Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)
статья по развитию речи
Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Скороговорки, как средство развития речи дошкольников.
Один из способов развития речи, который я использую в своей работе с детьми – скороговорки. Эти небольшие рифмованные фразы – своего рода тренажер для речи. Их можно применять, как только ребенок научился говорить. Поэтому считаю их актуальными, доступными и понятными для детей любого возраста.
Для себя выделила значение скороговорок в развитии речи детей. В чем же актуальность.
1. Помогают развивать речевой слух. Дикцию
2. Обогащают словарный запас
3. Развивают грамотную выразительную речь
4. Развивают фонематический слух
5. Развивают память, воображение и логику
6. Развивают коммуникативные способности детей
Я использую скороговорки не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в свободном режиме дня. Скороговорки – прежде всего игра, а не обучение. Ведь на этапе возникновения они несли смысл именно развлечения. Как и в любом деле – если работать на результат, то необходим системный и регулярный подход. Поэтому стараюсь придерживаться правила: каждому звуку – своя скороговорка. Что мне особенно нравится, скороговорки можно и нужно использовать в работе с детьми с нарушением поведения. Это сразу переключает ребенка, заставляет задуматься. Очень поднимает настроение. Ведь смешные ошибки, которые ребенок допускает при произношении, заставляют повторить стишок вновь и вновь. Получается очень весело и полезно.
В своей работе я использую такую форму, как придумывание рассказа по скороговорке.
Например: Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила
Мышки сушки кушать стали,
Мышки зубики сломали.
Тут можно использовать иллюстрации, игрушки, помощь ( вопросы) педагога, все то, что помогает ребенку проявить фантазию
- Откуда прибежала мышка?
- Как выглядит мышка?
- Что произошло с мышками дальше и тд…
Обязательно в конце обращаю внимание на то, что дети с помощью вопросов придумали рассказ. Можно дать название рассказу, попробовать его пересказать. Детям такой прием очень нравится. Казалось бы, из обычной скороговорки получилась целая история.
Очень занимательно и познавательно придумывать загадки по скороговорке. Для этого необходимы простые алгоритмы.
Формируется на основе вопросов: какой? что бывает таким же? На что похоже? Чем отличается? Обозначить признаки объекта.
Техника заучивания скороговорок:
1. Произнести медленно и четко, по слогам
2. Выучить текст и произнести правильно
3. Проговорить в беззвучном режиме
4. Проговорить шепотом
5. Проговорить вслух медленно и четко, затем быстрее
В своей практике я использую такие приемы для заучивания скороговорок:
- Мяч. Подбрасывать вверх на каждое слово, проговаривая скороговорку. Перекладывать мяч из руки в руку.
- Хлопки руками на каждое слово.
- Можно поиграть с интонацией: произносить с вопросительной, восклицательной. Грустно, радостно, напевая, разными голосами.
Также для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук
- Сжимать пальцы в кулачки
- Загибать поочередно пальцы
- Отбивать ритм ( ладошками, палочками и т.д.)
Скороговорки – это не только уникальное явление шуточного жанра народного творчества, но и очень эффективный тренажер для речевого аппарата. Эта форма фольклора развивает логику, воображение, совершенствует память и внимание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.
Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе
Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

Доклад «Музейная педагогика как средство развития речи детей» (из опыта работы)
Данная статья является докладом к семинару из моего опыта работы по самообразованию....
Статья "Сказка как средство развития речи дошкольников"
Особенностью сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи....

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме
Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"
Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...