает, сравнивает и обобщает свойства разных знакомых ему предметов. Одновременно происходит закрепление таких понятий, как высота, ширина, длина, и классификация предметов по форме, размеру, и цвету.

Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом ведущим становится ребенок. Вот примеры вопросов:

-Что бывает высоким?

Ответы - столб, человек, дом. Можно ввести в вопрос уточнение, спросив, что, что выше - дерево или дом; человек или столб.

-Что бывает длинным?

-Что бывает коротким?

-Что бывает широким?

-Что бывает узким?

-Что бывает круглым?

-Что бывает квадратным?

-Что бывает пушистым?

- Что бывает холодным?

-Что бывает острым?

-Что бывает белым?

-Что бывает черным?

Логическое упражнение « Самое важное»

Ведущий называет разные слова, обозначающие какой - либо предмет, и просят объяснить важность данного предмета для других понятий. Какое явление или событие не может обойтись без него?

Например, дается слово « вода». Чего не может быть без воды? Ребенок дает ответы- реки, водопровода, чая, нельзя умыться и стирать. Уткам нельзя плавать и т.д.

Потом можно предложить ряд других предметов - пусть ребенок вспомнит, для чего или кого они самые главные. Например, карандаш, стекло, кирпич, дерево.

Игра В.И.Даля «Кузовок»

Эта старинная игра. Все играющие садятся за стол, ставят на него корзиночку и ведущий сначала объявляет:

-Эй, веселая детвора, все пожалуйста сюда. Гляньте все на кузовок. Он содержит все на «- ок». Положи вещь на «-ок» и передай соседу кузовок.

Потом ведущий говорит своему соседу по столу, передавая ему корзину: «Вот тебе кузовок, клади в него все слова, какие оканчиваются на «- ок», обмолвишься - отдашь залог».

Сосед, а за ним и все остальные, по очереди, называют слова, оканчивающиеся на «- ок» « Я положу в кузовок клубок», «А я платок», «Я сахарок», «А я - замок». Кто обмолвится или не найдет, что сказать, кладет в корзину залог-платок, карандаш, значок и так далее. По окончании игры корзину накрывают чем - нибудь и кто-то один достает залог за залогом со словами: «Чей залог вынется, что тому делать?» Каждому назначают выкуп - попрыгать по комнате, песенку спеть, рассказать стишок.

Конкурс «Урожай собирай»

Это простейший конкурс заключается в том, чтобы собрать как можно наибольший « урожай» слов на определенный звук, названный ведущим.

Одно условие - все предметы должны находиться в комнате, где проходит игра, в том числе можно называть предметы одежды, надетой на игроках.

Слова называются поочередно. Тот, кто затрудняется с ответом, выбывает из игры. Победитель - тот, кто продержится дольше остальных. Игра-упражнение «Тренинг слуховой памяти»

Ведущий читает вслух подборки слов, а ребенок должен повторить их в том же порядке.

1 .Дом, дерево, солнце, ветер, небо.

2. Мама, брат, сестра, дядя, тетя.

3. Май, лето, среда, весна, сентябрь.

4. Луна, звезды, солнце, воздух, облака.

5.Море, река, озеро, пруд, болото.

6.Диван, стул, кресло, стол, кровать, шкаф, ковер.

Игра - задание «Угадай пословицу по ее перевертышу»

Эта игра требует предварительной работы по ознакомлению детей с различными пословицами и поговорками.

В русском языке существует много распространенных пословиц и поговорок, например, «Книгу прочитал - умнее стал». Или «Маленький да удаленький».

Необходимо узнать пословицу по ее «перевертышу», то есть, в том варианте, когда каждое ее слово заменено противоположным по значению.

Например:

  1. «Поленишься - зверей обидишь». Правильный народный вариант — «Поспешишь - людей насмешишь».
  2. «Начал безделье - сиди дома робко». Правильный народный вариант - «Кончил дело - гуляй смело».

3.    «С ленью утопишь мясо в реке». Правильный народный вариант - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Игра Перепутанные названия

Дети отгадывают сказки, названия которых перепутала Баба Яга.

  1. «Суп из метелки»;
  2. «Царевна - пчела»;
  3. «Мальчик - великан»;
  4. «Гадкий котенок»;
  5. «Волк и семеро поросят»;
  6. «Три волчонка»;
  7. «Лягушка - домоседка»;

                                 -«Иван-царевич и зеленый крокодил».

Можно выбрать одну из сказок и рассказать ее в новом варианте.

Игра «Найди лишнюю картинку».

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существеннее признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, то ребенку трудно достается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другую серию картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнения на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

-Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...)

-Назови, слова, обозначающие домашних животных

-Назови, слова, обозначающие диких животных

-Назови, слова, обозначающие наземный транспорт.

Игра Наоборот.

• Веселый - грустный

  1. Быстрый - медленный
  2. Красивый - безобразный
  3. Пустой - полный
  4. Худой - толстый

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Таким образом, в процессе выполнения игровых упражнений у детей не только в максимальной степени активизируется речевая деятельность, но  при  этом  формируется  речь  доказательная,   аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются другие важнейшие интеллектуальные качества детей.

Список используемой литературы

  1. И.Агапова. М.Давыдова. Развивающие игры со словами для детей.- М., 2008.
  2. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет: Развитие логического мышления и речи. - М.:ТЦ Сфера, 2010. - 112 с.
  3. Зубарева Л.В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников: задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2011.-99 с.
  4. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. - М.: АРКТИ.-2010.-72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг «Мама – праздник, который всегда с тобой».

Игровой треннинг для детей и родителей с использованием кинезиологических упражнений и элементов логоритмики...

Игры с предметами, которые всегда под рукой

предлагаю игры для использования дома, на празднике, на детском дне рождения....

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе.

Нетрадиционные «Пальчиковые игры» – это игры с различными предметами, которые всегда есть в обиходе....

Конспект интегрированной НОД " Хорошее настроение, которое всегда с тобой"

Гармрнозация личности, вызвать положительные эмоции, продолжать учить совместно работать...

Игрушки, которые всегда с тобой

С привычных "Сорока-белобока", и "Козы рогатой" начинается знакомство наших малышей с увлекательнейшим миром пальчиковых игр, коих великое множество - от обычного сжимания и разжим...

ТРИЗ в речевом развитии дошкольников. Словесные игры всегда и везде

К числу  важнейших задач логопедической работы с дошкольниками относится формирование у них связной речи и выразительности речи.Связная речь – это речь содержательная, логичная и последоват...