Скороговорка как средство развития речи.
методическая разработка по логопедии по теме
Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка, губ, нижней челюсти; формирования правильного звукопроизношения; развиваем и совершенствуем речевой слух; вырабатываем отчётливую и ясную дикцию.
Материал для автоматизации и дифференциации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скороговорка - как средство исправления речевых дефектов.
Скороговорки или чистоговорки - это несложный, как правило, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст. Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще.
Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами :
1.Прочтите скороговорку без голоса (беззвучно), артикулируя каждый звук.
2.Шёпотом.
3.Вслух, в медленном темпе, а затем в быстром.
4.Шёпотом, но быстро.
5.Меняя интонацию.
6.Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками проговаривать
скороговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или слог.
7.Проговорить скороговорку, подбрасывая мячик из одной руки в другую.
8.Проговорить скороговорку можно, прохлопывая ритм ладошками.
9.Предложите проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.
10.Предложите проиллюстрировать скороговорку: Что можно нарисовать к данной
скороговорке? Передать сюжет скороговорки.
Необходимо помнить, детям, у которых быстрый темп речи, следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе. Детям с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука.
Вот некоторые простые скоро – чистоговорки для развития речи ребёнка.
с,с’
са – са – са – вот летит оса
са – са – са – на траве роса
со – со – со – у Сони колесо
со – со – со – у телеги колесо
су – су – су – мы видели лису
су – су – су – яблоки несу
сы – сы – сы – у сома усы
ас – ас – ас – мы купили квас
аска – аска – у меня маска
си – си – си – сена накоси
иска – иска – на столе миска
з, з’
за – за – за – вот идёт коза
зу – зу – зу – мы ведём козу
зу – зу – зу – мы пасём козу
зы – зы – новые тазы
зе – зе – зе – дали траву козе
ц
цо – цо – цо – мы вымыли лицо
цы – цы – цы – сильные борцы
ац – ац – ац – мягкий матрац
ец – ец – ец – поёт певец
ш
ша – ша – ша – мама моет малыша
ши – ши – ши – это малыши
шу – шу – шу – я письмо пишу
шу – шу – шу – я флажком машу
ашка – ашка – на ветке букашка
ошка – ошка – на окошке кошка
ышка – ышка – маленькая мышка
ж
жа – жа – жа – иголки у ежа
жу – жу – жу – молока дадим ежу
жи – жи – жи – у меня ножи
жу – жу – жу – я флажок держу
щ
ща – ща – ща – дайте мне борща
щу – щу – щу – я тебя ищу
ще – ще – ще – он идёт в плаще
щи – щи – щи – ты меня ищи
щи – щи – щи – помоги, поищи
ащ – ащ – ащ – мне купили плащ
ощ – ощ – ощ – на лугу хвощ
ч
чо – чо – чо – ох, как горячо
чу – чу – чу – гулять хочу
ач – ач – ач – дайте мне калач
оч – оч – оч –скоро ночь
ач – ач – ач – испечь калач
чи – чи – чи – у меня ключи
очка – очка новая бочка
р
ра – ра – ра – высокая гора
ра – ра – ра Кате спать пора
ро – ро – ро – на полу стоит ведро
ру – ру – ру – коза грызёт кору
ры – ры – ры – летят комары
ор – ор – ор – у Ромы топор
ур – ур – ур – не гоняй кур
арка – арка – у меня марка
ара – ара – ара – вот идёт Тамара
гра – гра – гра – хорошая игра
р’
ря - -ря – ря – синие моря
рю – рю – рю – репу я варю
ри – ри – ри – горят фонари
ре – ре - ре – санки на горе
л
ла – ла – ла – лопата и пила
ло – ло – ло – в осине дупло
лу – лу – лу – купили пилу
лы – лы – лы – чистые полы
ал – ал – ал – телефон позвал
алка – алка – у него палка
лу – лу – лу – сижу я на полу
ул – ул – ул – не ломай стул
ыл – ыл – ыл – я полы помыл
л’
ли – ли – ли – малину мы несли
ля – ля – ля – зелёные поля
лю – лю – лю – машину я люблю
ли – ли – ли – воду мы несли
ли – ли – ли –мы улицу мели
Гласные звуки
а – а – а – мы видели кота
я – я – я – вот ползёт змея
о – о – о – открыли окно
ё – ё – ё – купили мы ружьё
у – у- у – белка на суку
ю – ю – ю – песенку пою
Дифференциация твёрдых и мягких согласных:
та – та – та – нет у нас кота на – на – на – стою у окна
ня – ня – ня – веду коня ат – ат – ат – у меня халат
ать – ать – ать – я иду спать ить – ить – ить – надо будть
ба – ба – ба – вот стоит изба бя – бя – бя – билет у тебя
ну – ну – ну – подойди к окну ут – ут – ут – я уже тут
уть – уть – уть – нам пора в путь
г - к
ка – ка – ка – белая мука га – га – га – зелёные луга
ку – ку – ку – белка на суку гу – гу – гу – гуси на лугу
ки – ки – ки – идут быки ги – ги – ги – поскорей беги
ак – ак – ак – в саду растёт мак гу – гу – гу – копна на лугу
ки – ки – ки – вот идут быки ги – ги – ги – на лужайку беги
т – д
та – та – та – горячая вода да – да – да – в бане вода
ту – ту – ту – улицу мету ду – ду – ду – я домой иду
те – те – те – сидим в темноте ты – ты – ты – зелёные кусты
ды – ды – ды – вышел из воды ти – ти – ти – на луну лети
ди – ди – ди – домой иди де – де – де – не сиди в воде
п – б
бы –бы – бы – зелёные бобы пи – пи – пи – яблоки купи
би – би – би – топором руби па – па – па – мелкая крупа
пу – пу – пу – купили крупу бу – бу – бу – белка на дубу
па – па – па – вот стоит изба бы - бы – бы – зелёные бобы
пы – пы – пы – мы везли снопы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Скороговорки как средство развития речи
Роль скороговорок в развитии речи...
Скороговорка как средство развития речи
Скороговорка - это средство развития речи....
Маленькие секреты! Скороговорки-"языковертки" в развитии речи детей дошкольного возраста
Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека.Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Традиционн...
Чистоговорки,скороговорки,стихи для развития речи.
Чистоговорки, скороговорки,стихи для развития речи....
Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)
Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности....
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей
Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...