Скороговорка как средство развития речи.
методическая разработка по логопедии по теме

Лилия Викторовна Выжанова

 

 Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и  шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка, губ, нижней челюсти; формирования правильного звукопроизношения; развиваем и совершенствуем речевой слух; вырабатываем отчётливую и ясную дикцию.

Материал для автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Скороговорка  -  как средство исправления речевых дефектов.

                                                                           

               Скороговорки  или чистоговорки  - это несложный, как правило, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст.  Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребёнка, их надо применять как можно чаще.

Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами :

  1.Прочтите скороговорку без голоса (беззвучно), артикулируя каждый звук.

  2.Шёпотом.

  3.Вслух, в медленном темпе, а затем в быстром.

  4.Шёпотом, но быстро.

  5.Меняя интонацию.

  6.Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его руками проговаривать    

    скороговорку. Подбрасывать  и ловить мяч можно на каждое слово или слог.

  7.Проговорить скороговорку, подбрасывая мячик из одной руки в другую.

  8.Проговорить скороговорку можно, прохлопывая  ритм ладошками.

  9.Предложите проговорить скороговорку три раза подряд и не сбиться.

  10.Предложите проиллюстрировать скороговорку: Что можно нарисовать к данной  

      скороговорке? Передать сюжет скороговорки.

 Необходимо помнить, детям, у которых быстрый темп речи, следует предлагать произносить скороговорки в замедленном темпе. Детям с замедленной речью – в обычном темпе или слегка ускоренном. Чтобы речь развивалась, надо следить за чёткостью произношения каждого звука.

Вот некоторые простые скоро – чистоговорки для развития речи ребёнка.

                  с,с’

             

са – са – са – вот летит оса

са – са – са – на траве роса

со – со – со – у Сони колесо

со – со – со – у телеги колесо

су – су – су – мы  видели лису

су – су – су – яблоки несу

сы – сы – сы – у сома усы

ас – ас – ас – мы купили квас

аска – аска – у меня маска

си – си – си – сена накоси

иска – иска – на столе миска

                 з, з’

за – за – за – вот идёт коза

зу – зу – зу – мы ведём козу

зу – зу – зу – мы пасём козу

зы – зы – новые тазы

зе – зе – зе – дали траву козе

                    ц

цо – цо – цо – мы вымыли лицо

цы – цы – цы – сильные борцы

ац – ац – ац – мягкий матрац

ец – ец – ец – поёт певец

                      ш

ша – ша – ша – мама моет малыша

ши – ши – ши – это малыши

шу – шу – шу – я письмо пишу

шу – шу – шу – я флажком машу

ашка – ашка – на ветке букашка

ошка – ошка – на окошке кошка

ышка – ышка – маленькая мышка

                     ж

жа – жа – жа – иголки у ежа

жу – жу – жу – молока дадим ежу

жи – жи – жи – у меня ножи

жу – жу – жу – я флажок держу

                     щ

ща – ща – ща – дайте мне борща

щу – щу – щу – я тебя ищу

ще – ще – ще – он идёт в плаще

щи – щи – щи – ты меня ищи

щи – щи – щи – помоги, поищи

ащ – ащ – ащ – мне купили плащ

ощ – ощ – ощ – на лугу хвощ

                   ч

чо – чо – чо – ох, как горячо

чу – чу – чу – гулять хочу

ач – ач – ач – дайте мне калач

оч – оч – оч –скоро ночь

ач – ач – ач – испечь калач

чи – чи – чи – у меня ключи

очка – очка новая бочка

                   р

ра – ра – ра – высокая гора

ра – ра – ра Кате спать пора

ро – ро – ро – на полу стоит ведро

ру – ру – ру – коза грызёт кору

ры – ры – ры – летят комары

ор – ор – ор – у Ромы топор

ур – ур – ур – не гоняй кур

арка – арка – у меня марка

ара – ара – ара – вот идёт Тамара

гра – гра – гра – хорошая игра

                    р’

ря - -ря – ря – синие моря

рю – рю – рю – репу я варю

ри – ри – ри – горят фонари

ре – ре - ре – санки на горе

                   л

ла – ла – ла – лопата и пила

ло – ло – ло – в осине дупло

лу – лу – лу – купили пилу

лы – лы – лы – чистые полы

ал – ал – ал – телефон позвал

алка – алка – у него палка

лу – лу – лу – сижу я на полу

ул – ул – ул – не ломай стул

ыл – ыл – ыл – я полы помыл

                  л’

ли – ли – ли – малину мы несли

ля – ля – ля – зелёные поля

лю – лю – лю – машину я люблю

ли – ли – ли – воду мы несли

ли – ли – ли –мы улицу мели

          Гласные звуки

а – а – а – мы видели кота

я – я – я – вот ползёт змея

о – о – о – открыли окно

ё – ё – ё – купили мы ружьё

у – у- у – белка на суку

ю – ю – ю – песенку пою

           Дифференциация твёрдых и мягких согласных:

та – та – та – нет у нас кота                     на – на – на – стою у окна

ня – ня – ня – веду коня                           ат – ат – ат – у меня халат

ать – ать – ать – я иду спать                    ить – ить – ить – надо будть

ба – ба – ба – вот стоит изба                   бя – бя – бя – билет у тебя

ну – ну – ну – подойди к окну                ут – ут – ут – я уже тут

                          уть – уть – уть – нам пора в путь

                                                  г - к    

ка – ка – ка – белая мука                       га – га – га – зелёные луга

ку – ку – ку – белка на суку                     гу – гу – гу – гуси на лугу

ки – ки – ки – идут быки                          ги – ги – ги – поскорей беги

ак – ак – ак – в саду растёт мак               гу – гу – гу – копна на лугу

ки – ки – ки – вот идут быки                   ги – ги – ги – на лужайку беги

                                                   т – д

та – та – та – горячая вода                       да – да – да – в бане вода

ту – ту – ту – улицу мету                       ду – ду – ду – я домой иду

те – те – те – сидим в темноте               ты – ты – ты – зелёные кусты

ды – ды – ды – вышел из воды              ти – ти – ти – на луну лети

ди – ди – ди – домой иди                        де – де – де – не сиди в воде

                                                   п – б

бы –бы – бы – зелёные бобы                  пи – пи – пи – яблоки купи

би – би – би – топором руби                  па – па – па – мелкая крупа

пу – пу – пу – купили крупу                  бу – бу – бу – белка на дубу

па – па – па – вот стоит изба                  бы  - бы – бы – зелёные бобы

                         пы – пы – пы – мы везли снопы              

 

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки как средство развития речи

Роль скороговорок в развитии речи...

Скороговорка как средство развития речи

Скороговорка - это средство развития речи....

Маленькие секреты! Скороговорки-"языковертки" в развитии речи детей дошкольного возраста

Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека.Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Традиционн...

Чистоговорки,скороговорки,стихи для развития речи.

Чистоговорки, скороговорки,стихи для  развития речи....

Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)

Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...